АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Символ целой эпохи

Есть на улице Первомайской одно интересное здание, ставшее в свое время символом Великих Лук и целой эпохи. Это
Великолукский техникум железнодорожного транспорта. Сегодня оно именуется по-иному, но при этом остается одним из старейших учебных учреждений в России по подготовке кадров для железной дороги. История этого великолукского учреждения профобразования, как и здания главного корпуса с колоннами, очень любопытна и интересна.

Железная дорога, прошедшая более ста лет через наш старинный город, фактически дала Великим Лукам на весь XX век вторую жизнь и определила его развитие. Надо отметить, что для провинциального жителя Российской империи начала прошлого века железная дорога и все, что с ней связано, - это был сказочный мир прогресса, символ сопричастности к неведомым ранее технологиям.
Нам известно, что нарядно одетые великолучане 1900-х годов ходили не только на Богдановский железнодорожный мост фотографироваться на фоне новой достопримечательности, но, так сказать, развлекались, встречая пассажирские поезда - домики с окнами на железных колесах,
тянули которые не лошади, а нечто страшное, шумное и пускающее из ноздрей клубы густого пара.
Железная дорога тех лет - это, как космонавтика сегодня, требовала дисциплины и, самое главное, технических знаний. Так, в нашем древнем городе в 1902 году появилось техническое железнодорожное училище. Сейчас кроме специалистов мало кто знает, что первым зданием Великолукского технического железнодорожного училища был так называемый «дом врача», что на улице Ставского. Сейчас это единственное такого стиля строение XIX века используется для нужд здравоохранения.


А в 1902 году его арендовали для обучения в Великих Луках первых специалистов-железнодорожников. Министерство путей сообщения царской России выделило очень большую по тем временам сумму на содержание училища - 3500 царских рублей в месяц! Например, на хозяйственные нужды выделялось 75 рублей - на приобретение керосина, мыла, воска, дров, оплату уборки помещений и очистку крыши. Казалось бы, что в таком маленьком купеческом домике можно было арендовать для профобразования? Так вот, арендовали три квартиры под учебные классы и
столярные мастерские. Кроме этого, в аренде находились сарай, погреб и ледник. Всего в первом образовательном цикле обучалось и было выпущено училищем 25 человек, получивших профессию техников.
Грандиозно развернувшееся в начале XX века в России строительство железных дорог требовало все большего числа специалистов для их обслуживания. Поэтому уже в 1906 году на нынешней улице Первомайской (ранее - Подолешенской) было построено новое здание для Великолукского технического железнодорожного училища. Здание было двухэтажным, каменным, с железной крышей. В просторных помещениях
разместились классы, учебные кабинеты. В этом же здании тогда жили педагоги и руководство училища. Появились три оснащенные по последнему слову техники мастерские: столярная, слесарная и кузнечная. В здании было электричество, канализация и водяное отопление.
Фасад здания в те времена был обшит досками. Штукатурка была лишь внутри помещений с обоями на стенах. Обошлось строительство суперсовременного на тот момент училища в 98 300 казенных рублей.
Отдельно надо отметить оснащенность училища в новом здании. Например, в мастерских были динамо-машины, стоял керосиновый двигатель, паровой котел, два токарных станка, строгальный станок и две сверлильные машины. По тем временам - это суперсовременное и дорогостоящее оборудование. Оно обошлось в 7 000 царских рублей. Затем для студентов приобрели наждачный станок, три кузнечных горна и многое другое.
А где же проживали во время обучения первые студенты железнодорожного училища? Это сейчас мы знаем про общежития, расположенные на проспекте Октябрьском, д. 61/14 и д. 63. Их построили уже после Великой Отечественной войны. А в начале прошлого века так называемое
общежитие на двадцать человек было оборудовано в одной из частных великолукских квартир. Стоимость проживания за одного человека составляла 10 царских рублей! В итоге из-за отсутствия средств и вплоть до обустройства общежития для учащихся проживали они на съемных квартирах по шесть человек с оплатой за каждого - 14-15 рублей в месяц. Причем съемные квартиры находились далеко от училища и в
разных частях города. Кого же в те времена принимали в техническое училище на железнодорожные профессии?
Конечно, только юношей в возрасте 14-18 лет. Дети железнодорожных служащих могли поступить в возрасте 18-19 лет. Главных критериев было два - иметь образование минимум два класса церковно-приходских школ или сельских, городских и уездных училищ. Второй критерий, кстати,
он не утратил своей важности и по сей день, - это отменное здоровье. При поступлении сдавались экзамены по русскому языку,
а вот арифметику сдавали устно и письменно.
Обучались в Великих Луках три года, а затем было два года практики. Чему же обучались в Великолукском техническом железнодорожном училище в начале XX века: чистописанию, арифметике, физике, геометрии, черчению, железнодорожному делу, электротехнике, механике и технологии. Позже добавились строительное и земельное дело, строительное искусство. На третьем году студенты изучали паровую механику, счетоводство, телеграфное дело. Для того времени все эти предметы были непростыми и передовыми в профессиональном плане. Естественно,
помимо точных наук были пение, физкультура и Закон Божий.
Главными для учебы на железнодорожника были дисциплина и строгое следование правилам. Отчисляли за любое нежелание выполнять требования, уклонение от практических занятий. Любопытно, что родители или опекуны учащихся подписывали документ, носивший юридическую силу, так называемое «Обязательство», в котором прописывалось, что они гарантируют одевать своего ребенка-ученика в
установленную форму, следить за поведением отпрыска, его нравственностью и посещением занятий. Естественно, что родитель
гарантировал и полное и своевременное внесение оплаты за обучение.


С приходом советской власти училище много раз меняло название, а само здание поменяло внешний вид. После 1917 года училище было названо профтехшколой, а затем и вовсе - учебным комбинатом.
В 1932 году был надстроен еще один - третий этаж, так как одновременно с профтехшколой был создан, собственно, сам железнодорожный техникум с 4-летним обучением, и помещений, понятно, требовалось больше.
Вне зависимости от названий и форматов обучения, в великолукском железнодорожном техникуме получили профессии многие выдающиеся люди своего времени. Так, выпускником великолукской профтехшколы был будущий Герой Социалистического Труда Вячеслав Александрович Малышев, ставший в итоге выдающимся государственным деятелем СССР. Обучался в тогдашней профтехшколе и Константин Сергеевич
Заслонов - Герой Советского Союза, один из организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Великолукский техникум путей сообщения окончил Алексей Адамович Горегляд - Герой Социалистического Труда, будущий
председатель Госплана СССР.
Существовавшие перед началом Великой Отечественной войны здесь же школа фабрично-заводского образования и курсы машинистов-паровозников, курсы дорожных мастеров дали фронту отличных технарей с нужными для «войны машин» навыками и знаниями.
Во время войны в здание техникума попал снаряд, и все внутренние помещения выгорели дотла, оставив «коробку» несущих стен. Нынешний архитектурный вид этого легендарного учебного заведения, особенно его главный фасад, появился в результате послевоенной перестройки. Он
получил типичный для советской архитектуры 50-х годов облик. Симметричная композиция фасада подчеркнута портиком с шестью колоннами ионического ордера. Архитрав и фронтон портика устроены выше основного карниза здания. Единственно сохранившими частично первоначальный облик архитектурными формами являются оконные проемы, однако штукатурная обработка изменила их стилистическое звучание.
За свою чуть более чем вековую историю Великолукский техникум подготовил больше 10 000 выпускников. Они трудились и трудятся практически на всех железных дорогах страны и ближнего зарубежья. Звания «Почетный железнодорожник» удостоены около трехсот выпускников.
В наши дни здание техникума на Первомайской, даже спустя много десятилетий, бесконечные перестройки и военную бомбежку, имеет удивительно нарядный вид.
В XXI веке это здание имеет большое общественно-историческое значение и признано памятником культурного наследия Псковской области.


И. ДОЛГИХ
Фото автора

Создано: 29.12.2020 20:21

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить