Дать знания и воспитать патриотом
Можно ли заложить интерес к инженерному творчеству с самого раннего возраста? В МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» уверены: это вполне реально. Более того, коллектив дошкольного учреждения проверил это на практике и достиг впечатляющих результатов. Помогла реализация разработанного собственными силами проекта по конструктивно-модельной деятельности «Мы - будущие конструкторы».
В современном мире с самого раннего детства ребенок находится в окружении техники, электроники, конструкторов и даже роботов. Поэтому каждому малышу необходимы зачатки инженерного мышления. Дошкольник должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества, с раннего детства.
«Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию умственной активности: способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения», - убеждена заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» Л.А. Байбина.
Маленькие инженеры и конструкторы
Учитывая это, в дошкольном общеобразовательном учреждении разработали проект по конструктивно-модельной деятельности «Мы - будущие конструкторы», реализация которого успешно шла в прошлом году. Его цель - создание условий, направленных на формирование инженерного мышления детей, посредством развивающего пространства и интеграции образовательного процесса.
Как рассказала Любовь Александровна, предварительно был заключен договор о сотрудничестве с Центром детского технического творчества по участию детей подготовительных групп в социально - образовательном проекте «Современная инженерная школа». Кроме этого, было организовано сотрудничество с группой компаний «Экзамен» по участию в дошкольном образовательном проекте «Дошколка.ру», ведущий специалист которого С.П. Потеряйко поделился опытом с педагогами детского сада и других дошкольных учреждений города и провел для них мастер-класс «Игровое конструирование, как эффективное средство развития ребенка».
Как известно, малышей сложно заинтересовать только словами. Для наибольшего эффекта дети сами должны участвовать в познавательной деятельности, прежде всего - через игру. Одним из любимых занятий ребенка является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Это занятие позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Поэтому в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» для реализации проекта приобрели настольные конструкторы различных видов, в том числе крупные мягкие модульные конструкторы, а также конструкторы серии «Полидрон». Эти оригинальные игровые пособия, призванные обучать детей основам математики, двух- и трехмерной геометрии, дизайна и технологий, являются лидером отрасли по всему миру.
Конструктивная деятельность важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения, навыки. Развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности, образное мышление, мелкая моторика, глазомер. Данный вид детской деятельности формирует такие качества личности как внимательность, усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для развития фантазии и воображения детей.
Овладение конструированием способствует расширению словарного запаса дошкольников, обогащению детской речи, так как в процессе работы ребята делятся своими замыслами, учатся общаться друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты.
В ходе реализации проекта воспитателями дошкольного учреждения были разработаны сценарии мероприятий в группах, которые затем были оформлены в виде конспектов, организована творческая деятельность детей. Проведен конкурс поделок из различных видов конструкторов на тему: «Волшебный мир конструирования», по его итогам организована выставка детских работ, часть из которых были отправлены для участия в международных и всероссийских конкурсах. С большим удовольствием воспитанники детского сада и их родители принимали участие в развлекательном мероприятии «Папа, мама и я - инженерная семья».
Реализация проекта в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» продолжается. В ближайших планах - оформление «Центра конструирования» на участке детского сада. Для этого идет подготовка игровой площадки с мягким покрытием и дополнительно приобретено несколько крупных конструкторов.
В 2019 году детский сад № 22 стал победителем конкурса инновационных общественно значимых проектов среди образовательных учреждений г. Великие Луки. Администрация города выделила дошкольному учреждению 500 тысяч рублей для приобретения оборудования. Как рассказала Л.А. Байбина, на эти средства были приобретены интерактивная песочница «Мини - алмаз»; интерактивный комплекс «Играй и развивайся»; набор Лого-роботов «Пчелки» (на док-станции) Bee-Bot. Эти интеллектуальные игрушки помогут в дальнейшем совершенствовании работы по формированию инженерного мышления детей.
Привить любовь к родному краю
Какими бы обширными знаниями не обладал маленький человечек, в будущем он не состоится как личность, если с ранних лет не научится любить свою Родину и уважать ее историю. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной системы в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» считают патриотическое воспитание детей.
Формировать с самого детства высокие нравственные качества: любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию - такую задачу успешно выполняет коллектив дошкольного учреждения. «Чувство родины начинается с окружения, в котором ребенок живет, с того, что он любит, что оставляет отклик в его душе», - подчеркнула Л.А. Байбина.
«Мы придерживаемся такого мнения, что воспитать гражданина, патриота невозможно, если ребенок не будет знать духовное богатство своей страны и своего города», - пояснила старший воспитатель Елена Харсико.
Историю своей страны дошкольники познают и через государственные праздники. Им в детском саду посвящают тематические мероприятия. Например, в июньском плане - «День России». Подготовка к торжеству шла долго и осознанно: ребята изучали историю страны, отвечали на вопросы о государственных символах и вспоминали цвета российского флага.
Дню рождения любимой страны дети посвятили концерт. Ребята исполнили народный хоровод «Березка», а также зажигательный номер «Мы - дети России». А завершили праздник сказочная постановка, главными героями которой были богатыри, и флешмоб с триколором.
В основе всего - семья
Любовь к своему Отечеству начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому в дошкольном учреждении разработали долгосрочный проект «Воспитание маленького великолучанина через любовь к родному краю». На специально организованных занятиях и в эти дни детей знакомят с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром, символикой города и области, творчеством поэтов, писателей и художников региона. Обязательным считают вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия с коллективом детсада.
Тема «Семья» традиционно входит в обучающую программу дошкольного учреждения. Воспитанники на занятиях узнают, что такое родословная, генеалогическое древо, формируют представление о родственных отношениях.
Самая душевная и интересная тема - это семейные традиции. Дети воспринимают их ярче и эмоциональнее, чем взрослые. Участие ребенка в домашних ритуалах помогает воспитывать у них чувство общности со своей семьей и желание заботиться о близких.
«Семья - это самое важное и необходимое в жизни. В ней закладываются основы гражданственности и патриотизма. Что нам дает семья, то мы и проносим через свою жизнь», - подчеркнула методист Наталья Огурцова.
Вместе с родителями дошкольники собирают информацию о прошлом своей семьи. Родители активно помогают в этом воспитателям - для взрослых важно передать своим детям память о бабушках и дедушках.
«Мы готовили рассказ про чемодан моего дедушки. Он с ним путешествовал, он у нас дома хранится. С ребенком не всегда удается так поговорить. Спасибо воспитателям, что поднимают эти темы», - отметила мама одного из воспитанников детского сада Александра Кащеева.
Бережное отношение к истории семьи, которое воспитывают педагоги детского сада № 22, - это основа для уважительного отношения к прошлому своего города, страны, народа.
«Мы считаем, что реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую компетентность в вопросах истории, культуры города Великие Луки, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от сознания себя великолучанином», - убеждена заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» Л.А. Байбина.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине коллектив детского сада стремится путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Каждая группа реализовывала свой мини-проект. Дети вместе с родителями совершали мини-экскурсии по улицам родного города, а затем делились впечатлениями в группе о любимом уголке. Дети познакомились с биографией, творчеством известных великолучан, связанными с их именами памятными местами.
Итоги таких экскурсий выражаются в фотовыставках или снятых фильмах. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками во время их подготовки.
В детском саду действует театральная студия «Сказка», для репертуара которой выбираются постановки нравственно-патриотической и экологической тематики. Дети-артисты с удовольствием выступают перед своими сверстниками, малышами, родителями и даже дают представления для школьников.
«Мы убеждены, что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду, ведь недалек тот день, когда мир окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Поэтому так важно сегодня помочь нашим будущим выпускникам освоить новую систему ценностей своей малой Родины», - подчеркнула заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 22» Л.А. Байбина.
М. ОЗЕРОВА
Создано: 03.03.2020 09:46