Эстонская община в городе Пскове
Сергей Тамби родился в Ленинграде. После обучения на факультете Между-народных отношений Санкт-Петербургского государственного университета окончил магистратуру Тартуского университета в Эстонии и магистратуру МГИМО МИД России в Москве. Работает переводчиком с эстонского языка на русский язык.
Сергей о себе:
«Несколько лет назад, благодаря владению эстонским языком, я начал изучать историю эстонских поселений России, проводил научные изыскания по истории поселений эстонцев Псковской и Ленинградской областей, а также эстонской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве. Мне было весьма интересно заниматься историей эстонцев города Пскова, так как я неоднократно бывал в этом чудесном городе на берегах реки Великой и Псковы и всегда восхищался его красотами и древностью! Данная работа написана в том числе на основе редких архивных документов, а также материалов до- и послереволюционных газет».
В конце XIX - начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном направлении, в том числе в город Псков и его окрестности. К 1900 году прихожанами псковского эстонского прихода являлся 891 эстонец. Тогда псковскую эстонскую школу посещали 40 детей. До 1905 года среди лютеранских прихожан Пскова насчитывалось 5212 эстонцев, к 1909 году их число возросло до 5800 человек. К 1918 году в Пскове и близлежащих окрестностях проживали более 2000 эстонцев.
Большинство псковских эстонцев являлись лютеранами. 21 июня 1870 года в Пскове, на углу Анастасиевского сквера (пересечение Сергиевской и Губернаторской улиц), произошло освящение лютеранской церкви во имя Святого Иакова (Якова), построенной из кирпича. Ее посещали эстонцы, латыши и немцы. 3 августа 1915 года в Нижний Новгород выслали Фридриха Дрешлера, который являлся пастором церкви с 1913 по 1915 годы. Как писала через два дня после этого события эстонская газета «Постимеэс», псковские эстонцы давно ждали отставки
Ф. Дрешлера: они хотели, чтобы пост пастора занял эстонец. Однако, к их несчастью, эти посты занимали впоследствии латыши: Михаэль (Михаил) Лапиньш (Карл Андреевич Лаппинг; 1921-1928) и Александр Карлович Миглас (Мигле; 1929-1937). В 1900 году 50 рублей на эстонскую школу в Пскове выделила касса Евангелическо-Лютеранской Консистории. Эстонская школа при церкви находилась в ведении дирекции народных училищ и располагалась до 1910 года в доме № 6 по Гоголевской улице, после 1910 года - в доме № 8 по этой же улице. Церковь Святого Иакова закрылась в 1937 году.
В ноябре 1898 года в газете «Постимеэс» сообщалось, что эстонский псковский приход стал использовать новое здание школы и часовни (позже преобразована в церковь). Вильгельм Иванович Мюллер являлся кистером образовавшегося эстонского прихода и преподавателем лютеранского эстонского приходского училища. В 1905-1907 годах учителем был Якуб Густавович Теддер, в 1909-1910 годах там также преподавала Сальме Ивановна Пекс. В 1909 году старостой эстонского училища являлся строительных дел мастер Томас Гансович Густавус. Эстонская церковь на Немецком кладбище, построенная в неоготическом стиле, располагала 200 посадочными местами. В 1926-1929 годах обязанности пастора здесь выполнял Мартин Егги (до 1934 года - пастор эстонских лютеранских общин в Пскове и в Гдовском районе Псковского округа). Кладбищенская лютеранская церковь была закрыта в конце 1929 - начале 1930 года. Однако в 1941-1944 годах в ней велись богослужения. В начале 1944 года церковь была закрыта повторно и окончательно. В 1995 году здание передали псковской церкви Российского Союза евангельских Христиан-баптистов.
Общественная жизнь эстонцев Пскова была не менее интересна. 24 марта 1898 года генерал-лейтенант Пантелеев утвердил Устав Эстонского Общественного Собрания «Койт» в городе Пскове (далее - эстонское общество). Цели общества были такие: способствовать поднятию умственного и нравственного уровня своих членов и их семейств; доставлять им возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою; содействовать распространению музыкального образования; из чистой прибыли ежегодных членских взносов и других статей дохода: а) оказывать вспомоществование нуждающимся эстонцам города Пскова и его окрестностей во время болезни; б) выдавать недостаточным семействам эстонцев города Пскова и его окрестностей в случае смерти одного из членов недостаточного семейства, пособия на похороны; в) выдавать одновременные и ежемесячные пособия вдовам и сиротам эстонского происхождения, жительствующим в городе Пскове и его окрестностях; г) снабжать учебными пособиями детей эстонского происхождения или же вносить за них плату за ученье, в каком бы училище они не обучались; д) отчислять от средств собрания в пользу пострадавших несмотря на национальность в случае неурожая, наводнения или какого-нибудь другого всеобщего народного бедствия. В Пскове действовалои эстонское общество «Сидэ». Его руководителем являлся Аугуст Кукс (1882-1965) будущий директор Таллинской учительской семинарии. В начале XX века эстонский фольклорист, богослов, лингвист и общественный деятель Якоб Хурт, а также эстонский поэт, писатель, фольклорист и просветитель Фридрих Крейцвальд собирали у псковских эстонцев и сетокезов старинные народные песни и фольклор. В 1904 году вышла книга с собранными Я. Хуртом песнями. Летом 1915 года члены псковского эстонского общества «Койт» прибыли в Тарту на пароходе «Цесаревич Алек-сей». Эстонские псковичи приехали в город на берегу реки Эмайыги по приглашению тартусцев для того, чтобы отпраздновать 50-летие основания «Общества Ванемуйне». Учрежденное 24 июня 1865 года это общество положило начало Эстонскому национальному театру, а также театру Ванемуйне, следуя идее эстонского поэта и журналиста Йохана Вольдемара Янсена.
Начиналось непростое время. В Рос-сии шла Гражданская война, а в Эстонии - Освободительная война. 31 января 1919 года большевики арестовали эстонского священнослужителя, пастора Петровского прихода города Валга Ричарда Александра Георга Вюхнера (1872-1919). Его отправили в псковскую тюрьму, где он находился в течение трех месяцев. Псковские эстонцы приносили ему пищу и другие необходимые вещи. На Страстную пятницу 150 псковских эстонцев обратились к управляющему псковской тюрьмы с просьбой выпустить пастора Вюхнера на волю, чтобы он смог отслужить службу на Пасху. Как только большевики узнали, что он является церковным пастором, то вечером того дня, в который было передано обращение эстонцев, Вюхнер был убит.
Наступило голодное время. 23 июля 1919 года псковские эстонцы (442 человека) через своего уполномоченного обратились к представителю Эстонии, у которого попросили передать руководству республики просьбу о направлении в Псков из Эстонии на продажу 335 пудов муки, 84 пуда крупы, 40 пудов масла, 40 пудов сала, 84 пуда сельди и 335 пудов картофеля.
…Во время Гражданской войны в России под Псковом сражался в 1919 году красный эстонский конный полк.
В том же году лектором курсов красных командиров на псковский фронт от-правился Антон Кююнапуу, ранее участвовавший в революционной деятельности в Рапла. С конца ноября 1917 го-да он являлся председателем Харьюского исполнительного комитета совета рабочих депутатов. Позже А. Кююнапуу перебрался в Россию, где стал инспектором образования Петроградской Северной Коммуны.
Именно в Пскове 17 сентября 1919 года начались мирные переговоры между Советской Россией и Эстонской Республикой. Прерванные Эстонией в связи с наступлением армии А.И. Деникина на Москву переговоры возобновились 5 декабря того же года в городе Тарту на советско-эстонской мирной конференции. 31 декабря 1919 года было подписано перемирие между Советской Россией и Эстонией, а 2 февраля 1920 года там же был подписан мирный договор. В 1920-х годах эстонские комсомольцы активно переписывались со своими псковскими сверстниками. Они рассказывали о положении рабочих и хуторян в Эстонии, о молодежных организациях и течениях, а также о борьбе рабочего класса. В 1927 году коммунистическая ячейка средних учебных заведений Таллина послала товарищеский привет шефу комсомола Псковской губернии.
Вскоре после отступления белых частей из Пскова активизировалась культурно-просветительская работа среди псковских эстонцев. Они собирались в помещениях бывшей эстонской школы города. Большой вклад в просветительскую деятельность внес товарищ А. Кююнапуу. 11 апреля 1920 года возникла эстонская секция Псковского губкома ВКП(б), а также эстонский рабочий клуб Пскова (при секции). На первом собрании псковских партийных эстонцев 11 апреля 1920 года выбрали бюро эстонской секции, куда вошли товарищи Минталь, Нирк и Отс. Писчим являлся товарищ Мильян. Собрание завершилось исполнением интернационала.
Псковский эстонский коммунистический клуб расположился в доме бывшего городского головы Пскова А.А. Агапова. Политкружок клуба собирался два раза в неделю. По инициативе товари-ща Митта организовали драматический кружок и певческий хор, который до 1923 года возглавлял лютеранский церковнослужитель М. Егги. Товарищи Митт, Нирк и Отс стали членами правления клуба, председателем выбрали Митта.
Клуб поддерживал тесную связь с эстонскими поселениями всей Псковщины, помогая им организовывать эстонские читальни, клубы и школы. Большой вклад в это дело внес активист клуба товарищ Якобсон.
Клуб устраивал выезды с докладами, концертами и театральными постановками в Сааритсу, Дно, Миритиницы, Маяково, Цапель-ку, Торопец и в другие населенные пункты, где проживали эстонцы.
28 ноября 1922 года состоялось общегородское собрание эстонцев Пскова, устроенное в память о военнослужащих красных эстонских полков и частей 6-й стрелковой дивизии РККА под командованием Н. Иванова, погибших 28 ноября 1918 года на правом берегу реки Наровы при попытке взятия города Нарвы. С обстоятельным докладом на эту тему выступил товарищ Икмельт.
16 августа 1923 года состоялось общее собрание Псковского эстонского клуба, на котором много говорилось о его деятельности. К этому времени в организации состояло 40 членов. Помимо вышеупомянутых работали марксистский кружок и кружок общего образования. В марксистском кружке в 1923 году изучали историю культуры, движение рабочих и историю ВКП(б). Лекторами выступали как псковичи, так и товарищи, откомандированные из Петрограда. Кружок общего образования знакомил слушателей с историей, языками и арифметикой. Драмкружок совершал в 1920 и 1921 годах выезды в эстонские деревни, показывая театральные постановки. Побывал он с выступлением и на Гдовщине. В 1923 году работа кружка несколько затихла, но с новой силой возобновилась, когда в ней принял активное участие товарищ Ромберг.
К декабрю 1925 года при Псковском эстонском клубе действовали такие кружки: кружок самообразования, кружок вопросов и ответов, антирелигиозный кружок и женский кружок.
В июне 1925 года в газете «Эдази» появилась заметка о том, что деятельность эстонской секции Пскова оставляет желать лучшего. Говорилось о том, что в предыдущие годы проходило много общих собраний эстонцев города, а сейчас их почти не проводится. В заметке уточнялось, что в Пскове жи-вет много эстонцев-членов партии, слабо владеющих русским языком. Они ходатайствовали о том, чтобы собрания для партийных эстонцев Пскова проводились не реже чем один раз в два месяца.
20 августа 1927 года эстонская секция Пскова провела праздничный вечер
в саду клуба национальных меньшинств. Псковские эстонцы представили гостям номер «Живая газета», который был поставлен учащимся эстон-ского рабфака товарищем Вайнло, пребывающим в это время в Пскове. Дуэт товарищей Вайнло и Ыунапуу исполнил композиции на скрипке. Доход от проведения мероприятия в размере 18 рублей пошел в пользу строительства гидроаэроплана имени В.Э. Кингисеп-па. Сбор пожертвований на этот проект был весьма популярен среди псковских эстонцев. Так, в 1923 году на него пожертвовали деньги Розалие Мик-каль, Аугуст Вильсон, Яан Кроон и Гус-тав Саар. Они призвали других псковских эстонцев последовать их примеру.
К 1933 году большой вклад в работу эстонской секции псковского клуба национальных меньшинств под названием «Работа» внесли Л. Роозе (он курировал политическое образование) и А. Имма (курировал хор). Трудилась в клубе и Линда Ани. Тогда клуб ощущал нехватку политической литературы на эстонском языке.
Многие известные эстонцы родились, жили, учились или работали в Пскове. Приведу краткие их биографии в хронологическом порядке. Священник отец Карп (Карл Фёдорович Устав; 1867-1953) окончил в 1886 году Псков-скую гимназию. С 1892 по 1917 годы он являлся «эстонским миссионером» Псковской епархии. С 1892 по 1896 го-ды К.Ф. Устав служил в эстонском приходе церкви Покрова Богородицы села Ведрилово Порховского уезда. Он от-крыл в Торопце четырехклассную на-чальную школу, язык обучения в которой был эстонским. С 1896 по 1905 го-ды К.Ф. Устав был священником и инспектором народных школ. С 1905 по 1917 годы он являлся священником Никольской церкви деревни Тайлово Печерского уезда, большинство прихожан которой были сетокезы. Начал вести для представителей этого этноса службы на эстонском языке. Его старанием была открыта сето-язычная шко-ла в деревне Серго, а в городе Печоры - два училища, а также музыкально-песенное общество («Общество просвещения»). К.Ф. Устав - автор ряда статей в газетах Пскова и других городов. В 1908 году в Тарту напечатали небольшую пятнадцатистраничную работу К.Ф. Устава под названием «Псковские эстонцы».
Псковскую военную школу окончил Пауль Вальдсон, начальник арестного дома в Курессааре, помощник начальника арестного дома в Тарту. В Его Им-ператорского Величества 93-м пехотном полку, дислоцировавшемся в Псков-ской губернии, служил Яан Тусти (1888-1943), будущий общественный деятель Лаэвского района (член местного музыкального и певческого об-ществ), констебль этого района.
Главным бухгалтером акцизного уп-равления Псковской губернии являлся Ханс Нейхауз. Прожив в Пскове око-
ло 20 лет, он активно участвовал в работе Псковского эстонского общества «Койт». Его сын, известный эстонский деятель в области просвещения Энн Нурмисте (Нейхауз; 1894-1968) родился в Пскове и окончил здесь гимназию. Певец (бас) и штангист Кальо Рааг (1892-1967) начинал свою деятельность на сцене Псковского эстонского общества «Койт». 4 апреля 1900 года в Пскове родилась актриса Выруского русского любительского театра и Тар-туского русского студенческого общества Хильда Саббе (1900-1985). А 2 января 1902 года в Пскове родился фигурист и прыгун в воду, врач эстонского союза зимнего спорта Альфред Хирв (1902-1982).
15 февраля 1903 года в Пскове появился на свет актер театра «Сядэ» Альфред Уйбопуу. Его сестра, секретарь и главный администратор театра «Эстония» Юта Уйбопуу родилась 2 февраля 1912 года в Пскове. Брат Альфреда и Юты, актер театра «Сядэ» Ильмар Уйбопуу (1907-1944) также родился в Пскове. В 1903-1905 годах в Псковском коммерческом банке работал банковский деятель, член Эстон-ского Учредительного собрания, президент Эстонского Банка, председатель правления общества таллинских банков Артур Уйбопуу (1878-1930). 9 сентября 1905 года в Пскове появился на свет писатель и краевед, экскурсовод, исследователь истории эстонской фотографии и истории Таллина Кальюла Тедер (1905-1978).
Мастерскую оптики и точной механики в Пскове основал Йоозеп Сультсон (родился в 1861 году в волости Вери-ора). Он еще в 1885 году отправился в Псков, где стал учеником псковского оптика-механика Р. Стейюй. Потом работал в Санкт-Петербурге. Из его псковской мастерской впоследствии вырос крупный механический завод, который сейчас носит название «Псков-ский электромашиностроительный за-вод» и является одним из самых значимых предприятий города. Й. Сультсон принимал участие в прокладке трамвайной линии Пскова и строительстве телефонной станции города. Он являлся председателем Псковского Эстонского комитета беженцев. После переселения в Тарту Й. Сультсон основал мастерскую, в которой производил ма-шины, помпы, пожарные насосы и садовые опрыскиватели.
27 ноября 1907 года в Пскове родился фитопатолог и фитовирусолог, основатель эстонской школы фитовирусологии, кандидат сельскохозяйственных наук Борис Нурмисте (1907-1966). Од-ним из основателей Псковской художественно-промышленной школы и ее первым директором в 1913-1919 годах являлся художник, специалист по мозаике, педагог-прикладник, член Союза художников Эстонской ССР Николай Федорович Роот (1870-1960).
Илл. 9. Основатель и первый директор Псковской художественно-промышленной школы, художник и специалист по мозаике Н.Ф. Роот
В Псковской землемерной школе обучался почвовед, кандидат сельско-хозяйственных наук, научный сотрудник Академии на-ук Эстонской ССР Альфред Лиллема (1897-1965). Эту же школу в 1901 году окончил географ, архитектор парков, деятель
в сфере защиты природы Пеэтер Пятс (1880-1942).
Илл. 10. Эстон-ский географ Пеэтер Пятс учился в Пскове
9 октября 1910 года в Пскове появилась на свет актриса театра «Эндла» и солистка театра «Ване-муйне» (меццо-сопрано) Терезе Мугасто (1910-1960).
В 1913 году Псковский педагогический институт окончил географ, публицист, популяризатор науки о земле, школьный учитель, член правления эстонского Со-юза учителей, автор первой в Эс-тонии методики преподавания географии Яан Румма (1887-1926).
Илл. 11. Выпускник Псковского педагогическо-
го института, географ и публицист Яан Румма
В Псковской эстонской начальной школе учился Кальюла Тедер (1905, Псков - 1978, Таллин) - будущий из-вестный эстонский журналист и краевед. Он также обучался в Псковской реальной школе и с 1918 по 1924 годы - в Выруской мужской гимназии. В 1920-х-1930-х годах К. Тедер работал в редакциях эстонских газет «Пости-меэс» и «Пяэвалехт». Позже он трудился экскурсоводом в Таллине. В период с 1917 по 1920 годы преподавателем Псковского института народного образования являлся научный секретарь эстонского союза учителей, инспектор школ Эстонской ССР Йоханнес Кяйс (1885-1950).
8 февраля 1920 года в Пскове родился хоровой исполнитель (баритон), член эстонского союза раненых воинов, хорист театра «Эстония» Калью Мейго (1920-2004). 21 июля 1921 года в Пскове родился легкоатлет, инструктор комитета спорта Эстонской ССР, директор футбольного клуба «Калев» Георг Гильде (1921-2006). После окончания эстонского рабфака в Ленин-граде на работу в псковскую комсомольскую организацию получил распределение Вольдемар Саккарт (умер в 1930 году). А 11 декабря 1929 года в Пскове родился эстонский легкоатлет Валентин Сепп (1929-1965). Гимназию Псковской губернии окончил актер Нарвского театра, помощник начальника станции Нарвы Густав Йохансон (1885-1927).
Эстонцы любят путешествовать по соседней с Эстонией Псковской области. В 1981 году вышло дополненное переиздание замечательного путеводителя 1967 года под названием «По псковской земле» (на эстонском язы-ке), автором которого является эстонский краевед Карл Лайгна.
После 1991 года контакты между Псковом и Эстонией расширяются. В конце января 1992 года представительная делегация Пскова побывала с визитом в Эстонской Республике, где встретилась с членом Конституционной Ассамблеи Эстонии Арнольдом Рюйтлем. Стороны обсудили за круглым столом вопросы дальнейшей кооперации. Сотрудничество продолжается и в наши дни: Псков поддерживает активные контакты со своим побратимом - Тарту. Интересно, что регулярное водное сообщение между Псковом и Тарту от-крыли ещё 15 мая 1843 года! Тогда в Псков прибыл пароход «Клементина Юлиана», принадлежащий дерптскому купцу Фердинанду Вегенеру. Дорога до Дерпта занимала от 12 до 14 часов! Из города на берегах реки Эмайыги суда отправлялись дальше - в город Нарву... Многие псковичи помнят, что в советское время существовало постоянное пассажирское сообщение между Псковом и Тарту, осуществлявшееся теплоходами на подводных крыльях «Ра-кета». Время от времени в российской и эстонской прессе появляются заявления руководства двух стран о возможности возобновления водного сообщения между российским Псковом и эстонским Тарту в будущем.
Илл. 12. Делегация города Пскова на встрече с Арнольдом Рюйтлем. Эстония, январь 1992 г.
В городе Валга раньше имелась Псковская улица. Улица с таким названием находилась и в Тарту (ныне это улица Выру). Сейчас в городе Муствеэ существует улица, носящая название Псковской. На юго-востоке Эстонии проходит часть Рижско-Псковского шоссе (от деревни Лухамаа до деревни Мурати).
Илл. 13. Псковская улица в городе Валга. Начало XX века
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в городе Пскове проживали 86 эстонцев и 7 сето, которые идентифицировали себя таким образом. Однако среди горожан очень много людей с фамилиями эстонского происхождения, что позволяет нам говорить о том, что их предки приехали в Псков из Прибалтики.
Таким образом, эстонцы Пскова и его окрестностей внесли весомый вклад в историю, культуру и экономику многонационального города Пскова, Псковской области, а также России в целом.
Сергей ТАМБИ