Есть у выборов начало, а у революций нет конца
Очередной государственный переворот накрыл очередную южноамериканскую страну. На этот раз смена власти под давлением людей в погонах и уличной толпы произошла предсказуемо в Боливии. Отставку президента Эво Моралеса признали госпереворотом сразу несколько стран, и прежде всего Россия. Несмотря на некоторое число погибших в уличных столкновения сторонников и противников уже бывшего президента, события в Боливии выглядят намного цивилизованней, чем в той же Украине в ходе кровавого майдана в феврале 2014 года. Украинские националисты жестоко убивали, пытали и насиловали своих же сограждан просто за то, что они говорят на русском языке. Дикость? Конечно! Поэтому, наблюдая за цветными революциями по всему миру, остается только удивляться нашим славянским соседям.
Довольно необычно госпереворот в Боливии выглядит еще и потому, что через несколько дней именно представителя партии Эво Моралеса «Движение за социализм» выбрали спикером парламента страны. При этом если бы не политическая «чуйка» и инстинкт самосохранения бывшего боливийского лидера, спрятавшегося от преследования у крестьян, Эво Моралес вполне мог повторить судьбу ливийского Муаммара Каддафи, жестоко растерзанного толпой. Как позже выяснилось, американцы применили свой излюбленный метод подкупа людей, отвечающих за безопасность главы государства, с заданием его физического устранения.
Надо отметить, что военные играют первую скрипку в путчах не только в странах Южной Америки или бывших колониях. Именно военные сыграли важнейшую роль в Февральской революции в Российской империи. При Горбачеве нерешительность именно силового блока СССР привела к событиям в Беловежской Пуще, положившим конец Советскому Союзу. Отсутствие воли и неисполнение присяги со стороны силовиков и военных позволили местным нацистам прийти к власти на Украине. Наоборот, в той же Венесуэле именно военные не дали реализоваться хитрым комбинациям и планам США, заставивших половину мира признать самозванца Гуайдо главой этой страны. Может быть, здесь отразилась та самая атмосфера боливаритарианства, непокорности вмешательству извне, многовекового сопротивления и борьбы за независимость.
Наверное, на южноамериканском континенте вряд ли найдется человек, который бы не знал Симона Боливара. В его честь именуются города и улицы, устанавливаются памятники и монументы. Даже целая страна - Боливия - носит его имя! Если сказать кратко, то Боливар, более известный как революционер и борец за свободу южноамериканских стран от владычества Испании, внес огромный вклад в развитие целого ряда государств и сегодня является национальным героем едва ли не каждой страны в Южной Америке.
Наверняка, многие российские читатели про ту же Боливию мало что знают. А ведь здесь именно местные националисты, как и на Украине, стали боевой силой госпереворота. Пару слов о том, откуда в Боливии неонацизм. Исторически сложилось так, что в этой стране была заложена линия социальной напряженности между коренным населением - индейцами и потомками испанских колонизаторов. Этот конфликт незримо присутствовал все время. Когда Моралес - представитель как раз коренного населения, пришел к власти, это шибко не понравилось местным правым, тем самым потомкам испанских колонизаторов, для которых индейцы, давайте говорить откровенно, люди второго сорта. Когда Моралес ввел в обиход на официальном уровне флаг индейцев наравне с государственным и дал Боливии новое название - «Многонациональное Государство Боливия», именно тогда правые и решили идти на крайние меры. Естественно, была и экономическая составляющая, ведь после прихода Моралеса к власти его экономическая политика, направленная на снижение зависимости от международных финансовых организаций, национализацию нефтегазовой индустрии, легализацию выращивания коки, которым занимаются крестьяне, а также снижение уровня бедности, была как кость в горле у местных олигархов. К кому надо обращаться в Южной Америке, если ты готовишь путч? Конечно, к США. Пазл сложился, и началась работа по подготовке возвращения «демократии» в отдельно взятую страну на «заднем дворе США», как называют Южную Америку.
После трех недель протестов боливийский президент Эво Моралес ушел в отставку - ради спокойствия страны. Его заместители тоже самоустранились. Через два дня после ухода Эво Моралеса с поста главы государства у Боливии появился новый президент. Им стала вторая вице-президент Сената Жанин Аньес. Примечательно, что по конституции власть должна была перейти в руки вице-президента, но он ушел в отставку вместе с Моралесом. Следующие в цепочке «наследования» стояли главы Сената, Палаты депутатов и Верховного суда, которые также покинули свои посты. В результате возможность занять высший пост в стране выпала Аньес. Правда, сама процедура была проведена с нарушением правил, ведь сначала Аньес предстояло стать главой Сената, а формально сделать этого не удалось. Дело в том, что 2/3 депутатов, представляющие партию Моралеса «Движение к социализму», покинули сессию, в результате чего дважды не удалось собрать кворум. Тем не менее, конституционный суд поддержал Аньес, посчитав, что для утверждения нового главы государства не требуется решения парламента. Как же здесь не вспомнить события на Украине в 2014 году, когда депутаты Верховной Рады, избранные от КПУ и пропрезидентской «Партии регионов», даже не подумали сложить полномочия или хотя бы не присутствовать на заседаниях после бегства президента Януковича. А ведь именно украинские коммунисты и «регионалы» в Раде обеспечили легитимность решений, принимаемых охваченным «революционной целесообразностью» парламентом.
Что же послужило поводом для кризиса в Боливии? Кризис разразился после президентских выборов, состоявшихся в октябре 2019 года. Было два кандидата, олицетворяющих разные ожидания боливийцев. Эво Моралес, первый глава государства - индеец, правил с 2006 года. При нем страна показывала стабильный экономический рост, наполовину сократились показатели бедности населения, минимальная зарплата стала одной из самых высоких в регионе. Боливия укрепилась во внешней политике. Соперник Моралеса - Карлос Меса занимал президентский пост с 2003-го по 2005 год, выступал за политические перемены и против чрезмерной концентрации власти в одних руках.
Тень на успехи бросала несменяемость власти. В 2016-м Моралес провел референдум, чтобы изменить Конституцию. Предлагаемые поправки позволили бы ему избираться на пост президента четвертый раз. 51,3% граждан эту идею не одобрили, но конституционный суд разрешил Моралесу баллотироваться на выборах 2019 года. Это вызвало протесты.
Выборы 20 октября Моралес выиграл, но власть заподозрили в нечистоплотности и подтасовках. Голоса подсчитывали медленно. Когда стало понятно: дело идет ко второму туру, прямую трансляцию из избиркома прекратили. Для победы кандидату нужно было набрать больше 50% голосов или не менее 40%, но с десятипроцентным отрывом от конкурента. Трансляцию прекратили, когда Моралес обгонял Месу на 7%.
На следующий день объявили, что разрыв достиг 10,11%. Возмущенные избиратели ответили на это всеобщей забастовкой и акциями протеста. В организации американских государств (ОАГ) посоветовали проверить результаты. Аудиторы ОАГ обнаружили нарушения в подсчете голосов, и 10 ноября генсек организации Луис Альмагро призвал отменить итоги выборов.
Однако вспомним еще недавние истории с коллизиями на выборах президентов США. Ведь мировое сообщество просто молчало, словно набрав воды в рот.
Напомню, 26 ноября 2000 года госсекретарь Флориды Катрин Харрис объявила Джорджа Буша-младшего победителем голосования в штате, что принесло ему 25 электоральных голосов и победу на президентских выборах. Это был четвертый случай в истории США, когда главой страны становился человек, не получивший большинства голосов избирателей.
На выборах президента США в 2016 году скандал был раздут так, что произошел серьезный раскол элиты, грозящий не просто расколу страны, но и гражданской войне. Напомним, победу на выборах одержал Дональд Трамп, набрав 306 голосов выборщиков против 232 за Хиллари Клинтон. По итогам голосования коллегии выборщиков 19 декабря 2016 года были подтверждены голоса 304 выборщиков за Трампа и 227 - за Клинтон. Однако Клинтон опередила Трампа на 2,9 миллиона голосов избирателей, набрав 65,8 миллиона против 62,9 миллиона. И уже в пятый раз в истории США президентом страны стал кандидат, набравший меньшее число голосов избирателей, чем проигравший кандидат.
Если в США судьба президентской власти решалась в судах, то на заднем дворе этой страны - на улицах. Ряд государств Южной Америки уже признали произошедшее в Боливии госпереворотом - Венесуэла, Куба, Мексика, Аргентина. В российском МИДе также отметили, что события в Боливии развиваются «по лекалам срежиссированного госпереворота». Хотя позже российский МИД признал новым главой Боливии Жанин Аньес, срежиссирванность «отставки Моралеса» очевидна. Ведь в Боливии, как и в Венесуэле, на улице появился «свой Гуайдо».
Не менее интересна ситуация в Чи-ли. Протесты в этой стране по неподтвержденным данным унесли жизни более 20 человек. Основными участниками событий являются студенты, школьники и безработная молодежь. В социальных сетях различные общественные и студенческие организации Чили созвали демонстрации перед торговым центром Costanera в столичной коммуне Провиденсия. Протестующие заблокировали основные магистрали города. Самым серьезным событием стало нападение штаб-квартиру Независимого демократического союза - одной из правительственных партий. Эксперты почти единодушно указывают на схожесть протестов в Чили и на Украине.
Украинские националисты украли форму протеста у чилийцев, выступавших против диктатуры Аугусто Пиночета. Внешнее сходство протестов на Майдане и в Сантьяго (столица Чили) уводит от понимания сути этих событий. «Сначала было в Чили: «Кто не скачет, тот Пиночет»… Потом в Киеве превратили Пиночета в москаля. События на Майдане - это справедливое возмущение значительной части населения Украины коррумпированной политикой правительства Виктора Януковича. Но лекарство оказалось хуже болезни. Политическая наивность людей была использована проходимцами и иностранными спецслужбами.
Американцам трудно изменить мышление как рабовладельческой стране, проводящей всю свою историю колониальные «освободительные» войны и привыкшей относиться к остальным странам и народам как к трофеям. Поэтому важно, чтобы население остального мира понимало, что, свергая, как им кажется, надоевших правителей, они зачастую теряют самостоятельность.
Иван ДОЛГИХ
Создано: 03.02.2020 16:09