Как избежать долгов
В 2018 году вступили в силу изменения в законодательство, которые теперь позволяют жителям многоквартирных жилых домов заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг соответствующего вида. В большей степени это решение было продиктовано тем, что был целый ряд случаев, когда посредники, а в их роли выступали управляющие компании, не перечисляли деньги за оплаченные жильцами услуги ресурсоснабжающим организациям. Таким образом долги росли, а это не могло не сказаться отрицательно на деятельности тех предприятий, кто исправно поставлял потребителям воду, тепло и т.д. Хотя, как выяснилось, должники все равно остались, и, помимо своих основных обязанностей, ресурсоснабжающим организациям все равно приходится заниматься взысканием задолженности. Большую работу в этом направлении ведут сотрудники юридического отдела МП «Водоканал».
Как рассказала юрисконсульт по претензионной работе МП «Водоканал» Евгения Лымарева, теперь они занимаются претензионной работой, в том числе и напрямую с жителями многоквартирных домов. Ранее договоры о прямой поставке коммунальных услуг МП «Водоканал» заключало только с владельцами частных жилых домов. На сегодняшний же день многие многоквартирные жилые дома путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников жилья выбрали прямой способ расчета за водоснабжение и водоотведение непосредственно ресурсоснабжающей организации. Одним словом, МП «Водоканал» для жителей некоторых многоквартирных домов стало прямым поставщиком коммунальных услуг: холодного водоснабжения и водоотведения.
Сразу стоит обратить внимание на то, что собственники и наниматели жилья платят МП «Водоканал» только за холодную воду и водоотведение, предоставленные непосредственно для обслуживания жилых помещений, то есть для личного пользования. За услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, предоставленные для обслуживания общедомового имущества (уборки подъездов, полива цветов и т. д.) жители платят управляющей организации.
Есть еще одно немаловажное обстоятельство, на которое должны обратить внимание собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных жилых домах. МП «Водоканал» заключило договор с МУП «ЕРКЦ», в соответствии с которым МУП «ЕРКЦ» ведет лицевые счета граждан, являющихся потребителями услуг, предоставленных МП «Водоканал», а также производит расчеты и начисления по предоставленным услугам в соответствии с законодательством РФ, принимает показания приборов учета, ведет рассылку квитанций и принимает оплату. Все поступающие от населения денежные средства в рамках данного договора направляются МУП «ЕРКЦ» непосредственно в МП «Водоканал».
К сожалению, одними изменениями в законодательство решить проблему задолженности за предоставленные коммунальные услуги не удается. По-прежнему некоторые граждане считают, что за потребленные коммунальные услуги можно не платить. Ежемесячно около 100 заявлений на неплательщиков оформляется в суд, и затем уже вынесенные постановления суда о взыскании задолженности направляются предприятием-взыскателем на исполнение судебным приставам. «Суммы долга у всех разные, но если вы не платите от трех-шести месяцев, то будьте готовы к тому, что судебные приставы могут арестовать счета должников, произвести с них списание денежных средств или нагрянуть с визитом и наложить арест на ваше имущество», - пояснила юрисконсульт по претензионной работе Евгения Лымарева.
Водой не пользуется, а платить за нее обязан
Незнание жильцами своих обязанностей приводит к целому ряду недоразумений, которых легко можно было бы избежать, прояви эти граждане хотя бы немного внимания.
Возьмем, к примеру, такую ситуацию. В квартире родителей зарегистрированы (прописаны) совершеннолетние дети со своими семьями, всего восемь человек. По факту проживают только родители, то есть два человека. Но если в квартире не установлены приборы учета (счетчики воды), то платить придется из расчета количества зарегистрированных (прописанных) человек. В случае же если показания приборов учета не передаются вовремя в МУП «ЕРКЦ», то платить придется первые три месяца исходя из ранее предоставленных среднемесячных показаний, а далее опять же по нормативу потребления из расчета количества зарегистрированных (прописанных) человек. Разумеется, такое обстоятельство фактически проживающих граждан не устраивает. Что же делать? Во всяком случае, как считает юрисконсульт по претензионной работе МП «Водоканал» Евгения Лымарева, не накапливать долги, а как-то урегулировать эту ситуацию. Во-первых, при наличии приборов учета все-таки передавать вовремя их показания, во- вторых, при отсутствии приборов учета в квартире с большим количеством зарегистрированных лиц, а реально проживающими одним-двумя жильцами желательно все же установить в квартире индивидуальные приборы учета, тогда платить по факту потребления воды будет гораздо выгоднее, и, в-третьих, тем, кто временно не проживает в квартире, можно оформить регистрацию по месту временного проживания. При этом обо всех изменениях, которые должны отражаться в лицевом счете и влияют на порядок начисления, собственники или наниматели жилого помещения должны сообщать в МУП «ЕРКЦ». Так как именно эта организация занимается ведением лицевых счетов граждан и производит начисления.
В противном случае может произойти весьма неприятная история. Так, например, гражданин И. внезапно обнаружил, что с его банковской карты была списана некая сумма денег. Разумеется, такое обстоятельство ему не понравилось, и он стал выяснять, кто же присвоил себе его финансы. Как оказалось, деньги были списаны со счета по решению суда судебными приставами в счет оплаты долга за предоставленные коммунальные услуги в жилом помещении, в котором у данного гражданина была регистрация (прописка). Гражданин И. стал разбираться, почему это произошло, ведь он в этой квартире не проживал уже несколько лет, водой не пользовался и вообще он не является собственником квартиры. Он просто там зарегистрирован. Поэтому, по его логике, все бремя ответственности должен нести собственник квартиры. Собственник же должен оплачивать коммунальные услуги, а в случае их неоплаты именно с него должны взыскивать задолженность. Только в этом он ошибался, платить за потребленные коммунальные услуги, обязаны все совершеннолетние жильцы, имеющие ре-гистрацию (прописку) в этом жилом помещении. За несовершеннолетних несут ответственность их родители. То же самое касается и долгов, их будут взыскивать со всех совершеннолетних жителей данной квартиры. Так что соблюдать порядок в таких вопросах просто необходимо, чтобы не было таких неожиданных сюрпризов. Только вот многие наши граждане мало обращают внимание на это, а, казалось бы, чего проще: не проживаешь в этой квартире, оформи временную регистрацию и предъяви соответствующий документ в МУП «ЕРКЦ».
Привет от проданной квартиры
Еще один случай из жизни. Гражданка А. продала свою недвижимость и благополучно забыла об этом. Напоминанием стало неожиданное списание со счета весьма ощутимой суммы. Стала выяснять, что к чему, оказалось, что по решению суда с нее взыскиваются долги за давным-давно проданную квартиру. Новый собственник длительное время не оплачивал коммунальные платежи и накопился весьма существенный долг. Поскольку ни продавец, ни покупатель не сообщили о смене собственника, лицевой счет оставался оформлен на прежнего собственника. Вполне логично, что и долги взыскивали с него. Обычно о продаже соответствующие организации уведомляет покупатель, но он это не сделал. Может, не знал об этом, а может, просто не счел нужным, дескать, как есть так пусть и будет. Поэтому для собственного спокойствия лучше будет, если эти сведения предоставит и продавец квартиры. Чем закончилась эта история? Свои деньги гражданка А. вернула, но процедура эта потребовала значительных временных затрат. Гораздо проще было бы проявить излишнюю предусмотрительность. Всем собственникам жилых помещений необходимо помнить о том, что вовремя предоставленная информация, в том числе и о смене собственника, поможет избежать подобных недоразумений.
Все нужно делать своевременно
Еще раз стоит отметить, что для того, чтобы избежать неприятностей, нужно все делать своевременно. Если в квартире установлены приборы учета - вовремя передавать их показания. В противном случае количество потребленной воды будет рассчитываться по количеству зарегистрированных (проживающих) человек. И, конечно, вовремя оплачивать счета за потребленные услуги. Кстати говоря, сотрудники МП «Водоканал» всегда идут навстречу, пытаются решить вопросы, не доводя дело до суда, предоставляют возможность погасить долг в рассрочку.
Здесь также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: если вы решили оплатить долг на той стадии, когда суд уже вынес постановление о взыскании задолженности, то после оплаты долга необходимо известить об оплате суд в письменной форме с приложением копии квитанции об оплате или сообщить об этом МП «Водоканал» и также предоставить квитанцию об оплате. Если задолженность находится в стадии взыскания у судебных приставов и должник решил оплатить долг добровольно, то также не стоит ждать, что о добровольной оплате долга все узнают сами собой. Должнику надо предоставить квитанции об оплате и справку об отсутствии долгов по предоставленной коммунальной услуге от МУП «ЕРКЦ» в МП «Водоканал». После этого МП «Водоканал» или выдает справку о том, что задолженность погашена, и должник может ее предоставить судебным приставам для прекращения исполнительного производства, или МП «Водоканал» может сам известить об этом судебных приставов заявлением о прекращении исполнительного производства ввиду оплаты долга. Только в этом случае можно доказать, что долги погашены, и избежать двойной оплаты долга. А для всех лучше и спокойнее будет просто ежемесячно оплачивать потребленные коммунальные услуги и не накапливать долги, чтобы накануне нового года вместо Деда Мороза в квартиру не нагрянули судебные приставы.
С. Иванова