АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Интересы людей и интересы города ни в коем случае не должны пострадать

Считается, что остроту проблемы управляющих компаний, которая сейчас на слуху у всех горожан, спровоцировали, прежде всего, неплатежи ресурсоснабжающим организациям. Так ли это и как из указанной ситуации можно достойно выйти, рассказывает директор МП «Водоканал» Е. В. ШУМАЙЛОВ.

- Евгений Владимирович, насколько для предприятия важны денежные средства, поступающие от населения при посредничестве управляющих компаний?

- «Водоканал» поставляет городу чистую воду, плюс также принимает стоки от города, которые очищает и впоследствии сбрасывает в реку Ловать. Мы - предприятие тарифицированное, то есть за свои услуги получаем деньги от населения не более тарифа. Тариф устанавливается областной Администрацией. Тарифным комитетом Псковской области.

Понятно, что для качественного выполнения своих функций, то есть для подачи в город качественной воды, нужны определенные средства. Они есть - предприятие нормально функционирует, город получает хорошую воду. Их нет - сразу начинаются проблемы.

Для поддержания нужд производства надо и платить за электроэнергию, надо и покупать материалы и реагенты, надо и платить заработную плату, налоги, и какой-то сбой в поступлении финансов может привести к определенным проблемам в производстве предприятия. Мы работаем лишь на те средства, которые зарабатываем.

От управляющих компаний или от населения мы получаем где-то половину всех средств, еще половина поступает от промышленных предприятий. И, разумеется, работа с населением, платежи населения очень важны для предприятия. Мы напрямую в финансовом отношении зависим от того, оплачиваются наши услуги или нет.

Конечно, существует определенный предел прочности, но он весьма ограничен по времени. Жить в долг - значит, неизбежно разрушать предприятие, снижать качество и количество поставляемых городу услуг.

- Но ведь до последнего времени названная проблема долгов не имела такой остроты? Что изменилось?

- Наш город практически всегда в лучшую сторону отличался от других городов Северо-Запада страны, где проблемы неплатежей всегда поднимались. Дело в создании у нас с начала 2000-х годов Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ). И для нас, ресурсоснабжающих организаций, ЕРКЦ - это самая важная структура в финансовой части.

Поступающие от населения платежи за ЖКУ ЕРКЦ сразу же распределяет по поставщикам услуг, происходит так называемое расщепление платежей. Таким образом, плата за водоснабжение, водоотведение и отопление не оседает на счетах управляющих компаний, а напрямую перечисляется ресурсоснабжающим организациям («Водоканал» и «Тепловые сети»). В свою очередь управляющие компании также  через ЕРКЦ получают плату за управление МКД, содержание и текущий ремонт, а также плату за водоснабжение в целях содержания общедомового имущества (СОИ).

Благодаря деятельности ЕРКЦ у нас процент сбора за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в МКД достигал 98%! Понятно, всегда есть неблагополучные люди, как правило, живущие в общежитиях, те, кто не может платить, кто просто не платит, поэтому 98% для Северо-Запада - это очень хороший показатель.

Тем не менее, долги накапливаются. 98% все-таки - это не 100%. Но мы как-то договаривались с управляющими компаниями, чтобы хотя бы эти 98% держались, прилагались бы все возможные усилия для их получения. Поскольку эти деньги - тот минимум, который позволяет нормально, стабильно работать и «Водоканалу», и «Тепловым сетям».

Хотя эти 2% постепенно накапливались, но мы могли работать, платить заработную плату, качественно очищать воду. К сожалению, в 2018 году мы вдруг узнали о переменах в управляющей компании «Жилсервис», входящей в Ассоциацию управляющих и обслуживающих компаний Псковской области (АУОК).

Ни для кого не секрет, что весь жилищный фонд делится на хороший - новые и почти новые дома с приемлемым качеством коммуникаций и сооружений и не очень хороший - старые бараки и прочие подобные строения. Так вот компания «Жилсервис», как и другие УК города, объединяла и не очень хороший жилой фонд, и хороший.

И вдруг мы с «Тепловыми сетями» узнаем, что создана еще одна управляющая компания, что весь хороший актив переведен туда, а долги оставлены здесь, в «прежней» управляющей компании. При этом новая управляющая компания работает с чистого листа, нам ничего не должна.

Но ведь неплатежи-то и появляются в основном из так называемого «плохого» жилого фонда. В хороших домах люди, как правило, исправно платят, а проблемные дома такой мотивации часто не имеют. У них вопросы оплаты услуг невольно уходят на второй план.

И тут с «Жилсервисом» вдруг получается, что проблему долгов на уровне АУОК решать вроде бы никто и не собирается.

- А какие последовали объяснения подобного решения

по «Жилсервису»? Наверняка ведь они были.

- Мы, конечно, встречались с президентом ассоциации, он нас убеждал, что претензионную работу они будут вести, что долги все-таки отдадут, а новый фонд они выводят из «старой» управляющей компании потому, что их работа является «лицензированной», а за плохую работу лицензию могут отнять. Также было сказано, что это - вынужденная мера и что вы, ресурсники, долги будете получать.

До этого времени как было? По примерно 2% неплательщиков мы через ЕРКЦ брали сведения, смотрели их список и совместно с управляющими компаниями контролировали всю претензионную работу. Проводились совместные с судебными приставами рейды по неплательщикам. Договорились, что такая работа продолжится, но, к сожалению, как показала жизнь, долги, как практически не отдавались, так и не отдаются сейчас.

Отдавалась прежде примерно сотая часть долгов. А в 2018 году ситуация еще более обострилась. Мы еще узнаем, что не только под «Жилсервис», но под каждую управляющую компанию создана своя «новая» компания, документы уже в налоговой инспекции и все «новые» УК тоже будут работать с чистого листа, долги останутся в «старых».

Ничего хорошего ресурсоснабжающим организациям эта практика по клонированию и разорению управляющих компаний принести просто не могла. Пришлось принимать ответные меры. Стали готовить документы, чтобы вернуть свои деньги через суды.

А потом еще узнаем, в довершение всего, что управляющие компании АУОК хотят замкнуть на себя и функции ЕРКЦ, то есть вести самостоятельно начисление и сбор денег с населения, таким образом аккумулируя на своих счетах плату населения за ЖКУ. В таком случае у управляющих организаций появится возможность использовать поступающие денежные средства в своих целях, а ресурсникам придется забыть о своевременных поступлениях платежей за свои услуги.

- Можно ли было обойтись без активной судебной работы? Может, удалось бы договориться в рабочем порядке, путем переговоров?

- Одно другому не мешает. К переговорам мы открыты. Но никогда нельзя забывать, что услуги и «Водоканала», и «Тепловых сетей» - услуги ежедневные и круглосуточные. Их нельзя отложить, задержать, поскольку город при любых условиях не должен оставаться без тепла и без воды.

Работникам же предприятия нужно платить зарплату, мы должны выполнять свои функции, закупать материалы и прочее.

Ну, предположим, мы промолчим, что называется, «потерпим», недополучая деньги, материалы, что тогда будет?! Поверьте, не будет ничего хорошего. Здесь ведь затрагиваются интересы не только «Водоканала», но и каждого жителя города и города в целом.

Суды, таким образом, мера вынужденная. Ситуация, когда люди платят деньги, а они ресурсоснабжающим организациям не поступают, недопустима!

В мае этого года мы подали все иски, в октябре получили решения судов по ним.

Мы выиграли все суды по долгам по всем управляющим компаниям, но они, чтобы затянуть возврат нам денег, тянут с выполнением судебных решений.

- Говоря о затягивании времени, имеете в виду процедуру судебных апелляций? Но ведь это неотъемлемая часть судебной процедуры?

- У них юристы хитро поступают. Они подают на апелляцию, но вовремя не платят государственную пошлину. Рассмотрение дела на месяц переносится. Потом они платят и получается еще задержка на месяц. В общем, всякими путями провоцируют задержки.

Тем не менее, все равно рано или поздно с пенями все долги  они будут платить.

Надо это им? Всегда выгоднее заплатить без судов и нервотрепки.  «Водоканал» прав, «Водоканал» борется за свои деньги, и «Водоканал» добьется справедливости в полном объеме.

- Евгений Владимирович, конкретные суммы будем называть по управляющим компаниям и срокам?

- Сейчас исков подано на 16 млн рублей, еще почти на 16 млн исков готовится. В мае мы подали иски на взыскание тех долгов, которые были в мае. Пока суд да дело долги продолжали накапливаться. Сейчас мы подаем иски по долгам до сентября включительно.

- А если придется прийти к практике прямых договоров? Готовы к этому?

- Идея прямых договоров появилась у правительства России из-за массовых неплатежей по стране. И в первую очередь там, где не было расчетных центров, где все платежи шли через управляющие компании. У нас же был четко работающий ЕРКЦ с четко налаженной системой получения и распределения средств. Мы получали сразу деньги, четко видели всех неплательщиков, с ними четко велась претензионная работа. То есть город у нас отличался от среднестатистического российского города в лучшую сторону.

Сейчас эту работу в Великих Луках хотят сломать, замкнуть все на себя и делать с нами все, что угодно, то есть выкручивать руки. Но этого не получится!

К прямым договорам мы готовы. Там есть два пути. Один путь - жители домов, собственники квартир в многоквартирном доме, должны провести собрание и принять решение о переходе на прямые договора. Соответственно, уведомив управляющую компанию, областной жилищный надзор. А «Водоканал» в течение двух месяцев должен принять решение. Можем за день принять его, можем за два, нам это выгодно. 

Путь второй - «Водоканал» должен уведомить жителей, что предприятие расторгает договор с управляющей компанией в части поставки ресурса для оказания коммунальных услуг населению, оставляя лишь действующим договор водоснабжения в целях содержания общедомового имущества (так называемого СОИ), и заключает прямые договора с жителями, но для этого должна быть двухмесячная задолженность управляющей компании, подтвержденная судом.

В общем, прямые договора - определенный выход в данной ситуации.

Мы полагались и продолжаем полагаться на мудрость и понимание жителей города, которые платят деньги и ждут получения за это в полном объеме качественной услуги. Интересы людей и интересы города ни в коем случае не должны пострадать.

Андрей КАНАВЩИКОВ

Создано: 21.11.2019 15:30

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить