Период полураспада: Зеленский перекраивает Украину
Недавно председатель Государственной думы России Вячеслав Володин сделал серьезное предположение о том, что национализм и притеснение малых народов на Украине могут повлечь выход ряда областей из ее состава, что приведет к полному развалу страны. Подобные публичные мнения высокопоставленных руководителей если и обнародуются, то не для красного словца. Те, кто сумел разглядеть в общем контексте высказывания спикера российского парламента очевидные сценарии ближайшего будущего Украины, с нетерпением ждали начала большой перекройки этой страны.
То, что именно отделение украинских областей является логичным началом разрешения, по крайней мере, некоторых проблем, обозначали многие трезво оценивающие ситуацию эксперты. В этом контексте уделять много внимания тому, как прошла, кто победил, а кто не исполнил свой долг перед страной на встрече лидеров «Нормандской четверки», вряд ли стоит. Интерес наблюдателей могло вызвать разве что поведение молодого человека из шоу-бизнеса, случайно ставшего президентом многомиллионной страны. Теперь в Париже не политику, не системному и не опытному Зеленскому предстояло просто не ударить в грязь лицом и хотя бы соблюдать протокол встреч на высшем уровне. Понятно, что тяжело изображать из себя равного по статусу, когда твоя страна в международных долгах, а ее социалка зависит от кредитов МВФ. А остальное было и без того очевидно для опытных профессионалов, например, таких как Володин.
К сожалению, Украине, как и ряду других бывших советских республик, не удалось пройти начальный путь строительства своей государственности и независимости без создания на своей территории «горячих точек». Сегодня, очевидно, что трагедии народов Приднестровья, Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии стали следствием нежелания союзного руководства и прежде всего Горбачева цивилизованно разобраться в национально-территориальном вопросе. А таких вопросов было очень много практически во всех союзных республиках, так как руководство страны Советов национальные и территориальные вопросы решало добровольно-принудительно просто - депортация, переселение и многовековые исторические, культурные, национальные и языковые особенности никого не волновали, так как все мы именовались «советским народом». Надо признаться, что не все республики, входившие в СССР, их руководство и население считало себя и свои земли частью Советского Союза. Литва, Латвия и Эстония юридически считали себя временно оккупированными и самостоятельными, что частично и было в реальности. Поэтому другим важнейшим фактором, заложившим бомбу для исторического самосознания суверенности в советских республиках, сыграли итоги революции 1917 года и Первой мировой войны.
Дело в том, что по ее завершении состоялась Парижская мирная конференция, проходившая с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года, - событие по тем временам эпохальное. Знаковое. Шутка ли, перед власть имущими стояла задача - пересмотреть существующий мировой порядок. В украинской, как и советской историографии этому мероприятию внимания почти не уделяли. Разве что протокольно отталкивались от итогов. Понятно, почему. В СССР форум считали не иначе как заговором империалистов против зарождающейся советской державы.
Вы, возможно, удивитесь, но еще сто лет назад на эту конференцию приехала делегация из Украины, отстаивать свою «незалежность» от советской Москвы и искать себе нового мирового хозяина. Косвенным правом для появления на конференции «стран, находившихся в стадии формирования» стала знаменитая концепция «самоопределения народов», выдвинутая президентом США Вудро Вильсоном. Относилось это в первую очередь к территориям, оставшимся не определившимися после развала Российской империи: Закавказье, Прибалтика, Украина. Любопытно, но никто эти страны в Париж не приглашал, но и не запрещал им приезжать. В Украине отнеслись к возможности быть признанными в Европе с энтузиазмом. При удачном раскладе можно было заручиться поддержкой Запада и реально, вклинившись в противостояние «красных» и «белых», сохранить свою государственность.
На встрече «Нормандской четверки» многие адекватные люди отметили неадекватность и противоположность заявлений Зеленкого по поводу соблюдения минского соглашения. То Украина хочет до проведения выборов в Донбассе взять под контроль об-щую границу с Россией, то затем называет проживающих там людей сепаратистами. «Мы с президентом Российской Федерации [Владимиром Путиным] имеем разный взгляд передачи границы. Он говорит, что в Минске <…> бывший президент Петр Алексеевич [Порошенко] подписывал, что передача границы - после выборов [в Донбассе]. Я поднимаю вопрос о том, чтобы передача границы была до проведения местных выборов», - сказал Зеленский на пресс-конференции по итогам саммита.
Необоснованные амбиции молодого президента Украины были более чем странные на фоне реальной обстановки. В твоей стране идет гражданская война, более миллиона штыков находится на руках населения. Казалось бы, есть вымученный документ, как постепенно выйти из этой ситуации. Так нет! Умудрились подделать манифест Нормандской четверки, заявить о необходимости пересмотра Минского соглашения, несмотря на то, что сами его подписали и в Париже Зеленский подтвердил его же придерживаться. Странно, да? Если не знать историю поведения украинцев в событиях столетней давности. А если знать, то ссылка на молодость и неопытность Зеленского отпадает сама собой. Поэтому прежде чем рассмотреть нынешний калейдоскоп противоречий в заявлениях и действиях руководства Украины, связанных с территориальной целостностью этой страны, еще раз обратимся к истории.
На той самой Парижской конференции в 1920 году украинской делегации пришлось проявить куда большую креативность и создавать географические подделки для реализации государствообразующих амбиций. Тогда скандал вызвала карта Украины, где ее частью была отмечена Кубань, чуть-чуть Беларуси и кусочек современной Польши! Сегодня сложно понять, почему она была взята за основу. Кто-то грешит на исследования правительства Скоропадского. Кто-то говорит об экспедициях этнографов, нашедших исторические поселения украинцев на этих территориях. Понятно одно - это была авантюрная идея максимум. Итог конференции для УНР был провальным, так как тот же Петлюра нес потери на фронте. Как всегда представители запада и центра Украины даже между собой не могли договориться и во многом преследовали разные цели.
Главная же причина, была в том, что Запад еще тогда и особо не скрывая, кроме как создавать между Советской Россией и европейской цивилизацией некую буферную зону, куда территориально попадала и Украина, ничего от этих территорий не хотел. К тому же Европа делала ставку на сильных и уже тогда - на Польшу. Похоже, что нынешние руководители Украины делать выводов из недавнего прошлого не хотят. Сейчас украинские власти организовывают серьезную административно-территориальную реформу. Правда, на прошлой неделе звучали апокалиптические прогнозы и предсказания. Бывший глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Одесса, Николаев, Херсон и Запорожье могут отделиться от Украины вслед за Донецком и Луганском. Также он пугает всех тем, что Россия якобы намерена взять под контроль всю территорию Донбасса. Как бы там ни было, но властям Украины придется придерживаться минских договоренностей. С потерями или без.
Поэтому Украина придумала новую хитрость - началась третья попытка провести в Украине децентрализацию власти. Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верхов-ной Раде законопроект об изменениях в Конституцию, которым упраздняются областные и районные администрации, а власть передается исполкомам облсоветов. Впервые подобная схема власти была предложена еще в политреформе 2004 года, однако тогда за нее проголосовали лишь в первом чтении. В 2015-м практически аналогичный законопроект предложил Петр Порошенко - за него парламент проголосовал в первом чтении, но потом похоронили и это предложение. Попытку децентрализации власти со стороны Порошенко все восприняли как шанс сохранить любым путем власть. Нынешний проект - это, по сути, реинкарнация проекта Порошенко. Представители президента в областях будут называться префектами (как это уже было предложено в законе о столице), а районы переименуют в округа.
Эта реформа позволит Киеву отчитаться о выполнении Минских соглашений, и сохранить президенту лицо перед выступающими против наделения Донбасса особым статусом. Ведь его получат все регионы Украины. Правда, если сохранятся - новый закон позволяет Зеленскому менять административное устройство Украины на свое усмотрение. Напомню, в прошлый понедельник достоянием гласности стал закон о децентрализации власти, который внес в Верховную раду президент Владимир Зеленский. Его главное новшество - ликвидация местных и областных администраций и введение института префекта. Префекта будет назначать и освобождать от должности лично президент, правда, с подачи кабинета министров.
Что особенно важно - из Конституции Украины, по замыслу Зеленского, исчезает привычный список 24 областей. Это делается для того, чтобы Верховная рада могла быстро и легко менять и названия областей, и границы между ними. Из новинок еще можно упомянуть, что районы Зеленский решил переименовать в «округа». В самом Донбассе сразу заподозрили, что закон вносится с целью обхода одного из главных требований Минских соглашений. Вместо того, чтобы предоставить непризнанным ДНР и ЛНР особый статус, как того требуют Минские соглашения, Зеленский решил дать особый статус сразу всем уголкам Украины. Тем самым президент сможет избежать обвинений в «предательстве» со стороны правых радикалов.
Напомню, что соглашение с МВФ и пункт 11 Минских договоренностей предполагают децентрализацию. Так что любые сдвиги в этой сфере позитивны. Но в законопроекте нет нормы об особом статусе для Донбасса. То есть он не будет зафиксирован в Конституции, что в РФ уже назвали попыткой «избежать конституционных обязательств».
Примечательно, что рефлексируя после митингов нацболов накануне и в день участия Зеленского в Нормандской четверке, президент-кавээнщик предложил лишить Севастополь специального статуса и убрать упоминание об этом из конституции страны. При этом в Крыму посоветовали Украине не просто ли-шить город особого статуса, но и полностью исключить его из конституции, как и Крым. «Это огромная ошибка со стороны президента Зеленского. Они обязаны вообще убрать из своей конституции пункты, где упоминается Крым и Севастполь, которые сегодня являются неотъемлемой частью Российской Федерации», - заявил РИА «Новости» глава комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий Гемпель. Только после этого Конституцию Украины можно будет считать документом, который отвечает современным международным реалиям, а на сегодняшний день он «устарел почти на шесть лет», считает крымский депутат. Глава государственного комитета Крыма по делам межнациональных отношений Альберт Кангиев, в свою очередь, признал, что «украинские власти имеют право выдвигать любые инициативы, но для полуострова, который является частью России, и его жителей они не имеют никакого значения».
Ряд депутатов считает, что необходимо признать, что провозглашение ДНР и ЛНР послужило реакцией на антиконституционный захват власти в столице страны в феврале 2014 года. Дав правовую оценку событиям на Майдане, украинская сторона предоставит республикам возможность самораспуститься и реинтегрироваться без каких-либо условий. Только подобный сценарий вряд ли предусмотрен нынешними хозяевами Украины. Напомню, в марте 2014 года, после госпереворота на Украине, в Крыму и Севастополе прошел референдум, на котором 96,77% избирателей полуострова и 95,6% жителей Севастополя поддержали идею вхождения в состав России как субъектов федерации. После того как Севастополь вошел в состав России, он получил статус города федерального значения. Украина и ряд западных стран до сих пор считают эти регионы своей, но временно оккупированной территорией.
Ранее президент Украины назвал Крым украинской территорией и выразил надежду, что он вернется под контроль Киева. Некоторое время спустя пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков назвал невозможным в любом формате обсуждение темы территориальной принадлежности Крыма с Украиной. На вопрос, какой будет реакция российской стороны, если Зеленский поднимет тему статуса полуострова в «нормандском формате», Песков ответил: «Хорошо известная».
«Здесь никакой реакции Кремля быть не может. Ну и собственно какое-либо обсуждение темы Крыма невозможно. Об этом неоднократно говорилось на самых различных уровнях... Никакой здесь нет разницы, в каком формате ставить этот вопрос», - пояснил он. Как отметил пресс-секретарь главы российского государства, если Зеленский на личной встрече с Путиным поднимет вопрос о принадлежности Крыма, российский лидер «безусловно даст развернутые, последовательные ответы на все соответствующие вопросы». Впрочем, уже после встречи «Нормандской четверки» стало известно, что вопрос принадлежности Крыма на переговорах не обсуждался вовсе.
Внешне дающая больше полномочий местным властям реформа им полностью раскритикована. Ассоциация украинских городов и вся оппозиция также выступают против такой реформы. Последних понять можно, так как оппозиция видит в реформе попытку команды Зеленского взять под контроль всю страну и одновременно по-тихому решить территориальные споры. Естественно, с постепенным отходом некоторых областей из состава Украины. Вот такая реакция самих местных украинских властей. «Если это децентрализация, то я тогда китайский летчик», - громко возмущается в сети градоначальник Днепра Борис Филатов. «Чтобы было понятно, после таких изменений в Конституцию можно простым парламентским большинством присоединить к Днепру, например, поселок Горького с одной улицей и объявить новые выборы в «новой территориальной общине». Или присоединить к Запорожью Луну, просто потому, что хочется», - пишет он.
Так для чего все это надо? Президенту и его команде нужно «озеленить» Украину к местным выборам. В конце года рейтинг Зеленского, согласно данным КМИС, упал до 52%, а к выборам (когда бы они ни состоялись) почти прогнозируемо упадет еще. Поэтому институт «смотрящих» надо обновить и мобилизовать. Почему на эту роль не подходили губернаторы, то есть председатели областной государственной администрации (ОГА), которых также назначал президент?
Непонятно. Но очевидно одно: префектов будет больше, чем губернаторов. Потому что, если последних было столько же, сколько областей, то префектов станет на добрую сотню больше, ведь здесь добавится еще и окружной уровень. И все они тоже захотят кушать, то есть иметь неплохую зарплату, но дело даже не в бюджете. Вероятно, мы получим довольно специфический вариант децентрализации, если только законопроект № 2598 будет принят в его сегодняшнем виде.
Между тем кроме префектов есть еще одна достойная внимания новелла. А именно то, как определяется дата проведения местных выборов. В переходных положениях законопроекта говорится: «первые местные выборы глав общин, советов общин, окружных, областных советов проводятся в течение 90 дней после вступления в силу закона, которым устанавливается административно-территориальное устройство».
В Зекоманде очень сильно спешат, и это очевидно. Менее очевидно то, с чем связана такая спешка - то ли с падающим рейтингом президента, то ли со статусом ОРДЛО? Тот факт, что законопроект был внесен через несколько дней после встречи «нормандской четверки» в Париже, дает нам понять: там могут быть аспекты, связанные с Донбассом и особенностями местного самоуправления в самопровозглашенных республиках. В первую очередь со стороны Зеленского, очевидно, есть желание продемонстрировать перед следующей встречей в «нормандском формате» готовность Киева выполнять минские соглашения.
Украинская экспертная среда пока вяло реагирует на представленный документ. А вот в Кремле законопроект от Зеленского уже прочитали. И теперь обещают «очень внимательно изучить» его «на предмет соответствия минским договоренностям и «формуле Штайнмайера», - заявляет пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
И. Долгих
Создано: 02.06.2020 08:25