АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Путешествие в мир кукол

 

Мне, «куклиной бабушке», собирающей и наряжающей их без малого 50 лет, принявшей в свой дом больше 3000 кукол, было очень приятно побывать на выставке кукол из частной коллекции Марины Политовой из Москвы в нашем Краеведческом музее. Выставка «Кукла от обряда до игры» начала работу с 3 февраля и продлится по 28 мая. Она очень интересная, познавательная, редкая и занимательная. 
Многие куклы эксклюзивные, заграничные, выпущенные малым количеством экземпляров, рукодельные, сшитые искусно, с любовью и большим увлечением, отображающие профессии или отождествляющие те или иные личности, имена разных эпох.
Сначала произошло знакомство с автором. Директор музея всех пригласила войти в выставочный зал, где нас ждало красивейшее и нарядное царство кукол. Улыбаясь, стояла в центре настоящая царица Марина Политова, молодая, симпатичная, в длинном нарядном платье. Татьяна Петровна Случаева познакомила нас с хозяйкой выставки.
Марина Политова – искусствовед, окончила факультет искусств МГУ имени М.В. Ломоноса; член Национального союза экспертов; ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские»; преподаватель факультета искусств МГУ; учредитель издательства «Путешествие в мир кукол»; автор многочисленных публикаций в области искусства; главный редактор журнала «Королевство кукол»; коллекционер кукол.
Прочитав все ее титулы, всем станет ясно, что такой всесторонне развитый, умный и занятой человек в куклах находит отраду, отдушину и умиротворение в минуты отдыха.
Она имеет возможность приобрести любую куклу и за любые деньги, но сделанные и сшитые собственноручно доставляют ей больше радости и приятных эмоций. Она занимается не просто любимым делом, а своим делом!
Куклами Марина увлечена с раннего детства. Единственная дочь у мамы, любимая внучка у бабушки, устроила у себя «домашний музей». Втроем шили куклам наряды, а потом стали шить и кукол. Собирательство – захватывающая штука. Стоит увидеть где-то интересную куклу, невольно захочется иметь такую же. Откажешь себе во всем необходимом, а ее купишь непременно. Лицом выставки Марины Политовой служит маленькая фарфоровая куколка (новорожденный сонный младенец), за которую она отдала полностью всю свою первую зарплату.
Говорят, все познается в сравнении. И у меня выдалась возможность сравнить наши коллекции. Званий и титулов я не имею. Два средних технических образования – учитель младших классов и плановик-экономист. Мать троих детей, семь раз бабушка, четырежды – прабабушка, инвалид II группы с 1987 года, довоенный ребенок.
Куклы – мое увлечение и хобби.
Мне никто не помогал, все, что сшито и сделано, только своими руками. Все эти годы я принимала в гости и детей, и взрослых. Теперь уже не могу принимать классы, а только по 5-10 человек, тесно. Выставки делаю редко. В день 840-летия города Великие Луки состоялась выставка на улице рядом с Краеведческим музеем, были выставки в Музее Софьи Ковалевской в Полибино и в Музее имени И. Васильева в Борках, в Музее М.П. Мусоргского в Наумове Куньинского района.
В городе у нас не находится места для музея кукол. Они завещаны моему дорогому городу, его детям – сегодняшним и будущим. Но вопрос этот никого не волнует, не интересует и не беспокоит. А я – инвалид, часто болею, и возраст мой подходит к завершающему счету. И что будет с моими куклами? Ясно одно – пойдут на выброс. Делить коллекцию по частям я не буду. Так и живу с ними – в тесноте, но не в обиде.
«Домашний музей» у меня тоже создался стихийно, только не с детских кукол, которых я не имела в годы войны, а уже у солидной женщины в возрасте 30 лет. Первым экспонатом служит подаренная мне сотрудницей прямо в роддоме трехрублевая небольшая куколка. В моей коллекции есть кукла стоимостью в месячную пенсию, этикетку с ее ручки я не снимаю много лет, ни разу не пожалела, что заплатила за нее баснословную для меня сумму.
Куклы – это огромная часть нашей жизни. Марина сказала, что куклы для нее «живые» существа, она про них говорит «кто», так как увлеченному человеку присуще очеловечивать предметы своего увлечения.
У меня в коридоре у входной двери сидит кукла – мальчик. Явный шалун, игрун, непоседа. Так я всем своим посетителям показываю на его стоптанные подошвы туфелек, когда-то сшитых мною. И невольно люди верят, что он стоптал их, бегая по квартире.
Это не выдумка. Стоит мне заболеть или потерять самообладание, куклы перестают улыбаться, как-то затихают, пропадает блеск глаз, и они как бы с состраданием, ожидающе смотрят на меня, но как только я начинаю поправляться, это кукольное царство оживает, сверкая своими глазками и улыбками. За мной ежедневно наблюдают более 6000 глаз, разных по цвету, размеру и выражению.
Да и рассадить их или расставить в двухкомнатной квартире – большое искусство. Ведь нужно сделать так, чтобы каждая кукла смотрела тебе в глаза или в глаза посетителям, где бы они ни стояли и откуда бы на них ни смотрели.
Свою увлеченность я связываю с тем, что в детстве не наигралась в куклы. Довоенный ребенок, я прятала маленькую куколку в карман вещевого мешка при эвакуации из города Койвисто (ныне Приморск) Выборгского района в годы войны. Но мама вынула ее, а туда положила пару кусков хлеба.
Мы плыли на баржах по Финскому заливу, немцы бомбили нас, две баржи ушли на дно. Я как сейчас помню, как качалось на волнах тело маленькой девочки в шапочке с помпончиком. А я кричала: «Мамочка, смотри, это куколка плавает». Мама закрывала мне глаза рукой и горько плакала. Мы из огня попали в полымя. Нас принял блокадный Ленинград. Мама - военнообязанная, медсестра-санитарка. Работала посменно в госпитале, а мы с братом в холодной квартире с наглухо завешенным окном ждем ее. Как мне тогда не хватало куклы, с которой бы я коротала это время. Мама брала меня в госпиталь, где я часами сидела и скручивала выстиранные бинты в трубочки. За это меня кормили кашей и, что самое главное, на пальчик накручивали куколку и рисовали ей зеленкой глазки, носик и ротик. Это был предел детского счастья.
Моя блокадная куколка - бинтик на маленьком пальце,
Забинтована и закутана марлевым
одеяльцем.
Глазки и носик ей нарисованы
обыкновенной зеленкой
И запеленута бинтиком, тонкой
пеленкой.
Я в ладошке ее носила, как
в колыбельке качала,
Чтобы взрывы при страшной бомбежке
мою крошку не испугали.
А когда мы бежали в убежище, я маме
ее доверяла.
Мамины руки сильные нас обоих
от смерти спасали.
А в бомбоубежище я ладошку свою
разжимала
И так до конца бомбежки с куколкой
марлевой ждала.
Я пела ей песенку тихо: «Вот кончится
скоро война,
Бомбежек не будет, и в укрытие мы
не будем ходить никогда!»
Потом эвакуация по Ледовой дороге…. Будет много еще переживаний и скитаний… И каждый раз куколка была для меня спасением, была ли она сделана из соломы или тряпичная, была ли она простой деревяшкой с нарисованными на ней глазками. Я успокаивалась и поправлялась, играя ею. Мы все родом из детства. Но из военного детства нас с каждым днем становится все меньше и меньше.
Да и после войны нам было не до кукол. Вернулись из эвакуации в полуразрушенный дом, где ничего не сохранилось, где даже печь нельзя было топить, а сделали чугунку-буржуйку, которая давала тепло, пока топилась, я быстро взрослела и во всем помогала своей маме.
И вот в возрасте 30 лет, имея двух сыновей, которые ходили в школу, в 5-й и 1-й класс, я родила долгожданную и желанную дочку. Это было 22 ноября 1968 года. Мне в роддом принесли маленькую куклу, с которой я не расстаюсь до сих пор.
Стала бы я собирательницей кукол при других условиях и обстоятельствах жизни? Трудно сказать. Ведь история не знает сослагательного наклонения.
Сопоставляя увиденные на выставке куклы со своими, нахожу не только ценовую разницу, изящество, редкость и роскошь, но и то, что эти куклы создавались для специальных коллекций, а не для игр детворе.
Кукла - в первую очередь игрушка. Фарфоровая кукла для игры не годится. Маленький ребенок не знает ее цены и не понимает, что, уронив, он может разбить ее, да и пораниться осколками. Такие расфуфыренные барышни и для 5-6-летних детей тоже не подходят. Их нельзя переодевать, расчесывать, купать. Они быстро превратятся в хлам, так как все на них приклеено, прикреплено «на честном слове». Это куклы интерьерные, украшающие помещение. Да и куклы, отождествляющие тех или иных артистов или других деятелей в рост человека, тоже создаются не для игр детей.
В коллекции Марины Политовой есть уголок нашей советской ширпотребной игрушки. Куклы детства моих детей и основная часть моей коллекции. Вот именно эта кукла и есть игровая, доступная каждому ребенку. Дети играли с ними с большим увлечением дома, мылись вместе с ними в ванне и в бане, переодевали, расчесывали, укладывали спать рядом с собой, ходили с ними гулять, одевая их в пальто, катали в колясках.
И сейчас много очень хороших кукол выпускают наши кукольные мастера.
Кировская фабрика игрушек – крупнейшее производство кукол в России. За год чуть больше 600 работников-специалистов производят около миллиона кукол. Когда-то в самое тяжелое время войны, когда враг подступал к столице, когда повсеместно на всех фронтах шли жестокие бои, когда фронту требовались танки, самолеты, военные корабли, пушки, снаряды и прочее оружие, когда армию нужно было одеть, накормить и снабдить всем необходимым, чтобы она была боеспособной, когда все в тылу работали под девизом «Все для фронта!», И.В. Сталин дал распоряжение на Вятке создать артель игрушек. Она была создана и игрушкой ковала победу.
В моей коллекции есть такие красавицы, изготовленные из пластизоля (полимер, похожий на резину, но более качественный и долговечный). Такие куклы встретишь в Белоруссии, Казахстане, Израиле, Канаде.
Интерес к куле будет всегда, в любое время. Об этом говорят стабильные продажи их на протяжении многих лет.
В магазинах много иностранных импортных кукол, есть западные куклы-реборны, точные копии маленьких детей, есть Барби с женственными формами и много других игрушек.
Трудно даже представить, как в детских садах могут с такими куклами играть коллективно, лечить их, учить или просто играть в «дочки-матери».
Покупая ребенку куклы, можно учесть мнения психологов, они утверждают, что хорошая кукла должна обладать «детской» внешностью, не вызывать агрессию. Она должна быть безопасной, изготовленной из хорошего пластика.
Бесспорно, ребенку нравятся роскошные, царственные куклы с фарфоровыми головками, ручками и ножками. Вы объясните своим дочкам, что такая кукла стоит только на особой подставке, что ее нельзя посадить, нельзя мыть, чесать и т.д., да и спать ее, такую расфуфыренную, рядом не положишь. Это подарочные куклы, которые украсят детскую комнату и будут напоминать о человеке, подарившем ее.
Писать об истории кукол можно много и долго. Я дважды играла в «Поле чудес». В первый раз, когда вынесли нашей тройке подарки, я демонстративно отодвинула пылесос и сказала, что в Великих Луках меня с таким подарком не примут, что я приехала на игру, чтобы получить в подарок куклу, и скомандовала: «Куклу маленьким великолучанам – в студию!» Якубович спросил: «Какую еще?» Я ответила: «Самую большую и красивую!» Мне ее вынесли. Она украшает мою коллекцию и радует всех.
На второй игре, на которую меня пригласили как рекордсменку клуба рекордов «Левша», по каким-то непонятным для меня обстоятельствам вопрос нашей тройке был таким: «Как в старину называлась кукла?» Мне, «куклиной бабушке», не знать такого ответа было бы стыдно. Но я была второй, отгадал первый отвечающий.
А все ли знают ответ? Кукла в старину называлась Матрена. От этого названия пошли наши знаменитые сувенирные куклы–матрешки, олицетворяющие материнство, плодородие, добро и любовь. Самая крупная – мать, а дальше ее дочки и последний обязательно – сын Митрофан.
Есть такие куклы и у меня в коллекции, и на выставке Марины Политовой красуется расписная семья матрешек с большим числом вложений.
Представленные на выставке куклы удивляют большим разнообразием стилей, образов и даже времен. Сергей Образцов, самый знаменитый кукольник, страны, руководитель Кукольного театра, сказал: «Куклы – тоже искусство, веселое и нужное».Это не совсем еще разгаданный вид искусства, это феномен, это зеркало жизни.
Посетив выставку, я увидела, как нужно и можно создать баланс в коллекции кукол обычных, с куклами оберегами, обрядовыми, антикварными, механическими «жакемарами», музыкальными «автоматонами» и театральными…
Жемчужинами выставки Марины Политовой являются куклы антикварные. Их чаще и правильней называют созерцательными. Это куклы для украшения богатых и дорогих интерьеров.
Я очень рада знакомству с нею, пригласила их с мамой к себе в гости, они обещали обязательно посетить мой «домашний музей».Мне дали слово. Я всех поблагодарила за то, что пришли в музей на такую красивую, занимательную, загадочную и сказочную экспозицию кукол. Все смотрели и слушали хозяйку завороженно.
Пили кофе с печеньем и снова возвращались к экспозиции кукол, чтобы лучше запечатлеть и запомнить их, продлить общение с миром детства, приятным, неповторимым, чудесным и прекрасным.
Обязательно побывайте на этой выставке, мои дорогие великолучане и гости нашего города. Путешествие в мир прекрасного облагородит вас, порадует.
Автору выставки и всем посетителям я подарила это стихотворение.
Меня «куклиной бабушкой» дети зовут,
Даже «кукольной бабушкой» величают,
Когда пишут мне письма иль
в гости придут,
Или в городе если встречают.
В письмах пишут они про успехи свои,
В гости в классы свои приглашают.
А еще обязательно в каждом письме
Здоровья мне дети желают.
Они любят в гостях у меня побывать
И рассказ мой про кукол послушать.
Мы готовы всех в гости к себе
принимать
И никто не бывает здесь лишним.
Оттого я, наверно, так долго живу,
Куклы мне выживать помогают…
И, наверно, еще потому,
Что здоровья мне дети желают!
Марина Политова была очень благодарна за этот подарок. Сказала, что стихи о куклах ей дарят редко.

В. Спиридонова

Создано: 20.02.2017 11:18

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить