Из Тюмени ради памяти отца
Встречи
В родной Тюмени Веру Степановну Бухтоярову хорошо знают. Активной общественнице, ей мало просто работать главным библиотекарем библиотеки-филиала № 4 муниципального учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система».
Вера Степановна проводит большую патриотическую работу, бережно собирает память о Великой Отечественной войне. Дома у нее, по ее собственным словам, маленький краеведческий музей: предметы быта, документы, фотографии.
- Знать историю своей семьи, малой родины, края - это основа бытия. Горжусь тем, что могу поделиться этим патриотическим чувством с внуками, друзьями. Я устраиваю небольшие выставки у себя дома для ребят и жителей своего района Ватутино, - рассказывает В. С. Бухтоярова.
Недавно жительница Тюмени посетила Великие Луки. С одной стороны, это произошло случайно, а с другой - закономерно. Просто не мог такой неравнодушный человек, горячо интересующийся нашей славной военной историей, проехать мимо орденоносного Города воинской славы Великие Луки.
Сначала Вера Степановна приехала в Новосокольники, в город, который освобождал ее отец, Степан Николаевич Угрюмов. Там ее встретили, показали местные достопримечательности. А еще рассказали, что совсем рядом находится такой город как Великие Луки с очень деятельной ветеранской организацией, которую возглавляет почетный граждан города, капитан I ранга В. Е. Афанасьев.
Гостья позвонила Валентину Егоровичу и на автобусе в ближайшее утро приехала к нам. Да, С. Н. Угрюмов непосредственно Великие Луки не освобождал, но в освобождение нашей земли свой очевидный вклад вложил.
О фронтовых дорогах
Вот что рассказывает Вера Степановна об отце:
- Мой папа ушел на войну в 1943-м. Восемнадцатилетним парнишкой. Воевал в составе легендарной 67-й гвардейской Витебской Краснознаменной стрелковой дивизии, которая получила свое боевое крещение в первые дни фашистского нашествия в боях за город Острог на западном рубеже Отчизны. Мужество и стойкость стрелков выковались в битвах за Сталинград, Курск, в освободительных операциях на землях Белоруссии и Прибалтики.
Рассказывая о фронтовых путях-дорогах, папа не раз вспоминал, как комдивы в буквальном смысле дрались за пополнение из сибиряков. Войной было проверено, какие это бесстрашные и мужественные бойцы. Торопец, Невель, Новосокольники... Я никогда не была в тех краях. Эти географические названия остались в моей памяти из рассказов отца. Там проходили жаркие бои. Раздобыв карту боевого пути дивизии, решила узнать побольше об этих сражениях.
В 1943 году дивизия и 201-й стрелковый полк, в котором воевал отец, совершив 80-километровый переход по лесисто-болотистой местности, сосредоточились в районе Торопца Калининской области. В конце октября дивизия начала подготовку к наступательной операции. По приказу командования 2-го Прибалтийского фронта 6-я гвардейская армия, в которую вошла
67-я дивизия, должна была прорвать вражескую оборону северо-восточнее Невеля и соединиться с войсками 3-й ударной армии, оборонявшейся в так называемой «Невельской бутылке». Этот «сосуд» возник в результате углубления в оборону гитлеровцев километров на 60.
Втянуться в «бутылку» было решено под покровом ночи. Операция началась 12 ноября 1943-го. Дивизия прорвала четыре неприятельские траншеи, но из-за сильного сопротивления бой пришлось остановить. Задача по расширению горловины «бутылки» оставалась нерешенной. Фашистское командование хотело соединиться в узком месте выступа, захлопнуть наши войска и уничтожить. Советское командование, наоборот, решило усилить оборону в «бутылке», расширить перешеек, связывающий фронт с войсками, находящимися внутри выступа, улучшить снабжение обороняющихся, обеспечить эвакуацию раненых. Именно для таких действий внутри «бутылки» и была направлена 67-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал гвардии полковник Алексей Иванович Баксов.
В начале декабря дивизия отбросила противника на его оборонительный рубеж. Погода и местность не позволяли использовать авиацию и танки, поэтому полки усиливались артиллерией, «катюшами». В этих боях был ранен командир 138-го полка гвардии майор Георгий Никитович Ковтунов. (Забегая вперед, скажу, что командующий артиллерией Герой Советского Союза Ковтунов написал книгу «Всею мощью огня», ее вручили отцу на встрече с однополчанами в Москве, он очень дорожил этим подарком).
Немцы отчаянно сопротивлялись. Сильный бой разгорелся 19 декабря. Против гвардейцев бросали танки, позиции непрерывно бомбардировали с самолетов. «По силе и напряженности этот бой не уступал сражениям под Прохоровкой», - вспоминал папа, который был на войне связистом.
Помню, как он рассказывал:
- На связистов, да еще наблюдателей и разведчиков, ложилась большая нагрузка. В том бою отличился связист Николай Цыганков. Вслед за наступающей ротой он под вражеским огнем налаживал связь, тащил тяжелую катушку провода, а когда кабель был перебит, снова побежал, невзирая на обстрел.
Цыганков был награжден медалью «За отвагу». Такую же награду получил и ефрейтор Степан Угрюмов. Бойцы считали ее самым главным знаком отличия.
Гитлеровцы начали отходить, терять свои позиции в начале января 1944 года.
За два дня наши войска освободили 28 населенных пунктов. Жаркий бой завязался на подступах к городу Новосокольники. Немцы не хотели терять важный железнодорожный узел. Продвижение полков было тяжелым, так как участки болот не замерзли, непреодолимыми были и речки. Утром 20 января было освобождено село Коробцово, а к вечеру противник, усилив сопротивление, снова ворвался в него. С рассветом село вернули. Ценой очень больших потерь. Здесь, в наступательном бою, и был ранен связист Угрюмов. Со множественными осколочными ранениями голеней его отправили в медсанбат, затем в госпиталь. А его родная дивизия получила приказ перейти к обороне. Лишь в конце января, возобновив наступление с помощью танковой бригады, гвардейцы освободили село Блины и еще несколько пунктов.
Большие потери и усталость бойцов стали причиной прекращения наступления. Какое-то время дивизия находилась в резерве, а потом, в мае, начала готовиться к освобождению Белоруссии - к операции, получившей название «Багратион». Мой отец к тому времени был уже демобилизован, отбыл из эвакогоспиталя на родину, где стал работать на сельскохозяйственном опытном опорном пункте бухгалтером.
С 1951 года он будет трудиться в гидрометеослужбе - заниматься мирным делом и поддерживать связь (до конца своей жизни) с фронтовыми товарищами - Василием Илларионовичем Яблонских, Алексеем Степановичем Максимовым, Петром Ефимовичем Тропиным из села Леуши...
«Было интересно все»
В. С. Бухтоярова пробыла в Великих Луках целый день. Состоялся обмен мнениями в городском совете ветеранов, в котором участвовали также И. Ю. Сафин, З. А. Галанцева, С. И. Столяров.
Как отмечает В. Е. Афанасьев, нашей гостье было интересно все, связанное с освобождением города от фашистов. Она с огромным интересом посетила братское кладбище, театр, готовящийся встретить 100-летие, стелу Города воинской славы, краеведческий музей…
Возложила цветы к памятнику Александру Матросову. Восхитилась нашими фонтанами. Даже проливной дождь ничего не отменил в насыщенной программе визита.
После Великих Лук путь Веры Степановны лежал во второй Город воинской славы Псковской области - Псков. И она уезжала, оставляя здесь новых хороших друзей, объединенных работой по патриотическому воспитанию молодежи.
И, наверное, вот такие неформальные поездки и оказываются самыми искренними и самыми яркими. Когда люди не заставляют себя помнить о Великой Отечественной, а органично живут с этой памятью и ради нее готовы из Тюмени с легкостью выбраться хоть до Новосокольников, хоть до Великих Лук. Зная, что ветеранские организации на местах везде помогут и поддержат. Ради общего дела, ради общей памяти.
Андрей КАНАВЩИКОВ
Создано: 21.08.2019 09:58