Доблестная душа
В городе Елабуга на старом Троицком кладбище находится могила, которая дорога сердцу каждого русского человека. Достаточно прочесть надпись на памятнике - и все становится ясно: «Надежда Андреевна Дурова, по повелению императора Александра - корнет Александров. Кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка.
Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра.
Родилась в 1783 г. Скончалась в 1866 г. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!» Кто не слышал о кавалерист-девице, о ее подвигах?
17 сентября 1806 года, в день своих именин, Надежда покинула родительский дом в Сарапуле навсегда: ночью обрезала косы, надела мужскую одежду, а чтобы запутать следы, оставила на берегу Камы свое платье - пусть думают, будто она утонула...
Сама же помчалась на своей лошади вслед за казачьим полком, стоявшим
в ее родном городе. Вместе с ним под именем дворянского сына Александра Васильева Дурова добралась до западных границ России, до города Гродно. Через месяц она завербовалась там в Коннопольский уланский полк, рядовой Александр Соколов начал ратную службу.
22 мая 1807 года коннопольцы участвовали в сражении против французов под Гутштадтом (Пруссия). В этом бою Надежда совершила героический поступок, рискуя жизнью, спасла жизнь раненого русского офицера. 29 и 30 мая российская амазонка в боях под Гейльзбергом проявляет чудеса храбрости. Затем битвы следовали одна за другой - и молодая женщина всегда впереди. Командир полка даже заявил ей, что нельзя так рисковать. Об улане Соколове стало известно императору Александру I. Царь распорядился доставить Дурову в Петербург. Принял молодую героиню, наградил ее Георгиевским крестом, произвел ее в офицеры.
Вновь Надежда Андреевна прибыла в армию в 1811 году - в Литовский уланский полк, с которым и встретила на-шествие наполеоновских полчищ в Рос-сию. Бои под Миром, Романовым, Даш-ковкой, конная атака под Смоленском. Участие в Бородинском сражении. 26 августа - контузия.
29 августа Дурову произвели в поручики, а вскоре она становится ординарцем самого Кутузова.
1813 год: бои в Пруссии, Чехии, блокада и взятие крепостей. И, наконец, в 1815 году возвращение на Родину. Было радостно снова оказаться в России и одновременно грустно, ибо Дурова оставляла военную службу. Вот почему, наверное, описала отважная женщина довольно сурово Великие Луки, где остановилась на отдых ее часть.
«Мы пришли! Мы на месте! Это наши квартиры, и все кончено!.. Исчезли очаровательные картины чужих краев! Не слышно более привета добродушных честных германцев! Нет восхитительных, чарующих вечеров польских! Здесь все так важно, так холодно!.. Попробуйте попросить стакан воды у крестьянина; с минуту он еще не тронется с места, пойдет лениво, едва двигаясь, наконец, даст вам воду, и как только выпили: «Две копейки за труд, барин!»
Ох, не могла тогда понять Надежда Андреевна, что они, дворяне-офицеры, перестали в глазах простого народа быть их защитниками, а стали опять их господами. Не знала, что своим защитникам в 1812 году великолучане не жалели ничего: купцы отдавали проходившим через город воинам бесплатно продукты, кто-то деньги, кто-то одежду, а многие сами шли воевать. А результат? Народ - победитель Наполеона - не получил ничего, кроме прежнего дворянского ига.
24 апреля 1816 года Дурова уходит в отставку, навсегда покидает армию. Спустя двадцать лет в журнале А. С. Пушкина «Современник» появилась первая часть «Записок кавалерист-девицы». Книгой этой зачитывалась вся просвещенная Россия. С удовольствием, на одном дыхании читается она и по сей день.
С грустью воспринимаешь заключительные слова «Записок»: «Минувшие счастье!., слава!., опасности!., шум!., блеск!., жизнь, кипящая деятельностью!.. Прощайте!» Ведь так не хочется расставаться с автором - героиней русского народа, чьи доблесть и подвиги обессмертили ее имя навеки.
Станислав ПЕТРОВ,
кандидат исторических наук