«Ни одного лишнего штриха»
Нас пригласили, и мы охотно согласились прийти на вечер художника Александра Ивановича Андреева.
В маленьком, немного тесном зале - столько гостей, что не только «яблоку некуда было упасть», но и воздуха не совсем хватало. Но это, скорее, к чести художника и свидетельство всеобщей любви к нему.
Надо сказать, что любой вечер, большое или маленькое событие, торжество, праздник, посвященные людям творчества, для самого «виновника» - дело достаточно ответственное. Нужно подобрать работы, сделать хотя бы небольшую выставку, пригласить гостей... Задача непростая, однако Александр Иванович с нею справился.
У мастера нет «ни одного лишнего штриха!» - так утверждали все многочисленные гости, пришедшие на юбилей мэтра. «Цветной карандаш, тушь, черный карандаш» - это не полный перечень основных техник, используемых художником.
«Нет сегодня больших имен, таких как Репин, Шишкин, Айвазовский, Серов.., - так говорили гости. - И потому так важен сегодня человек, который бы нес это высокое звание художника и продолжал великое их дело сегодня!» Действительно, несколько тысяч рисунков – это не шутка!
Александр Иванович мог избрать и иную судьбу, «сейчас был бы генералом, наверное». За его плечами училище связи, высшее пограничное, высшие курсы КГБ и многое другое…
«Но истинный мужчина должен быть сильным и потому сделать выбор в пользу одного-единственного ремесла! И им стало мое искусство!» - говорит художник.
Кстати, Александр Иванович разносторонний, добрый человек, увлеченный, чрезвычайно работоспособный и, к тому же, еще и отменный грибник и рыбак.
Мы подошли к нему, чтобы задать несколько вопросов. Одним из них был: «Какую предпочитаете ловить рыбку?» «По мне, главное – не «масть рыбы», а ее величина», - весело и с задором ответил художник.
Александр Иванович делает много доброго. Кому-то он помогал издавать книги, кому-то иллюстрировал, вовремя направлял или наставлял «на путь истинный» в искусстве. Не просящий ничего взамен, скорее - отдающий и щедрый, заботливый и тонкий в понимании человеческих душ, не пустослов, одним словом, - «человек-дело!» «А помните, дорогой Александр Иванович, Вы помогли мне тогда определиться и наконец решиться и собрать документы, чтобы вступить в Союз писателей?!» - нередко можно было услышать на этом вечере.
Поздравить мастера пришли писатели, поэты, друзья-корреспонденты, деканы факультетов и директора училищ. Кто-то из друзей-однокашников, не раздумывая, взял гитару и решил поздравить «лучше доброй песней, чем словом». Кто-то читал небольшие стихи, а кто-то - целые поэмы! Более всего запомнился человек - к сожалению, не успели запомнить его имени, - читающий «прозаические монологи» Вильяма Козлова и других достаточно известных на Псковщине писателей.
На пару слов
- Александр Иванович, с какого возраста начали писать?
- Я - левша. А вы знаете, наверно, что в наше время таких переучивали; и я очень переживал, даже отстал от всех, хотя, глядя на оценки, что были, там и не было вовсе троек. Ну, если «про писать»… писать начал в классе седьмом, восьмом.
- А левой пишете все равно? Не разучились?
- Левой-то как раз и пишу, правой не доверяю! – улыбнулся мастер. А вообще могу работать обеими руками.
- Ну, а когда впервые заметили ваше творчество?
- Знаете, я долгое время служил на заставе… были какие-то картонки, краски, я пытался «мазать», многое не получалось, это нервировало меня. Писал в свободные минуты… дарил сначала своим…потом уже и начальники застав, видя мои работы, просили подарить их. Ну а первым меня заметил «начальник отряда», в то время большая величина - полковник! «Это твои картины?» - спросил он. - «Да, мои», - ответил я. - «Дома есть что?» - «Есть, товарищ полковник!» - бойко ответил я. – «Неси все ко мне!» Я принес. «Хочешь, чтоб я поспособствовал и отпустил тебя учиться?» «Бог ты мой, - подумал я. - Неужели же и впрямь судьба?!»
И, действительно, прошло совсем немного времени, и начальник погранотряда сказал вдруг мне: «Знаешь, я совсем скоро буду встречаться с начальником военного округа». Был тогда такой замечательный человек, генерал-лейтенант Ионов, образованнейший и, что еще более ценно для меня, сведущий и хорошо понимающий в искусстве человек.
Он-то меня окончательно и оценил: «Нечего тебе тут время терять!» И тотчас же и отправил. А тогда это редкость была. Служили чуть ли не по двадцать пять лет! Начальник же отряда на прощание сказал: «Служи, учись, сынок, но если же…чего не так пойдет – твой барак в твоем распоряжении, как, впрочем, и вся наша доблестная девизия!» Он от души хотел, чтобы у меня все получилось и больше я бы никуда не возвращался.
- Почему именно маленькие города, Александр Иванович?
- В больших воздуху нет! Воздуху!
Е. Николаенков
Создано: 07.02.2017 14:08