АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Женщина на корабле приносит удачу

 

В новейшей истории Отечества  есть немало примеров успешной профессиональной самореализации представительниц прекрасной половины человечества на морском и речном флоте. Их можно встретить на судах и в подразделениях береговой инфраструктуры, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, на предприятиях и в управленческих структурах.

Обывательские представления почему-то зачастую определяют «женские» должности в судовых экипажах, как правило, на камбузе или в медсанчасти, плюс еще бортпроводницы и административный персонал на круизных лайнерах. Но жизнь продемонстрировала множество иных примеров.

Дальневосточница Анна Щетинина, пришедшая на флот еще в довоенные годы, вероятнее всего, является наиболее известной из женщин, ставших капитанами морских судов в СССР. В Великую Отечественную немало женщин трудились на судах морского и речного флота, подвергаясь нередко обстрелам и бомбовым ударам противника.

Многие из них проявили мужество и героизм не только при выполнении должностных обязанностей, но и при отражении вражеских ударов по судам, выполнявшим опасные рейсы в непосредственной близости от районов боевых действий. То страшное время дало Родине огромное количество не только героев, но и героинь. И они доказали всему миру, что женщина на флоте может выполнить все, что необходимо, включая выполнение сложнейших и опаснейших задач.

Валентина Орликова - одна из них. Много раз она, рискуя жизнью, не только не выпустила из рук штурвал, но и блестяще выполнила поставленные задачи по эвакуации раненых и перевозке народнохозяйственных грузов. Впоследствии она стала капитаном траулера, а затем - единственной в мире женщиной-капитаном китобойного судна.

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда и другие награды - свидетельство ее огромных заслуг перед Родиной и флотом. Всего же во время той войны более 10 тысяч женщин работали в системе морского флота и более 25 тысяч в системе речного флота, значительная часть - на должностях плавсостава.

Труд многих из них отмечен высокими правительственными наградами. Даже те из них, которые трудились на флоте, базировавшемся вдали от линии фронта, прошли немало испытаний, выполняя тяжелую и ответственную работу, приближая Великую Победу, и уж никак не подпадая под определение спокойной тыловой жизни.

А ведь кроме тех, кто трудился на флоте гражданского назначения, было еще немало женщин и девушек, проходивших службу в военно-морском флоте и бивших врага наравне с моряками-мужчинами. И если тема героизма военных моряков впоследствии часто освещалась в книгах, фильмах и периодических изданиях, то о подвигах работников морского и речного флота, совершенных в большом количестве и в различные исторические периоды, сограждане информированы в меньшей степени.

Немало примеров успешной работы женщин на флоте было и в послевоенные десятилетия. Мурманчанка Людмила Тибряева, связавшая свою жизнь с флотом, стала не только капитаном дальнего плавания, но и единственной тогда в мире женщиной с опытом арктического плавания. Алевтина Александрова стала капитаном судна в Сахалинском морском пароходстве, а Валентина Реутова - капитаном рыболовного судна на Камчатке. Ярославцы гордятся своей землячкой Мариной Гавриловой, которая много лет трудится капитаном пассажирского теплохода класса «Москва».

Совсем еще юная девушка Александра Хохлова сравнительно недавно стала капитаном пассажирского теплохода того же класса в Архангельском речном порту. А в Рыбинском речном порту механиком на теплоходе трудится Ольга Джавадова. В 2005 году пришла на флот Марина Старовойтова, работавшая до этого учительницей в Брянской области.

Начинала с должностей рядового плавсостава, прошла все необходимые ступени карьерного роста, заочно окончила судоводительский факультет Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова. В настоящее время она - второй помощник капитана атомного ледокола «Ямал». Хочется верить в то, что ее рост по служебной лестнице будет продолжаться.

Каждая из женщин, связавших свою жизнь с работой в плавсоставе, проявила свои наилучшие деловые и личностные качества, прекрасно справляясь с выполнением возложенных задач, обеспечивая бесперебойную и безаварийную работу судна. И этот перечень не только не является исчерпывающим, но и будет продолжаться.

Ведь в наше время девушек охотнее стали зачислять в образовательные учреждения флота на специальности плавсостава. И уже давно никого не удивляет появление на улицах городов девушек в форме курсантов образовательных учреждений морского и речного флота. Вне всяких сомнений, каждая из них добилась зачисления на учебу не только преодолев трудности, но и преследуя благородную цель служения Отечеству в составе одной из наиболее сложных и тяжелых отраслей.

Впереди у них - немало испытаний, и они еще принесут большую пользу российскому флоту, в который с детства влюблены и без которого не мыслят свою жизнь. Новейшая история наглядно продемонстрировала огромный вклад прекрасной половины человечества в развитие и обеспечение жизнедеятельности водного транспорта. Не является исключением и речная пристань Осташков, которой ранее посвящались публикации на страницах нашей газеты.

Здесь, на краю земель великолукских (ведь город Осташков в 30-х годах минувшего столетия входил в состав Великолукского округа), в самом сердце России и в одном из красивейших ее уголков, живут и трудятся прекрасные люди, которых по праву можно считать наследниками славных традиций речников Селигера, спасших Родину от фашистской нечисти. И в замечательном коллективе речников Осташкова, на теплоходе «Капитан Хоробрых», трудится матросом Ирина Шорина.

Капитан теплохода А. Хрусталев, члены экипажа и руководство пристани отзываются о ней как о профессионале высочайшего уровня и прекрасном человеке. Нынешняя навигация - двадцать четвертая по счету в ее флотской биографии. Автору довелось в различные годы наблюдать прекрасно организованную работу речников Осташкова.

Без всяких преувеличений, она заслуживает огромного уважения и восхищения. Аналогичные отзывы приходилось слышать и от других сограждан, которым довелось увидеть Селигерский край и Селигерский флот. И в том, что коллектив пристани достойно выполняет возложенные на него задачи, заслуга руководства и каждого из сотрудников, включая Ирину Шорину. Морской и речной флот во все времена играли и продолжают играть важнейшую роль в развитии экономики страны.

Любая из специальностей плавсостава и береговой инфраструктуры сложна в освоении, а работа на судах не только трудна, но еще и не исключает возникновения ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья. Уважения заслуживает любой, реализовавший себя на этой стезе. Что касается представительниц прекрасной половины человечества, связавших свою жизнь с флотом и познавших его реалии в составе судовых экипажей, то любая из них, вне зависимости от типа и группы судна, района плавания и занимаемой должности, заслуживает уважения вдвойне.

Заняв достойное место в жизни, давно сломав стереотипы о «не женских» должностях, эти славные дочери Отечества являются убедительным примером того, что женщина на корабле приносит удачу.

М. ГАРБЕР

Создано: 15.10.2020 10:02

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить