АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Повторится ли в Белоруссии украинский сценарий?

В соседней Белоруссии очередные выборы президента запланированы на 9 августа 2020 года. Документы для регистрации инициативных групп по выдвижению кандидата в президенты Беларуси подали 55 человек. Действующий президент Беларуси Александр Лукашенко также подал документы в ЦИК, участвовать в выборах он будет в шестой раз. Предвыборная кампания уже стартовала и проходит она впервые в новых условиях. Кто будет участвовать в выборах в Белоруссии и удастся ли кому-либо из кандидатов стать реальным соперником Лукашенко?

Среди желающих принять участие в президентских выборах - видеоблогер Сергей Тихановский, бывшие руководители «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико и Парка высоких технологий Валерий Цепкало, лидер Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) и депутат Олег Гайдукевич, лидер общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев, экс-депутат Анна Канопацкая и другие.

Так как белорусская оппозиция не смогла завершить процедуру праймериз и выбрать «единого кандидата», документы для регистрации инициативной группы подали все участники праймериз - сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Ольга Ковалькова, лидер движения «За свободу» Юрий Губаревич и глава Объединенной гражданской партии Николай Козлов.

Кроме того, около 30 заявок подали так называемые кандидаты протеста под руководством оппозиционного политика Николая Статкевича. Они собираются использовать президентскую кампанию для законной организации митингов и встреч с людьми, но непосредственно принимать участия в выборах не будут.

Мечта об интриге на стартовавших выборах подпитывается усталостью части общества от бессменного президента Лукашенко. А о его смене мечтают, как на Западе, так и внутри этой страны, очень многие и очень сильно.

Для определения единого кандидата от оппозиции совместные праймериз собирались проводить пять политических сил - Белорусская социал-демократическая партия «Грамада», Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, а также движение «За свободу» и оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия».

Как бы там ни было, всем понятно, что оппозиционный консенсус об отсутствии в стране выборов как института демократии не предполагает реальной заявки на президентское кресло от участников электоральной кампании. Скорее речь идет о шансе включиться в большую игру за статус экс-кандидата в президенты или лидера оппозиции в межвыборный период. Или даже просто ситуативно хайпануть и напомнить о своем существовании.

Исключение составляют «кандидаты протеста» Николая Статкевича - лидера незарегистрированного Белорусского национального конгресса, которые поверили в план демонстративного камуфлирования уличных акций под работу инициативных групп по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты. Именно они - Анжелика Железнякова, Вероника Мищенко и Александр Гречишников - первыми подали 11 мая заявки на регистрацию инициативных групп.

Белорусское сито

Чтобы понять, насколько слаба или сильна белорусская оппозиция, давайте подробнее рассмотрим специфику выборов у наших соседей. Избирательный кодекс требует представить в Центризбирком список членов инициативной группы не менее чем из 100 человек. Уже это является серьезным препятствием для многих претендентов, так как найти и правильно оформить даже сто друзей оказывается затруднительно. Опыт предыдущих кампаний показывает, что иные претенденты в спешном порядке включают в список кого могут. А потом собирают подписи не с ними, а с теми, кто умеет собирать, ну или вместе с теми и другими. При проверке подписей будет, однако, выясняться, действительно ли их собирали члены инициативной группы.

«Вероломное» назначение выборов на 9, а не на 30 августа (эта дата была дедлайном) помешало кое-кому из претендентов провести заранее предметные переговоры с людьми, которые специализируются на сборе подписей за выдвижение кандидатов. Инициативная группа до тысячи человек, скорее всего, будет свидетельствовать о неопытности претендента или об отсутствии у него реального плана быть зарегистрированным. Две-три тысячи человек - более серьезная заявка на сбор ста тысяч подписей за отведенный на это месяц.

Здесь есть две проблемы - людей и денег. Без использования административного ресурса собирать подписи в Белоруссии умеют лишь общественные активисты и оппозиционеры. Для мобилизации этих сборщиков нужна идея. Не связанным с оппозицией претендентам придется находить и обучать новых людей, что порой приводит к казусу сдачи ксерокопии вместо подписного листа с реальными подписями людей, переписыванию данных из формуляров читателей библиотеки и т.п.

Для собственно оппозиционных претендентов ситуация ненамного легче: в общей сложности реально доступных и способных собирать подписи людей из разных политических структур хватает на одну-две инициативные группы.

Что будут или могут делать бывшие участники праймериз? В этом плане понятно решение создать фактически одну инициативную группу на трех участников остановленного праймериз - главу движения «За Свободу» Юрия Губаревича, зампреда оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Ольгу Ковалькову и и.о. председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Николая Козлова.

Другое дело, что если участники праймериз не смогли довести до логического завершения процедуру определения единого кандидата в президенты, то не факт, что они смогут вместе собирать подписи. Избиратель не обязан любить этих троих оппозиционеров одинаково, а значит может не поставить подписи за всех троих. Будет неудивительно, если члену ОГП будет проще собирать подписи за кандидата от ОГП, и точно так же обстоит дело со всеми другими структурами.

Атмосфера, в которой проходили праймериз, свидетельствует о низком взаимном доверии структур-учредителей даже на этапе проведения региональных собраний и онлайн-голосования. Это значит, что выдвижение трех кандидатов в президенты фактически одной инициативной группой (юридически будут три) дает больше возможностей поставить подножку коллеге-конкуренту, чем собрать подписи за всех троих.

Пока остается открытым вопрос, будет ли зарегистрирован кандидатом в президенты кто-то из «настоящей» оппозиции. «Кандидаты протеста» Статкевича на это не претендуют. Возможно, исключение составит популярный видеоблогер Сергей Тихановский. Возможно, его команда и пойдет вместе с людьми Статкевича. Но в принципе Тихановский, судя по всему, ведет самостоятельную игру.

Уже 15 мая ЦИК рассмотрела часть полученных заявлений на регистрацию инициативных групп по выдвижению кандидата в президенты. Зарегистрировали группы Александра Лукашенко, депутата и лидера ЛДПБ Олега Гайдукевича, фермера Юрия Ганцевича и пенсионера Владимира Непомнящих.

По итогам заседания ЦИК отказал в регистрации инициативной группе девяти «кандидатам протеста» от группы Николая Статкевича из-за совпадения в списках членов инициативной группы, которые не смогли подтвердить, за каких кандидатов планируют собирать подписи.

Также в регистрации было отказано блогеру Сергею Тихановскому из-за отсутствия его личной подписи на заявлении (!). Документы за Сергея Тихановского подавала его жена Светлана, так как он сам отбывает административный арест в 15 суток. После отказа в регистрации инициативной группы мужа, Светлана Тихановская сама подала документы в ЦИК.

Окончательное решение о том, кто из кандидатов начнет сбор подписей, ЦИК Беларуси примет на следующей неделе. Сбор подписей за кандидатов в президенты будет осуществляться с 21 мая по 19 июня.

В логике «реалполитик»

Теперь давайте посмотрим на влияние США и Запада на ситуацию в Белоруссии. Напомню, что в начале года Белоруссию посетил госсекретарь США Майкл Помпео. Во время его встреч с Александром Лукашенко и руководителем белорусского МИД Владимиром Макеем были сделаны сразу несколько заявлений, которые можно считать резонансными. Речь идет о нефти, о расширении инвестиционного сотрудничества, а также о… демократии.

Визит Помпео продемонстрировал переход на белорусском направлении в логику «реалполитик» - в рамках визита прошла встреча с лидерами правозащитных организаций, на которой Помпео акцентировал внимание на правах инвалидов и жертв торговли людьми. Как говорится, без комментариев.

С другой стороны, считать прошедший визит прорывным не стоит. Это знакомство американской дипломатии с положением вещей в регионе. Главное и очевидное, что Белоруссию уже воспринимают в отрыве от РФ. А США активно пытаются играть в регионе, особенно в постсоветских странах.

20 апреля президент США Дональд Трамп объявил о намерении выдвинуть кандидатуру заместителя помощника госсекретаря по делам Западной Европы и ЕС Джули Фишер на пост посла в Белоруссии, а 5 мая сделал это официально. Теперь ей предстоит пройти об-суждение в Сенате Конгресса США.

В случае утверждения Фишер станет первым чрезвычайным и полномочным послом США в Белоруссии с 2008 года. Выпячивание этой детали вполне объяснимо: когда дипломатическая миссия 12 лет существует без посла - это, мягко говоря, неординарно. Однако в новейшей истории белорусско-американских отношений это далеко не единственная пикантная история. Были и другие скандалы, пусть и не со столь затяжными последствиями.

Так, в марте 1997 года взаимная высылка американского и белорусского дипломатов (первый ход сделал тогда Минск) привела к тому, что американский посол Кеннет Яловиц был отозван в Вашингтон «для консультаций». Одновременно прямо с дороги, из аэропорта во Франкфурте, был возвращен в Минск только-только назначенный белорусский посол в США Валерий Цепкало. «Консультации» длились более месяца.

Другой подобный конфликт, возникший год спустя, когда послом США был уже преемник Яловица Даниэл Спекхард, оказался более долгим. Он стал следствием нашумевшего «канализационного» скандала, когда белорусские власти решили выселить из элитного поселка Дрозды на окраине Минска два десятка посольств. Те, ссылаясь на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, попытались сопротивляться, но это привело к отключению воды, электричества и телефонной связи. Поэтому посол США, как и другие иностранные дипломатические представители, был отозван. Невезучему Цепкало американские власти тоже предписали возвратиться домой. Тогда глава дипмиссии США вернулся в Белоруссию лишь через год с лишним.

Отметим, что отношения Минска с Вашингтоном стали заметно налаживаться «после Крыма». США поставили на первый план геополитические интересы в регионе, а Минск сделал несколько уступок, в частности, освободил «политзаключенных». Главный интерес официального Минска к США лежит в прагматической плоскости. Вместе с тем склонности к необходимым для прогресса радикальным экономическим реформам в белорусских верхах не наблюдается.

В политическом плане приоритетом теперь является получение американской поддержки в защите суверенитета. А поскольку у Вашингтона усилились опасения по поводу безопасности стран Балтии и Польши, то позиция Белоруссии приобретает для него большее значение. Но и здесь перспективы полностью зависят от белорусского руководства. Однако трудно себе представить, что в случае резкого обострения отношений между Россией и Западом Минску удастся сохранить хотя бы нынешний относительный нейтралитет.

Но Белоруссия на фоне войны с Украиной начала продавать свою позицию и функционал «быть полезной». Для США, в частности, это поставки оружия, обслуживание иностранных миссий. Для КНР - возможность легкого входа в регион, используя, кстати, те же возможности поставок на разные рынки. Британия - речь не только о нефтепродуктах, там достаточно широкий ассортимент товаров и постепенная «обработка» британских элит касательно выхода на рынки Британского содружества наций.

С Соединенными Штатами на фоне событий в международной политике в последнее время речь не только и не столько об Украине. Идет продажа функционала под названием «не Россия» и «надежный партнер». То есть Минск предлагает услуги и предлагает заработать на своей территории.

На этом фоне происходят очень любопытные события. Белоруссия задумалась о диверсификации поставок нефти. Субсидий из России стало меньше, а споров больше. Польский эксперт рассказывает о том, как в организации поставок в Белоруссию могла бы участвовать Польша. Поляки надеются на помощь США, а те заинтересованы в поставках в Белоруссию как в экономическом, так и в геополитическом плане.

И. Долгих

Создано: 05.06.2020 11:19

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить