Герои водных рубежей
Административно-территориальное деление в новейшей истории Отечества подвергалось изменениям неоднократно. Не обошли стороной эти перемены и Великолукский край. И если о существовании Великолукской области в период с 1944-го по 1947 г. известно многим согражданам, то о Великолукском округе знают немногие.
Как административно-территориальная единица в составе Ленинградской, а затем и Западной области, Великолукский округ существовал с 1927-го по 1930 г. А с 1935-го по 1938 г. округ находился в составе Калининской области. Центром округа являлся город Великие Луки. Омываемый водами Селигера Осташковский район, входящий ныне в состав Тверской области, в период с 1927-го по 1930 г. был одним из 25 районов Великолукского округа, находясь географически на самом краю великолукских земель. Известный своей неповторимой красотой и обилием мест, имеющих огромное культурно-историческое значение, Селигерский край в любое время года притягивает туристов и гостей не только из различных уголков России, но и из государств ближнего и дальнего зарубежья.
Путешествие на белом теплоходе по водной глади озера Селигер - один из неотъемлемых пунктов программы при знакомстве с этими местами. Несколько часов на борту судна дают возможность не только созерцать уникальный водоем и его берега, но и получить поверхностную информацию о различных этапах развития здешнего судоходства, а также о людях, вошедших в историю речного флота нашей страны и прославивших его в годы военного лихолетья. Как водная артерия Селигер использовался во все исторические периоды. Еще в 19 столетии его воды бороздили пароходы различного назначения, а пассажирские перевозки осуществлялись на всем протяжении этого уникального водоема, состоящего из 24 плесов. Даже расположенный на острове Столобный мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в дореволюционный период имел в собственности 2 парохода. После победы советской власти произошла серьезная модернизация речной пристани Осташков и приписанного к ней флота. Высококвалифицированные кадры составляли ядро коллектива, пополнявшегося молодыми специалистами. Объемы перевозок возрастали с каждым годом.
Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР стало серьезным испытанием для осташковских речников. С первых дней Великой Отечественной работники пристани встали на защиту Родины. В рядах Красной Армии мужественно сражались водники М.И. Уваров, И.Е. Чиркин, П.А. Киров, Н.А. Носов, И.Е. Тихомиров, Н. В. Никитин, А.П. Макаров, А. М. Марков, А.А. Бурушкин, В.И. Захаров и другие. В составе партизанского отряда сражались парторг пристани В.М. Абакшин, капитан судна «Совет» М.М. Суворов, помощники капитанов
П.А. Марков и А.И. Уваров, судовой механик Н.М. Белов. К сожалению, в октябре-ноябре 1941 года все они погибли, выполняя боевые задания во вражеском тылу. Пополнение кадров плавсостава происходило за счет подростков и женщин.
Боевое крещение селигерские водники получили в августе 1941 года. Судно «Совет» при высадке на берег перевезенного личного состава одной из войсковых частей Красной Армии на пристани Заплавье подверглось нападению авиации противника. Несколько сброшенных авиабомб, к счастью, в тот раз не повлекли потерь. Однако впоследствии налеты вражеской авиации стали происходить чаще и рейсы пароходов приходилось выполнять в ночное время. К осени 1941 года фашистам удалось продвинуться к берегам Селигера и оккупировать часть территории Осташковского района. Флот и оборудование судоремонтных мастерских были укрыты в речке Крапивенке. Коллектив пристани сделал это настолько мастерски, что воздушной разведке противника так и не удалось обнаружить эту стоянку. Поздней осенью 1941 года вражеские войска на берегах Селигера были остановлены. Фашисты находились на западном берегу озера, части Красной Армии - на противоположном. Пароходная линия Осташков-Полново фактически являлась линией фронта. Флот осташковской пристани с самого начала войны был мобилизован на перевозки грузов, предназначенных для строительства оборонительных сооружений, оборудования предприятий, эвакуированных из Ленинградской и Калининской областей, личного состава Красной Армии и эвакуировавшегося гражданского населения. Для перевозки раненых один из пароходов был переоборудован под госпитальное судно.
После того, как враг на подступах к Осташкову был остановлен и разгромлен, водники приступили к восстановлению инфраструктуры флота. Несмотря на нехватку оборудования и материалов, помещений для ремонта, а главное - людских ресурсов, подготовка к навигации 1942 года шла полным ходом. В апреле на р. Крапивня начался ледоход. Суда, находившиеся там в укрытии, занимали значительную часть ширины реки. Флоту грозила опасность быть выброшенным из русла в болото или в поле. Кроме того, глубоко сидящие пароходы - «Каховский», «Совет» и еще 4 баржи, груженные эвакуированным имуществом, примерзли к речному дну. Получилась искусственная плотина, где происходило нагромождение льдин друг на друга, что в любую минуту могло повлечь гибель всех находившихся в укрытии 18 единиц флота - 7 пароходов и 11 несамоходных барж грузоподъемностью от 50 до 100 тонн.
Разбушевавшаяся весенняя стихия срывала суда с якорей, разрушала причалы и вырывала кнехты. Благодаря самоотверженной работе речников, в течение 8 суток противостоявших ледяной стихии, весь флот был спасен. Кроме того, силами водников Осташкова было построено 5 дополнительных причалов в различных частях города, 7 причалов у пристани Котчище, а также по 9 причалов у пристаней Березовец и Свапуще. Под выгрузку раненых были подготовлены причал сада кожзавода и заводская гавань, под погрузку спецгрузов - пристань сантехинститута. Причалы специализировались по видам грузов, а также для пассажиров и раненых.
В период навигации 1942 года были освоены новые водные пути, ранее считавшиеся несудоходными, - озера Хрестное, Серемо и Глубокое. В 1942 году именно эти пути стали основными для доставки воинских грузов от станции Черный Дор до пристани Березовец. Озеро Селигер в 1942 году имело огромное стратегическое значение как единственный транспортный путь доставки грузов фронту. Северная часть озера с расположенными там пристанями Полново, Сосницы и Новый Скребель, с сентября 1941-го по сентябрь 1942 года была оккупирована фашистами, а вся северная часть Полоновского плеса находилась под обстрелом вражеской артиллерии. Работа плавсостава и тех, кто обслуживал объекты береговой инфраструктуры, требовала не только полной отдачи сил, но и личного мужества, причем не эпизодического, а постоянного, при выполнении любой из поставленных задач.
7 июня 1942 года пароход «Совет», капитаном которого был Д.А. Плешанов, перевозивший из Осташкова в Свапуще грузы и пассажиров, подвергся обстрелу с самолетов врага. Благодаря мужеству и высокому уровню профессионализма капитана и членов экипажа судно было выведено из-под обстрела и укрыто среди островов. 15 июня 1942 года пароход «Луначарский», осуществлявший буксировку двух барж, груженных горючей противотанковой смесью, подвергся нападению двух вражеских самолетов. На борту парохода погибло 2 и было ранено 12 человек. Капитан А.С. Хоробрых, будучи смертельно ранен, вывел караван из-под обстрела и передал штурвал первому помощнику Г. Самоделову уже тогда, когда сам не мог двигаться. Приняв командование судном, Г. Самоделов вместе с ранеными членами экипажа - кочегаром Абабкиным и матросом Бродниковым, заделав пробоины в корпусе и устранив неисправность паропровода, доставили груз по назначению и поставили пароход на ремонт только после возвращения в Осташков. Врачи госпиталя целую неделю боролись за жизнь капитана парохода, но спасти этого мужественного человека не удалось. От полученных ран он скончался 22 июня 1942 года. Алексею Сергеевичу было всего 24 года.
До начала войны он получил образование в Великоустюгском речном техникуме и успел себя прекрасно зарекомендовать в должности капитана. Посмертно А.С. Хоробрых награжден орденом Красной Звезды.
15 июля 1942 года, осуществлявший буксировку 4 барж с грузом различного назначения, на маршруте Осташков-Свапуще, пароход «Максим Горький» был обстрелян двумя вражескими истребителями. Находившийся у штурвала капитан И.М. Марков получил несколько тяжелых ранений, включая травматическую ампутацию кисти левой руки. Остановив кровотечение при помощи жгута, он продолжил управлять пароходом. Повторный налет самолетов противника произошел в этом же рейсе. И.М. Марков вновь был ранен - на сей раз в спину. Лишь после этого теряющий сознание капитан передал штурвал другому члену экипажа. Несмотря на то, что судно получило серьезные повреждения, команда в кратчайший срок их устранила и задание было выполнено. Капитан был доставлен в госпиталь, где скончался на следующий день. Ивану Марковичу было 48 лет. Свою трудовую деятельность он начал в детском возрасте, еще в дореволюционный период, грузчиком на осташковской пристани. К началу Великой Отечественной был одним из самых опытных капитанов на Селигере. Посмертно И.М. Марков награжден орденом Красной Звезды. Среди пассажирских теплоходов, бороздящих воды Селигера в наши дни, есть и носящие имена И.М. Маркова и А.С. Хоробрых. Память этих мужественных людей, как и других осташковских речников, вносивших свой вклад в Великую Победу, увековечена и в экспозиции местного краеведческого музея.
В навигацию 1942 года на судах, приписанных к речной пристани Осташков, к линии фронта было перевезено более 68 тысяч воинов Красной Армии, более
75 тысяч пассажиров иных категорий, 30 тысяч тонн продовольствия, 9 тысяч тонн оружия и боеприпасов, 6400 тонн нефтепродуктов, 2400 тонн вещевого имущества, 9100 тонн грузов иного назначения. А ведь артиллерийским обстрелам и налетам авиации противника подвергались не только выполнявшие рейсы пароходы, но и объекты береговой инфраструктуры флота. Но это не сломило дух речников и они продолжали делать все для того, чтобы приблизить разгром коричневой чумы. И в навигацию 1943 года коллектив пристани трудился, проявляя самоотверженность и личное мужество при выполнении поставленных служебно-боевых задач. В мае-июне 1943 года было построено 15 барж, что помогло обеспечить доставку всего необходимого для частей и соединений Северо-Западного фронта под Старой Руссой. Из Осташкова на реку Ловать были откомандированы шкиперы Г.М. Козлов, И.Г. Козлов, М.П. Нечкина, А.М. Белов, В.В. Соловьев, матросы К.Ф. Кокин и Г.А. Бродников. Туда же были переправлены два катера комендатуры пристани Осташков, которую возглавлял капитан Волошин. И на этом участке фронта водники Осташкова проявили себя достойно. Они водили караваны барж по Ловати, к озеру Ильмень, порой в непосредственной близости от линии фронта. Артиллерийские обстрелы и налеты вражеской авиации и тут были явлением частым. Подобно Селигеру, Ловать была не только внутренним водным путем, но и водным рубежом, преодолевать который суждено было речникам в условиях постоянного риска для жизни.
Любая должность, связанная с эксплуатацией флота, - это тяжелый труд, требующий высокого уровня квалификации и готовности к экстремальным ситуациям, в том числе и в мирное время. И если подвиги военных моряков в фильмах, СМИ и художественной литературе освещаются часто, то о героизме тех, кто трудится на флоте гражданского назначения, включая речников, вспоминают гораздо реже. Герои Селигера, как заслуженно называют водников Осташкова времен Великой Отечественной, невзирая на совершенные подвиги и боевые награды, в том числе посмертные, были гражданскими людьми, не ради славы принявшими на себя удар противника и достойно его выдержавшими. Установленная на речном вокзале Осташкова мемориальная доска увековечила подвиг водников, павших в годы Великой Отечественной. На теплоходах, носящих имена капитанов Маркова и Хоробрых, оборудованы уголки, посвященные этим замечательным людям. Они не только достойно прошли по жизненному пути, но и обстоятельства их ухода из жизни заслуживают светлой памяти в сердцах грядущих поколений и гордости за то, что в истории флота, города и страны были люди, способные на такое.
Достаточной ли была оценка их подвига со стороны государства? По мнению автора, хотя орден Красной Звезды является высокой правительственной наградой СССР, все же капитаны И.М. Марков и А.С. Хоробрых, чьи действия превзошли не только обывательские представления о героизме, но еще и выходили далеко за пределы физических возможностей человеческого организма в обычной жизни, вполне достойны более высоких наград Родины. К сожалению, далеко не все подвиги, совершенные в то время, отмечены должным образом, а многие герои не только не удостоены заслуженных наград, но и вообще остались безымянными. Такова жестокая правда войны. У героев Селигера есть имена, а это делает возможным информировать сограждан во всех уголках Отечества, а также за его пределами, о том что в расположенном в самом сердце России городе Осташкове были скромные речные капитаны, матросы, судовые механики и кочегары пароходов, способные ради свободы и независимости своей страны совершить то, что сейчас кажется невозможным.
Коллектив речной пристани Осташков, являющейся в настоящее время структурным подразделением Тверского речного порта, не только хранит память о героях, но и является достойным преемником славных традиций водников. И в том, что Селигерский край в течение многих десятилетий притягателен для туристов и гостей, немалая заслуга тех, благодаря кому местный флот жив и будет жить. Что касается вклада коллектива и руководства местной пристани в разгром гитлеровской Германии, то никакие отчетные данные того периода не в состоянии объективно передать, насколько он велик. Как ни один сугубо гражданский человек не в состоянии понять ощущения тех, кто водил пароходы под вражеским огнем. За самоотверженный труд работников, успешное выполнение служебно-боевых задач по обеспечению боеготовности войск Северо-Западного фронта, участие в обороне Осташкова, спасение флота и объектов береговой инфраструктуры, и проявленные при этом мужество и героизм, высокой государственной награды заслуживает и речная пристань Осташков как организация водного транспорта. Актуальность награждения не снижается, невзирая на то, что все больше времени отделяет нас от залпов Великой Победы. Восстановление исторической справедливости в данном вопросе - задача выполнимая, и является исключительной компетенцией соответствующих должностных лиц. Но это - дело будущего.
А сегодня остается пожелать труженикам речфлота водить теплоходы под мирным небом, чтобы фарватер Селигера на всем его протяжении был не водным рубежом и не линией фронта, а только лишь внутренним водным путем. И всему многочисленному Селигерскому флоту - семь футов под килем!
М. ГАРБЕР
Создано: 03.06.2020 16:31