Новые правила расчета – новая квитанция
С 1 января 2017 года плата за общедомовые нужды перенесена из разряда коммунальных в разряд жилищных услуг. Поэтому уже в феврале великолучане получат квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, содержание и вид которой существенно изменился.
Как пояснила директор ЕРКЦ Е.В. Берестова, в соответствии с принятыми Правительством РФ постановлением от 26.12.16 г. №1498, письмом Минстроя от 30.12.16 г. №45099-АЧ/04 с 1 января 2017 года вносятся изменения в ряд законодательных актов, в связи с чем меняется порядок расчета платежей за ЖКУ, а именно:
- плата за коммунальные услуги на ОДН входит теперь в состав жилищной услуги «Содержание жилого помещения» и будет называться: «Коммунальный ресурс (КР), используемый в целях содержания общего имущества (СОИ) дома». С января в квитанции появятся строчки с соответствующими названиями: «ХВ в целях СОИ»; «ГВ в целях СОИ»; «Эл.энергия в целях СОИ». Расчет тарифа по данным составляющим платы за жилье осуществлен управляющими компаниями и доводился до сведения населения в виде уведомлений вместе с квитанциями за декабрь.
По каждому дому – свой расчет
По каждому многоквартирному дому (МКД) была рассчитана стоимость данного вида платежа. Расчет был произведен с учетом действующих и вступивших в силу с 1 января 2017 года нормативов потребления на общедомовые нужды, в соответствии с приказом Государственного комитета по строительству и ЖКХ Псковской области. Эти нормативы взяты за основу при расчетах. Кроме этого, учитывалась площадь мест общего пользования.
«Расчет имел следующий вид. По техническому паспорту в каждом доме есть площадь мест общего пользования. В соответствии с 306-м постановлением Правительства РФ, для расчета по холодному и горячему водоснабжению к местам общего пользования относятся лестничные клетки, тамбуры, холлы, колясочные, помещения консьержек (если они есть в доме). Как правило, площадь мест общего пользования соотносится к площади квартир как 1 к 10. То есть если суммарная площадь всех квартир в типовой пятиэтажке составляет 3500 кв. метров, то площадь мест общего пользования, как правило, – порядка 300 – 400 кв. метров. В общежитиях площадь мест общего пользования обычно несколько больше, поскольку там есть холлы, рекреации и другие общие помещения», - пояснила Е.В. Берестова.
При расчетах берется эта площадь мест общего пользования, умножается на соответствующий норматив потребления (свой на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и электроснабжение), затем умножается на соответствующий тариф.
В результате получается нормативная сумма, которую должны оплатить все жители конкретного дома. Полученная сумма распределяется на все площади квартир, при этом учитываются жилые и нежилые помещения. На эти площади как раз начисляется плата за содержание помещений и отопление. До 1 января 2017 г. на эти же площади начислялась и плата на общедомовые нужды (ОДН). В результате подсчетов определяется, сколько теперь стоит 1 кв. м общей площади на конкретный коммунальный ресурс.
«В уведомлениях работники управляющих компаний и представили выведенную в результате таких подсчетов сумму по каждому дому. Эта сумма по каждому из коммунальных ресурсов будет умножена на площадь вашей квартиры и занесена в квитанцию. А вот раздела ОДН теперь в квитанции нет. Кстати, плата за ОДН ранее тоже начислялась в соответствии с площадью квартир», - подчеркнула директор ЕРКЦ. Екатерина Владимировна обратила внимание, что если раньше суммы за ОДН рассчитывались по фактическому потреблению и каждый месяц могли быть разными, то теперь суммы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества дома (СОИ) будут одни и те же из месяца в месяц, до изменения норматива потребления или тарифа на коммунальный ресурс.
Разницу между общей суммой оплаты всех жильцов и тем, что реально показывают приборы учета в конкретном доме, теперь будет обязана оплатить поставщику ресурса управляющая организация. «В связи с этим управляющие компании, видимо, будут больше внимания обращать на то, за счет чего такая разница получилась, - заметила Е.В. Берестова. – К примеру, будут усиливать контроль над тем, правильно ли жильцы передают показания своих счетчиков и вообще есть ли в квартирах приборы учета, или будут строже относиться к проживанию незарегистрированных жильцов в тех квартирах, где нет индивидуальных счетчиков». Кроме того, следует учесть, что управляющие компании не располагают никакими иными средствами, как оплата жильцов за содержание жилья. Поэтому и разницу между оплатой по этой строке и реальным потреблением ресурсов в доме управляющим организациям придется покрывать тоже из средств, которые оплачивают великолучане за содержание своего жилья.
Метод расчетов изменится
Нормативы потребления, которые вступили в силу с 1 января 2017 года и рассчитанные в соответствии с 306-м постановлением Правительства РФ, вскоре будут пересматриваться. Указанное постановление предполагает два способа расчета нормативов. Действующие в настоящий момент нормативы были рассчитаны аналоговым методом. «Суть этого метода заключается в том, что для расчетов нормативов брались фактические объемы потребления ресурсов по тем домам, где стоят приборы учета. То есть по всей области были собраны данные, сведены вместе - и выведен средний норматив», - пояснила Е.В. Берестова.
Директор ЕРКЦ сослалась на информацию, которая прозвучала на январской сессии областного Собрания депутатов, где заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов доложил, что администрация региона четко выполнила все рекомендации федерального центра по разработке нормативных актов. Расчеты вела компания, которая имеет лицензии на этот вид деятельности, а разработанные нормативы были тщательно проверены и прошли государственную экспертизу.
Как пояснил депутатам Александр Кузнецов, для расчетов с 1-го января этого года применен аналоговый метод, но в ближайшее время область может перейти на расчетный метод. В первом случае складываются весь объем потребленных коммунальных ресурсов, далее эти показатели систематизируются и выводится общий норматив в целом по субъекту.
По законодательству, новые нормативы в субъектах федерации должны быть рассчитаны до 1 июля 2017 года. Новые нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в доме будут включать в себя и нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электроэнергии во внутридомовых инженерных сетях дома, а также объем ресурса, потребляемый при выполнении минимального перечня необходимых услуг и работ для обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома. Расчетный метод указанных нормативов по холодной и горячей воде предполагает формулы, где заложены площади мест общего пользования, количество проживающих граждан и нормативный расход воды на эти нужды. Фактический объем потребления того или иного ресурса учитываться при таком расчете не будет. Эти нормативы скорее всего будут ниже, чем те, которые применяются сейчас.
Александр Кузнецов подчеркнул, что в течение февраля будет проведен мониторинг платежных документов, чтобы избежать перекосов в начислении со стороны управляющих компаний.
Нужно сказать еще и о том, что в тех домах, где на какой-либо вид коммунальной слуги отсутствовал общедомовой прибор учета (в нашем городе это в основном на горячее водоснабжение, так как по холодной воде такие приборы есть практически во всех домах), то жители таких домов не платили за ОДН. Этот вид платежа был лишь у граждан с общедомовыми приборами учета. В нашей области нормативы потребления на ОДН были рассчитаны и утверждены еще несколько лет назад (законодательством окончательной датой появления таких нормативов был определен сентябрь 2012 года, но дата вступления их в силу несколько раз откладывалась). Поэтому теперь, начиная с января 2017 года, когда также вступили в действие и новые нормативы на ОДН, у граждан, у которых ранее в графе «плата за ОДН» был прочерк, теперь появится законный платеж – «коммунальный ресурс на содержание общего имущества дома».
«Хочется отметить, что и со стороны управляющих компаний, и со стороны ЕРКЦ к расчетам новых платежей отнеслись со всей серьезностью, - подчеркнула
Е.В. Берестова. - Чтобы произвести расчет и начисление новых составляющих работниками организаций жилищного хозяйства были прослушаны вебинары по этой теме, проводимые авторитетными организациями, представители которых являются участниками рабочих групп при Министерстве строительства и Правительства РФ. Мы посетили также и семинар, проводимый областным комитетом, - продолжила Екатерина Владимировна, - где представители московских организаций нам подробно разъясняли, как необходимо применять вводимые новшества. То есть я хочу подчеркнуть, что все то, что осуществляется в настоящий момент в части начислений платежей за ОДН (или по-новому – КР на СОИ), нами было очень тщательно проработано и выверено, - отметила директор ЕРКЦ. - Например, у нас не возникла та ситуация, которая произошла с январскими квитанциями в Пскове, где при начислении платежей по электроэнергии на СОИ некоторыми управляющими компаниями были взяты в расчет места общего пользования, куда также включили чердаки и подвалы. Да, законодательство позволяет это сделать в соответствии со ст.36 ЖК РФ, но при расчете нормативов потребления на ОДН по электроэнергии площади чердаков и подвалов не были включены в места общего пользования, поэтому, в результате серьезного совместного обсуждения этого вопроса депутатами, администрацией города и управляющими компаниями, таких ошибок изначально допущено не было. И несмотря на то, что новые изменения в постановления Правительства РФ были приняты 26 декабря прошлого года, а опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации только лишь 30-го декабря, все службы жилищных организаций и ЕРКЦ четко и в срок сработали в первых числах января этого года и к предъявлению квитанций за январь с новыми условиями оказались полностью готовы», - заверила Е.В. Берестова.
Недисциплинированность теперь стоит дорого
Если описанное выше изменение касается всех потребителей коммунальных услуг, то следующие новшества будут применяться только к недисциплинированным жильцам домов.
Так, с 1 января 2017 года в случае отсутствия индивидуальных приборов учета в квартирах теперь будут применяться повышающие коэффициенты. Исключение составят лишь те дома, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков (это, например, общежития, где одной кухней пользуются жильцы нескольких комнат).
«Несмотря на то, что доказать тот факт, что в твоей квартире или комнате (если это общежитие) нет технической возможности установить индивидуальный счетчик – в соответствии с принятым законодательством это обязанность самих потребителей, мы запросили данные по всем домам и составили список тех, где счетчики установить невозможно, - отметила Е.В. Берестова. – Во всех остальных домах для квартир, где нет индивидуальных приборов учета на горячую и холодную воду и на электроэнергию, с 1 января в квитанциях появится повышающий коэффициент по тем ресурсам, оплату которых жильцы осуществляли по нормативу потребления, а не в соответствии с показаниями счетчика. Размер такого коэффициента составит 1,5 к действующему нормативу потребления».
В случае если квартира находится в собственности, но в ней никто не зарегистрирован и отсутствуют приборы учета, количество проживающих граждан будет приравниваться к количеству собственников. То есть с 1 января 2017 года плата за горячую и холодную воду и электроэнергию (в случае отсутствия счетчиков) будет начисляться по количеству собственников такого жилья, в соответствии с действующим нормативом потребления и коэффициентом 1,5.
Изменение в расчете платежей за коммунальные услуги коснется и тех, кто не проживал по месту регистрации и приносил в ЕРКЦ справки о временном выбытии и временной регистрации по другому адресу. «Если в вашей квартире имеется техническая возможность установки прибора учета, то справки у вас больше принимать не будут, – подчеркнула Е.В. Берестова. – Теперь справки о временном выбытии для перерасчета берутся только по тем жилым помещениям, где нет возможности установки счетчиков. В основном, это общежития». Следует обратить внимание, что все ранее предоставленные заявления со свидетельствами о временной регистрации на будущие периоды аннулируются с 1 января 2017 года. «Таким образом, законодатель стимулирует всех жильцов домов устанавливать в своих квартирах индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов», - сделала вывод директор ЕРКЦ.
Особо следует подчеркнуть, что если ранее гражданин вовремя не передавал показания счетчиков, то через шесть месяцев начиналось начисление по нормативу потребления. Теперь по нормативу придется заплатить уже через три месяца после того, как показания счетчиков перестают поступать в ЕРКЦ. Повышающий коэффициент в этом случае применяться не будет.
Если счетчик вышел из строя или закончился срок поверки, отремонтировать и заменить прибор учета придется в течение 30 дней. В этот период начисления будут производиться по среднему показателю, а спустя 30 дней начисления пойдут по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 1,5. Перерасчет в дальнейшем сделан не будет.
В случае обнаружения каких-либо устройств, влияющих на работу индивидуального прибора учета, нарушения целостности пломбы или мембраны, начисление будет произведено по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 10 за три предыдущих расчетных периода и до момента устранения допущенных нарушений. При недопуске в квартиру контролеров для проверки приборов учета, если такое происходит более двух раз, начисление также будет производиться с повышающим коэффициентом. «В обязанности управляющих компаний входят такие проверки, и жильцы обязаны допускать их в свои квартиры», - особо подчеркнула директор ЕРКЦ.
«Хотелось бы еще раз акцентировать внимание наших граждан на том, что все вводимые с января 2017 года изменения - это не решение местных или областных органов власти, это постановление Правительства РФ, которое обязаны выполнять и работники жилищно-коммунальной сферы, и потребители ЖКУ. В первую очередь эти изменения направлены на систематизацию и уменьшение платежей на ОДН, которые вызывали столько жалоб со стороны населения», - подвела итог Е.В. Берестова.
Мария Озерова
Создано: 20.02.2017 10:54
Комментарии
...................................
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.