Оплечье Новгорода
«Называли его новгородцы оплечьем», - писал великолукский поэт о нашем городе. Оплечье - часть воинского доспеха, укрепленное на плече или вшитого в одежду, обычно делалось наиболее прочным.
Ведь при ударе мечом сверху оружие обычно соскальзывало с шелома (шлема) и бармицы (кольчужной сетки, закрывавшей шею), и вся сила удара приходилась по плечу воина. Роль оплечья и играл город Луки, прикрывая в XII-XV веках земли Великого Новгорода от нападения врагов. Как свидетельствуют источники, уже в 1167 году наш город стал жертвой феодальных усобиц и был сожжен владимирским, смоленским и полоцким князьями. Но главным противником новгородских земель на протяжении веков была, конечно, Литва, в связи с чем в Новгородской летописи старшего извода под 1198 годом и было записано: «Изяслав бяше (был) посажен на Лу-ках княжити и от Литвы оплечье Новгороду...».
Впервые о литовских племенах упоминается в западных хрониках в начале IX века. Жили они в небольшом районе между реками Нерис, Вилия и Неман (само слово Литва, как считают историки, произошло от названия речки Летаука). У литовцев господствовал первобытно-общинный строй, который, правда, начинал разлагаться. Постепенно эти племена (латыгола, земигола, жмудь и другие) расселяются на новые территории. Выросшие в суровых условиях, воинственные и сильные литовцы начинают совершать набеги на русские земли.
Первое упоминание о нападении Литвы на Луки встречается в летописи под тем же 1198 годом. Литовцы «пожгоша хоромы, а лучане устерегоша и избыша (спаслись) в городе». Эту скупую летописную запись дополняет сказание, опубликованное А.Н. Мошиным в своей знаменитой книге «Легенды Великих Лук».
«Когда умер князь Изяслав, посланный в Луки специально «блюсти Новгород от Литвы», литовцам эта весть придала смелости и они осадили город. При их приближении окрестные жители спешили укрыться за крепкими городскими стенами, сгоняли сюда и скот, и свозили имущество, какое успевали захватить, но кое-что все-таки доставалось литовцам и много хором они пожгли. Ночью распространился среди них слух, что вести о смерти князя Изяслава были вымышлены и что он жив и утром сделает вылазку. Литовцы поспешно снялись, прекратили осаду и ушли от Лук».
Только за последнее десятилетие XII века наш город трижды подвергался нападению литовцев. В следующем веке вторжения их на русские земли продолжаются и становятся постоянными.
Лучане не только отбивают натиск врага, не раз с новгородцами и псковичами они совершают походы на Литву, разоряя их земли и уводя с собой многочисленных пленных.
Что из себя представляли великолукские укрепления в период вхождения города в состав Новгородской земли, сохранившиеся источники не сообщают. Правда, под 1211 годом в летописи отмечается, что в Луки прибыл посадник Дмитрий Якунич с новгородцами, чтобы строить укрепления, но подробностей этого события нет. Однако, если знать, как выглядели древнерусские города, то можно с уверенностью сказать, что в центре Лук находилась крепость (обычно называемая городом, реже детинцем или кремлем). Известный историк XIX века М.И. Семевский, возможно пользуясь не дошедшими до нас данными, писал, что состояла крепость в те далекие времена из частокола или дубового тына, все бревна которого были крепко соединены между собой. В XIV или XV веке на месте частокола были выстроены деревянные стены с двухъярусными башнями и тыном, наклонно вбитым в землю во рву. Кстати, многие краеведы считают, что и остров Дятлинка был создан искусственно в конце XII или начала XIII века для повышения обороноспособности крепости, т.к. широкий и пологий мыс у самых стен давал преимущества осаждающим, а прорытая через него водная преграда затрудняла их задачу.
Вокруг крепости находилось неукрепленное поселение горожан - посад, в котором жили купцы и ремесленники. Впрочем, по данным того же Семевского, посад был обнесен высоким земляным валом и на всем протяжении его гребня был установлен высокий и толстый частокол - острог, а по углам и у выездов высились деревянные башни с бойницами.
В XIII веке натиск литовцев на русские границы резко усиливается. Нередко на новгородских землях они получают достойный отпор. Так, в 1223 году лучане и торопчане разбили литовское войско под Усвятами. Через два года князь Ярослав Всеволодович с новгородско-великолукскими силами победил литовцев у Дуб-ровны. Страшный разгром захватчикам в Торопце, на Жижецком озере и под Усвятами в 1245 году устроил Александр Невский. Но эти победы не мог-ли остановить агрессию. Тем более, что в середине XIII века князю Миндовгу удалось объединить все литовские племена в могучее раннефеодальное государство. Если раньше походы Литвы были с целью грабежа и захвата добычи, то теперь, воспользовавшись ослаблением Руси после монгольского нашествия, они начинают завоевывать одну за другой русские земли. Но, конечно, нельзя считать литовцев в этот период такими же злейшими недругами Руси, как монголо-татары или немецкие «псы-рыцари». Многие русские княжества добровольно, на особых условиях, входили в состав Литовского государства. Причем в ней власть на местах не менялась, новых порядков никому не навязывалось, существовала широкая веротерпимость, государственным языком считался русский и т.п. Так возникло Великое Княжество Литовское и Русское, в которое вошли три четверти бывших древнерусских городов (Киев, Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск и другие). Наивысшего могущества Великое Княжество Литовское достигло в XIV веке при князьях Гедемине (1316-1341) и Ольгерде (1345- 1377), о которых с уважением пишут русские летописцы. Столицей государства стал город Вильно. Практически образовались две новые Руси - Русь Московская и Русь Литовская, каждая из них стремилась стать центром объединения русских земель. В нашу задачу не входит исследование интереснейшего вопроса взаимоотношений Моск-вы и Вильно. Отметим только, что у Новгородской боярской республики в тот период были свои интересы - в первую очередь, любой ценой сохранить независимость Новгорода от кого-либо. Поэтому Луки, как пограничный город новгородской земли, по-прежнему принимал на себя удары врагов. Летописи XIV века неоднократно упоминают о том, что побили «Литву на Луках».
И все-таки Луки не устояли. Самый яркий из литовских правителей, энергичный, отважный и воинственный князь Витовт в самом начале XV века завоевал наш город, после чего Великие Луки (впервые так названные в 1406 году) до 1471 года находятся под двойным управлением Новгорода и Литвы. Как записано в новгородско-литовском договоре: «А на Луках наш тиун, а ваш другии: суд им на-пол». В 1471 году Новгород добился перехода Великих Лук снова под свое полное владение. Но через несколько лет вся новгородская земля вошла в состав Московского государства и Великие Луки - «оплечье Новгорода», превращаются в «предсердие Моск-вы». Борьба же с Польско-Литовским государством, ставшим в XVI веке злейшим врагом России, продолжалась еще очень долго.
Многочисленные курганы, называемые местными жителями «литовскими могилами», и географические названия (вроде Кровавого ручья или Кровавой луки на юге нашего района), остались на великолукской земле в память о тех далеких и суровых временах.
В. Орлов.
«Путешествие в прошлое. Великие Луки»