«Помните всегда, что мы живем вместе с великой историей…»
«Великие Луки - это более чем восьмивековая память о России, переданная нам в наследство. Наш город населяют не только те, кто в нем живет сейчас. Его населяют и наши выдающиеся земляки минувших веков. Какие славные имена: святой Мартирий (Зеленецкий), братья Лаптевы, Федот Клокачев, Михаил Семевский и Николай Дубровин, Иван Стебут, Александра Анненская, Иван Виноградов!» Этими словами начал нашу беседу автор книг о прошлом города на Ловати и Псковщины, публикаций о минувшем в Луках в «Великолукской правде», кандидат исторических наук Станислав Георгиевич Петров. Поводом для встречи стал юбилей собеседника: 23 июля ему исполняется 60 лет.
- С какими мыслями и настроением подходите к этой дате?
- Время, как известно, течет в одном направлении. Время не остановить. 60 лет - какой-то рубеж, пора подведения итогов и сожалений: как много не сделано! Например, мечтал после выхода в свет тоненькой книжки «Не забудь их, Россия!» вернуться к очеркам, ее составляющим, дополнить. Получилось наполовину. Другие замыслы остались на стадии сбора материала. Изрядно сил и нервов отняло выяснение отношений с одним коллегой по цеху, полемика с местными монархистами, обвинявшими меня в непочтительном отношении к Ивану IV и Николаю I. Мол, они представители Бога на земле. Дамы и господа, я не богослов, а историк. Привык оперировать исключительно фактами, а не эмоциями.
Признаюсь, какое-то время обижало, что даже учителя истории местных школ не взглянут в ту или иную публикацию. Расстроило однажды чтение заметки (не в газете «Великолукская правда») о посещении школьниками могилы героя 1812 года генерала А.В. Несторовского. Храброго воина назвали участником Бородинской битвы, ссылаясь на путеводитель по Великим Лукам П.Е. Ивановой. Хотя в вышеупомянутой книжке «Не забудь их, Россия» я - черным по белому - писал, как маститого краеведа ввела в заблуждение сотрудник Государственного исторического музея. Потом привык к невниманию.
- Я знакомился с Вашими книгами. Все, кроме первой, имели научных редакторов и рецензентов. Значит, профессиональное сообщество Вас поддерживало?
- Разумеется, да. В Великих Луках это профессор Г.Т. Трофимова, заслуженный учитель России В.В. Орлов, член Союза писателей России А.Б. Канавщиков, покойные доценты Г.И. Жуков и В.И. Иванов. В Санкт-Петербурге - доктора исторических наук, профессора А.В. Гоголевский, Н.Н. Смирнов, Л.Ю. Гусман, А.А. Михайлов, в Пскове - кандидат исторических наук, доцент Н.Н. Никитина. За что я им сердечно признателен.
- А какая опубликованная Вами книга самая любимая и какая - самая цитируемая?
- Пожалуй, самая любимая - первая: «Не забудь их, Россия», а цитируемая, полагаю - «Великолукская старина». Ну а крепче всего сделанная - «Дорогами столетий». Жаль, что книга прошла совсем незамеченной, в ней в научный оборот вводилось немало новых материалов (скажем, описания великолукских храмов). Авторы, писавшие о последних, не стали упоминать ни статьи покойной Т.М. Андреевой, ни мои.
- Вы, Станислав Георгиевич, пишете о знаменитых земляках. Публикация о ком из них Вам больше всего запомнилась?
- Нельзя назвать только одно имя. Вот если несколько: герой 1812 года Александр Иванович Марков, историк Михаил Иванович Семевский, великий музыкант Борис Сергеевич Трояновский.
Знаете, собирая материалы о том или ином нашем выдающемся земляке я лишний раз убедился в справедливости утверждения: нет простых людей, они сложные. И, как изящно выражаются французы, наши достоинства - это продолжение наших недостатков: нет людей идеальных.
Вот, например, знакомился с документами 20-х годов XIX века, когда А.И. Марков был командиром артиллерийской дивизии в Риге. Ах, генерал такой, ах он сякой: мелочный, придирчивый, все контролирующий. Просто Александр Иванович понимал: «Доверился - погиб». Действительно, кто ответил за взрыв порохового погреба (слава Богу, без человеческих жертв). Конечно, отважный генерал: пошел под суд и до конца жизни являлся ссыльным (жил в имениях своей жены). В города, тем паче большие, въезд ему был запрещен.
Сколько гадостей можно встретить в том же интернете о М.И. Семевском. Несимпатичным изобразила в своей книге нашего земляка О.Б. Кох. «А судьи кто?» То есть мемуаристы. Один писатель М.Е. Салтыков-Щедрин чего стоит: характер - мама не горюй!
Одна музыковед из Японии прямо с каким-то смаком живописует «пороки» Б.С. Трояновского: мол, музыкант - человеконенавистник, мол, пьяница. Возникает желание крикнуть даме: «Что бы вы делали, когда запрещают выступать? Когда сидишь без работы целый год?»
- Бывает так, что в герое своего очерка Вы разочаровываетесь?
- Редко, но бывает. Думаю, что Харитон Прокопьевич Лаптев - несколько переоцененное имя. Его профессионализм вызывает сомнения. Понятно, что я могу ошибаться.
Разочаровался в личности командарма Александра Игнатьевича Седякина. Начиная собирать сведения о нем думал: романтик революций. Нет, жестокий человек, даже палач, самовлюбленный эгоист. В эпоху «Большого террора (1937-1938 гг.)», когда на допросах зверски били, крайне редко кто не подписывал протоколы с «признаниями», но и здесь Сидякин оказался в «передовиках»: оговорил около сотни человек.
Бывают завышенные ожидания. Готовил к публикации книгу «Легенды Великих Лук» Алексея Николаевича Мошина, написал вступительный очерк о нем. Ясно, что он - писатель местного значения. Выше головы, как гласит пословица, не прыгнешь, а Мошин всю жизнь рвал жилы, стремясь к недостижимому, занимался саморекламой (над которой мимоходом мило подтрунил Лев Толстой).
- Стоит, наверно, остановиться на Ваших работах об общественно-политической жизни псковской губернии начала XX века (до 1917 года). Некоторые можно встретить в интернете, на другие делаются ссылки.
- У них более счастливая судьба, чем у моих книг и публикаций о Великих Луках. Печатались в сборниках Российской Академии наук, «Вестнике Санкт-Петербургского госуниверситета». Имеются ссылки на них других авторов, некоторым присвоен РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Наконец - целая «ярмарка тщеславия» - обрели индекс Хирша.
Однако итоговой монографии на данную тему я, к сожалению, не написал. Ответ прозаичен: где взять провинциальному историку средства, чтобы работать в архивах Москвы несколько месяцев?
- А получить грант на завершение исследования?
- Практически невозможно из небольшого города, даже ученые с именем, например, научные сотрудники Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук остаются ни с чем.
Спонсоров под такую тему тоже не найдешь. Я больше двух лет ждал, когда профинансируют небольшую монографию «Поклонимся великим тем годам. Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы - уроженцы Великолукского района». Тема сверхактуальная, важная для воспитания патриотизма, сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Кстати, и обобщающей работы на эту тему никто ранее не опубликовал. И что же? Весьма уважаемый человек, почетный гражданин Великих Лук, к слову, устало молвил: «Что Вы можете написать о наших героях, чего я бы не знал?» Очень грустно, когда, приобщаясь к знаниям о прошлом, ограничиваем себя короткими справками, прибегаем к экскурсионному стилю. Последнее - крайне прискорбно! - в Луках доминирует. Публика довольна: «Клиповое, дайджестовое знание» переварено легко и просто. Разумеется, это видимость знания, но потребители экскурсионного стиля над этим не задумываются. Им - некогда, их просто не приучили думать.
- Не очень ли сурово, Станислав Георгиевич?
- Так не считаю. К примеру, еще года два назад Герой Советского Союза Владимир Блинов (1904 года рождения) числился в «дайджестах»… живым, никто из любителей «экскурсионного стиля» не удосужился сделать запрос в архивы Риги, где после войны проживал наш земляк. Я сделал, быстро ответили: скончался в 1990 году. Надо изучать новые материалы, устранять неясности в биографиях героев. Вот загадка: где родился легендарный танкист Михаил Нехаев? Здесь - «туман, туман, сплошные облака»… Везде пишут: деревня Горы Великолукского района. Населенного пункта с таким названием в 1925 году не было. Горки были (могли написать слово «Горки» неразборчиво? Могли, и появилось другое слово «Горы»). Почему маленький Миша Нехаев оказался в детском доме близ Ржева? Между прочим один журналист на данном основании назвал Героя уроженцем Ржевской земли. В общем, работы по этой теме непочатый край…
- Над чем Вы сейчас работаете?
- Пытаюсь реконструировать биографию художника Сергея Ганкевича. Жителям Великих Лук он дорог тем, что в его пейзажах запечатлен город на Ловати в 20-е годы прошлого столетия, петербуржцы станут гордиться его блокадным дневником и видами осажденного Ленинграда, а искусствоведам еще предстоит определить его место в живописи как последователя великого художника-авангардиста Павла Филонова.
Попутно хочется поблагодарить за содействие моей работе сотрудников Великолукского краеведческого музея, Государственного архива Псковской области в городе Великие Луки за предоставленные материалы и возможность работы с документами.
- И в заключение: на какой вопрос в конце нашей беседы Вы желали бы ответить?
- Вспомнить всех, кто помог мне полюбить историю России, Псковщины, моего родного города, кто поддержал мои первые публикации, кто учил меня «тайнам ремесла»…
Назову сначала тех, кого уже нет с нами рядом. С любовью и безмерной благодарностью вспоминаю моего первого учителя истории - дорогого отца Георгия Ивановича Петрова, мою школьную учительницу Александру Яковлевну Смирнову, моих университетских профессоров Майю Макаровну Червякову и Геннадия Николаевича Ищука, известных историков Виталия Ивановича Старцева и Александра Давидовича Степанского, академика Бориса Васильевича Ананьича и Рафаила Шоломовича Ганелина, моего друга, магистра истории Марта Роотслане, журналистов Анатолия Константиновича Фомина и Николая Степановича Новикова, педагога Виктора Михайловича Ефимова. Царство им Небесное и вечная память!
Чтобы я не сказал хорошего в адрес моего научного руководителя - доктора исторических наук, профессора Александра Владимировича Гоголевского, кажется, все мало. Добрые слова благодарности - профессорам Алексею Николаевичу Цамутали (между прочим, прямому потомку великих Дмитрия Лаптева и Федота Клокачева) и Михаилу Федоровичу Флоринскому, Анатолию Васильевичу Филимонову.
Пользуясь случаем, выражаю глубокую признательность почетным гражданам Великих Лук Алексею Андреевичу Мигрову и Борису Юрьевичу Ханину, заслуженному учителю России Александру Николаевичу Федорову. (В 1997-2003 годах первый был мэром города, а другие - заместителями мэра.) Без их содействия и поддержки я едва ли смог бы опубликовать свои книги. Это, думаю, особенно ценно, вспоминая более чем прохладное отношение к моим публикациям представителей следующей администрации.
Я всегда буду помнить всех, кто помог, чтобы книги о славном прошлом Великих Лук увидели свет. Их было много, но не вправе не назвать имена почетных граждан города Николая Александровича Смирнова и Юрия Михайловича Позднякова.
А без поддержки со стороны Николая Николаевича Козловского, в 2002 году генерального директора «ВЗВА», книга «Дорогами столетий» осталась бы рукописью.
Искренняя всем вам признательность и пожелания доброго здоровья!
- Спасибо за обстоятельный разговор. С днем рождения!
Яшка МАКСАЕВ
Фото из личного архива С.Г. Петрова
Комментарии