АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Эстонцы в Великих Луках

 

Сергей Тамби родился в Ленинграде. После обучения на факультете Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета окончил магистратуру Тартуского университета в Эстонии и магистратуру МГИМО МИД России в Москве. Работает переводчиком с эстонского языка на русский язык. 

Сергей о себе:

«Несколько лет назад, благодаря владению эстонским языком, я начал изучать историю эстонских поселений России, проводил научные изыскания по истории поселений эстонцев Псковской и Ленинградской областей, эстонской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве. Мне было интересно заниматься историей великолукских эстонцев, так как я бывал со своим дедушкой в Великих Луках и мне очень пришелся по душе этот город - столица российского воздухоплавания! К настоящему времени в отечественной и зарубежной историографии отсутствует комплексное исследование по великолукским эстонцам-переселенцам. Данная работа написана в том числе на основе редких архивных документов». 

В конце XIX - начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении, в том числе и в город Великие Луки и его окрестности.
Первые эстонцы-переселенцы по-явились в Великих Луках примерно в 1874-1878 годах, большинство из них прибыло из Вырумаа. К 1917 году в Великолукском уезде насчитывалось 1500 эстонцев, в городе Великие Луки тогда жили более 200 эстонцев. К 1924 году в городе проживали примерно 50 эстонцев (это объяснялось последствиями оптации эстонцев в Эстонию и тем, что большинство эстонцев все-таки жили за городом - на хуторах). К началу и середине 1930-х годов численность эстонского населения Великих Лук возросла: шел приток рабочей силы с хуторов в город. В Белую Липу первые эстонцы-поселенцы (11 семей) прибыли в 1890 году. В Перевоз (пустынь Медведево) также 11 семей прибыли в 1890 году. В Новосокольниках и его окрестностях к 1917 году жили более 200 эстонцев.
В январе 1906 года в Великих Луках сдавался в аренду магазин пекарских печей. Всех потенциальных арендаторов просили обратиться по адресу: Великие Луки, дом Тамма, господину Грюнберг. Эстонский пожарник, руководитель пожарного отряда таллинского порта, глава главного дивизиона пожарной бригады города Таллина Адольф Вильгельм Вальм-Тимошко (10.11.1887, Таллин - 11.05.1970) окончил гимназию в Великих Луках.
Весной 1907 года великолукские эстонцы задумались над созданием в городе эстонской школы. Тогда уполномоченный церковью и школой К. Меус опубликовал в газетах объявление об открытии вакансии на должность кистера-школьного учителя для кирхи и создаваемой школы в Великих Луках. 

К ноябрю 1910 года Эстонское общество просвещения Великих Лук (председатель - С. Порила) объявило открытой вакансию на должность учителя для организованной этим обществом в том же году великолукской эстонской школы. Требования к кандидатам были такие: знание эстонского, русского и немецкого языков, приветствовалось умение играть на органе. Зарплата составляла 400 рублей в год, учителю предоставлялась квартира. 

В 1912 году общество просило Евангелическо-лютеранскую приходскую кассу взаимопомощи выделить средства на поддержание школьной деятельности. На средства Эстонского общества просвещения Великих Лук для школы приобрели музыкальный инструмент - фисгармонию. Во время Первой мировой войны инструмент перенесли в лютеранскую церковь, а после Октябрьской революции глава церковного прихода, видимо, не желавший, чтобы все церковное имущество было подчистую экспроприировано большевиками, перенес фисгармонию в «надежное мес-то» - к себе домой. На протяжении всей первой половины 1920-х годов обсуждался вопрос об изъятии у него музыкального инструмента и переносе его в эстонскую школу города, чтобы дети приобщились к музыке.

В 1915 году власти произвели отчуждение помещений эстонской школы. 28 мая 1917 года Эстонское общество просвещения Великих Лук организовало собрание, чтобы обсудить этот вопрос. Выяснилось, что расходы на содержание школы составляют 2500 рублей в год, а у общества тогда имелось имущество лишь на 1000 рублей. Й. Яагумаги заявил, что оставшуюся сумму должны «выложить из своего кармана» члены правления общества. Ему горячо возразил бывший владелец трактира
Й. Мяндик. Слово за слово и разразилась перепалка… Было решено провести следующее собрание 17 июня 1917 года.
Многие эстонцы Великих Лук приняли участие в Первой мировой войне. Например, эстонец Яан Раудсепп сражался в Латышском стрелковом батальоне.
Лютеранскую церковь Христа Спасителя в Великих Луках освятили 25 августа 1885 года. Здание кирхи, расположенной на углу Екатерининской и Преображенской улиц (частично сохранилось), было возведено к 1909 году. Помимо эстонцев церковь посещали латыши, немцы и финны. В 1920-1921 годах здание кирхи передали клубу национальных меньшинств, однако в 1923 году его возвратили лютеранской общине, во главе которой находился пастор М.А. Лапиль. 18 мая 1924 года в Великие Луки приезжал помощник пастора из Торопца Й. Обершнейдер. В 1925 году в церкви был проведен атеистический праздничный вечер. Обсуждали тему «Как развивается вера?». Мероприятие посетили большое количество как молодых, так и пожилых людей. Примечательно, что в этот же день в церкви состоялось богослужение, которое посетили лишь единицы…

В 1928 году стартовала кампания по закрытию церкви. 16 ноября 1928 года великолукский исполком провел совещание по преобразованию церкви в клуб национальных меньшинств. Выбрали комиссию по организации клуба, куда вошли пять человек. На следующий день, 17 ноября, комиссия клуба приняла церковь у прихода. Передача прошла спокойно, без эксцессов. Комиссия утвердила смету расходов, начала вырабатывать устав клуба, организовала прием в члены клуба и приступила к ремонту помещений. Эстонское и латышское общества Великих Лук стали готовить программу к празднику открытия нового клуба. 18 ноября 1928 года в церкви было проведено богослужение, на которое собралось примерно 20 человек. В 1928 году кирху окончательно зак-рыли. Вместо креста на башне стал развиваться красный флаг. Весной 1929 года свой первый танцевальный вечер в бывшей церкви провели и великолукские латыши. 

Великолукские эстонцы читали прессу на родном языке. К весне 1924 года заказы на подписку на газету «Эдази», выходившую на эстонском языке в Ленинграде в межвоенный период, принимал на железнодорожной станции Великие Луки сотрудник материального склада станции А. Толли.
Илл. 5. Заказы на подписку на газету «Эдази» принимал на ж.д. станции Великие Луки А. Толли

26 августа 1923 года в Серебряницкой волости Великолукского уезда, в помещениях школы деревни Красная Вешня состоялось собрание эстонцев этой волости. В повестке дня значились вопросы устройства СССР, а также такие вопросы: «Рабочий класс и хуторяне», «Декрет о земле и виды использования земли», «Продовольственный налог», «Кооперация», «Школьное образование». Выступил студент Свердловского университета товарищ Розинг, который рассказал собравшимся о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. О школьном образовании поведал местный учитель Р. Юксааре. Он заявил, что «вера является препятствием для распространения знаний». Избранная на собрании комиссия должна была решить, где лучше основать эстонский кооператив - в Великих Луках или в Серебряницкой волости.
30 марта 1924 года состоялось очередное общее собрание эстонцев, проживающих в Великих Луках. Было решено подыскать в городе помещения для эстонского клуба (планы по его созданию появились еще в 1922 году, а создан он был лишь в феврале 1924 года). Избрали бюро клуба из трех человек, им ставилось в задачу проводить митинги в поддержку создания клуба и агитировать эстонцев за его устройство. В члены клуба сразу записались 21 человек. 17 апреля 1924 года клуб провел вечер памяти погибших на приисках Ленского золотопромышленного товарищества в 1912 году. 3 мая того же года состоялся памятный вечер, посвященный эстонскому революционеру В.Э. Кингисеппу. Собравшимся представили доклад о его жизненном пути и трудовой деятельности. На мероприятии поддержали идею создания гидроаэроплана имени В.Э. Кингисеппа. К маю 1924 года при клубе работали политический, певческий, драматический и литературный кружки. 1 июня 1924 года клуб выехал в Серебряницкую волость, где показал драму «Странник», там же выступил эстонский хор под руководством товарища Кангро.
После летних «каникул» эстонский клуб Великих Лук с новой силой взялся за проведение мероприятий. 5 ноября 1924 года драмкружок клуба совершил выезд в Насву, где провел «концерт-митинг». 8 ноября 1924 года клуб организовал выездной «концерт-митинг» в честь 7-й годовщины Октябрьской ре-волюции в Воздвиженке Великолукского уезда. 22 августа 1926 года на общем собрании члены эстонского клуба единогласно решили организовать при клубе секцию МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Для секции поставили задание: сделать членами МОПРа всех эстонцев Великих Лук. В 1928 году эстонский клуб Великих Лук выезжал с представлением в деревню Мошино.
Летом 1924 года началась подготовка к открытию эстонской школы в Великих Луках. По этому вопросу 8 июня состоялось общее собрание эстонского клуба города. Бюро клуба и учителю Юксааре была дана установка не позднее чем к 6 июля собрать данные о примерном количестве эстонских детей школьного возраста, которые смогли бы посещать школу. Также на собрании выбрали специальную комиссию, куда вошли товарищи Лепинд, Пайю, Папи, Мыттус и Лепман. Этой комиссии поставили задачу организовать митинг в Великих Луках и на нем агитировать за создание сельскохозяйственного потребительского общества. Наконец, на 6 июля 1924 года назначили проведение Конференции эстонских поселенцев Великолукского уезда, на которой планировалось еще раз обсудить эти два вопроса и прогресс по ним.
15 ноября 1924 года в Великих Луках открыла свои двери эстонская рабочая школа I ступени, обустроенная великолукскими рабочими-эстонцами и членами эстонского клуба. Власти выделили для школы большое здание в городе. Особенно большой вклад в обустройство школы внесли следующие товарищи-эстонцы: Ягумяги, Кольберг, Китос, Кангро и Вахер. Поначалу ее хотели открыть еще к 1 октября 1924 года, но, в связи с отсутствием учителя, открытие затянулось на полтора месяца. Школу посещали не только эстонские дети, жившие в городе, но и дети с дальних и близких деревень уезда, так как к 1925 году при школе действовал интернат, где учащиеся могли жить. Школьным учителем являлся товарищ Суйя, однако в начале лета 1926 года он уехал из города, не оставив «преемника».
Многие великолукские эстонцы пострадали в годы массовых репрессий 1930-х годов. Упомянем среди них крестьянина Югана Яковлевича Югансона (1894 г.р.), токаря Якова Антоновича Югансона (1911 г.р.) и крестьянина Владимира Карповича Тигане (1899 г.р.).
Эстонцы внесли поистине огромный вклад в освобождение Великих Лук от нацистов. В составе 3-й ударной армии в освобождении города (Великолукская наступательная операция) принимал участие 8-й Эстонский стрелковый корпус. За проявленные мужество и отвагу в боях за Великие Луки более 900 воинов-эстонцев были награждены орденами и медалями. Звания «Почетный гражданин города Великие Луки» удостоены следующие эстонцы: в 1965 году - Лембит Абрамович Пэрн, в 1969 году - Альберт Александрович Каристе, в 1975 году - Карл Иванович Ару. В послевоенные десятилетия многие эстонские ветераны, освобождавшие город, приезжали из Эстонской ССР в Великие Луки, где посещали места боев и возлагали цветы к памятникам героическим воинам-освободителям великолукской земли. Приезжают они в Великие Луки и в наши дни. Многим уже за 90 лет…
Разными эстонскими авторами (Ханно Ойяло, Пеэтер Ларин, Урмас Усай, Алексей Курме) написано несколько интересных книг о сражениях под Великими Луками. 30 июля 1960 года состоялось торжественное открытие памятника, установленного по инициативе Совета Министров Эстонской ССР на валу крепости и сделанного из известняка, привезенного с эстонского острова Сааремаа. Речь о символе города Великие Луки - Обелиске Славы. Памятник посвящен военнослужащим Эстонского стрелкового корпуса Советской армии, павшим в боях под Великими Луками. 

Автор 26-метрового памятника - эстонский архитектор, лауреат Государственной премии Эстонской ССР и Государственной премии СССР, Народный архитектор СССР Март Янович Порт (1922-2012). По его замыслу обелиск символизирует крепость воинского братства. Текст на памятнике, ставшим настоящей «визитной карточкой» города, написан на русском и эстонском языках.
Ветераны у Обелиска Славы. Великие Луки, 1961 год

В 1963 году в честь заместителя командира по политической части 921-го стрелкового полка 249-й Эстонской стрелковой дивизии Яна Савельевича Арно (1909-13.12.1942), погибшего при освобождении города, Самарскую улицу в Великих Луках переименовали в улицу Яна Арно. В советское время теплые отношения установились между Великими Луками и Нарвой - между городами проводилось социалистическое соревнование и творческое сотрудничество. 26 июня 1965 года работники культуры города поздравили трудящихся Нарвы с 25-летием Советской Эстонии. 

10 июля 1965 года великолучане отправили нарвитянам поздравление по случаю 25-летия восстановления Советской власти в Эстонии. В адресе говорится: «Великолучане всегда помнят тот вклад, который внесли патриоты вашего города - участники Великой Отечественной войны в составе Эстонского национального корпуса в освобождение города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков. Дружба русского и эстонского народов вечна, она скреплена совместно пролитой кровью в боях за освобождение нашей Ро-дины от фашистской нечисти». 

17 июля 1966 года нарвитяне направили великолучанам поздравительный адрес в Великие Луки по случаю 800-летия города. В адресе есть такие слова: «Пусть крепнет дружба русского и эстонского народов». 17 декабря 1972 года великолукский поздравительный адрес направился в Нарву по случаю 50-летия со дня образования СССР. Братские связи с эстонскими партнерами продолжаются и сейчас. Так, в июне 2008 года между Великими Луками и эстонским городом Маарду был подписан договор о дружбе и сотрудничестве.

С 1982 года радует своих фанатов выступлениями и новыми альбомами эстонская панк-группа «Великие Луки». 

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, тогда в Великолукском городском округе проживали 19 эстонцев, а в Великолукском муниципальном районе - 6 эстонцев. У многих жителей района, однако, сохранились эстонские фамилии, что позволяет говорить, что их предки являются эстонцами-переселенцами в этот край. 

Таким образом, великолукские эстонцы внесли значительный вклад в историю и культуру многонационального Великолукского района Псковской области, а также России в целом.

Сергей Александрович Тамби

Создано: 22.03.2019 11:41

Комментарии  

 
0 #1 Владимир Павлов 24.03.2019 20:04
Здравствуйте, Сергей!

Спасибо за ваши отличные краеведческие статьи про эстонцев в Великих Луках и в уезде-районе.
Отличные фото.
Великолучане и эстонцы НАВЕКИ связы общей историей, общими жертвами в борьбе с гитлеровским фашизмом, общей памятью людей.

Обелиск Славы на Неплюевом бастионе Великолукской крепости, лично я называю ещё и так: САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПАМЯТНИК ЭСТОНЦАМ вне Эстонии, а может быть и в мире, особенно, когда он с бастионом отражается в водах Ловати и размеры его удваиваются.

Немного добавлю вам информации:
1. главный пожарник, скорее всего, учился в Великолуцком реальном училище (годы его существования 1878 - 1918). В Великих Луках для мальчиков было ТОЛЬКО реальное училище, для девочек - гимназия. Обучение в реальном училище было очень достойное. ВЛРУ дало России, другим странам МНОГО ЗНАМЕНИТЫХ ГРАЖДАН.
Скорее всего он учился в училище в период с 1997 по 1905 гг. Можно поискать списки учащихся ВЛРУ за эти годы в Гос. архиве Псковской области (ГАПО)...
2. Иллюстрация 8 - ПРАВИЛЬНО ПРОКОММЕНТИРОВА ТЬ ЕЁ НАДО ТАК: Ветераны на правой набережной Ловати, на заднем плане: валы, Неплюев бастион земляной Великолукской крепости, на котором расположен Обелиск Славы 1961 г.

УСПЕХОВ...

С уважением, Владимир Павлов
поэт, краевед, фотограф
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить