ХХI Корнилиевские православные образовательные чтения:«Учителя учатся у Церкви подвигу служения России»…
Наше дело - сеять, а Бог даст -
Когда-нибудь будут и плоды…
Преп. Моисей Оптинский
Духовно-образовательный форум Северо-Запада
Православные Корнилиевские чтения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре мы с уважением называем духовно-образовательным и общественно-церковным форумом Северо-Запада и международной площадкой обсуждения актуальных проблем педагогики и образования. Тема ХХI Корнилиевских чтений - волнующая, очень интересная, полезная, вдохновляющая: будь то священнослужитель, общественный деятель, ученый-исследователь или педагог. Важность «Свидетельства о Христе в современном мире трудно переоценить! Поэтому в этом году по благословению Владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского, 34 великолукских педагога участвовали в православном форуме в Печорах. Мы дорожим этой замечательной возможностью: Корнилиевские чтения - наиполезнейший учительский форум в Псковском регионе, на котором «учителя учатся у Церкви подвигу служения России».
Православные образовательные Корнилиевские чтения объединяют духовенство митрополии, ученых, богословов, общественных деятелей, преподавателей МГУ, Сретенской Духовной академии и семинарии, школьных учителей, руководителей и преподавателей воскресных школ, студентов псковских вузов, людей разных поколений. Чтения проводятся ежегодно по инициативе монастыря в память о самом выдающемся игумене обители - преподобномученике Корнилии, Псково-Печерском Чудотворце. За 41 год его игуменства Свято-Успенский монастырь стал светильником Православной веры. Имя достоблаженного молитвенника и богомудрого руководителя золотыми буквами вписано в историю этого священного места, которое Сама Матерь Божия «избрала, благословила, возвысила… и до сих пор охраняет его».
Задолго до начала Чтений сердца наши переполняла радость от ожидания многообещающей встречи со святынями ставшего родным и близким Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, с коллегами и творческими организаторами форума, учеными-богословами из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Печор. Очень хотелось увидеть и услышать Высокопреосвященнейшего Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) - известного церковного писателя и сценариста, председателя Патриаршего Совета по культуре, главного редактора интернет-портала Православие.ru, автора любимого народом сборника «Несвятые святые и другие рассказы» - бестселлера, тираж которого в 2016 году превысил 2 миллиона экземпляров.
Мы уезжали из Великих Лук в по-осеннему дождливый и пасмурный день. А через пять часов Печоры встретили искрящимся первозданным снегом. Божия благодать! И на следующий день мы восхищались мягкой зимней погодой: легкий морозец и по-весеннему яркое солнце! Чисто, светло, радостно в природе и на душе!
«Единение человека с Богом - самая прекрасная и трудная задача»
Открывая Чтения, Митрополит Тихон сердечно, просто, по-дружески приветствовал собравшихся в уютном конференц-зале Паломнического центра монастыря. Корнилиевские чтения с 1998 года, по доброй традиции приснопоминаемого отца Настоятеля Архимандрита Тихона (Секретарева), начались молитвой Святому Духу, которую зал пропел, стоя, слаженно и умилительно. Высокопреосвященнейший Митрополит Тихон подчеркнул важность темы Чтений «Свидетельство о Христе в современном мире»: «Ради этого существует православное христианское просвещение. Единение человека с Богом - это самая прекрасная и трудная задача. Это было и остается самым главным в жизни православного педагога и воспитателя. Путь этот не должен быть навязчивым, искусственным, в нем не должно быть ничего, кроме правды». Митрополит Тихон пожелал Божией помощи, успехов, плодотворной работы, «духовной пользы от услышанного присутствующим и всем тем, «кто вручен нам на попечение».
Свидетельство о Христе в современном мире
После приветствий и добрых пожеланий почетных гостей выступил Высокопреосвященнейший Митрополит Псковский и Порховский Тихон, глубоко раскрыв тему «Свидетельство о Христе в современном мире», которая волнует Церковь и общество, священнослужителей, богословов, ученых и педагогов. Как свидетельствовать сегодня о Христе - словами, жизнью, делами милосердия? Как свидетельствуем мы о Христе нашим современникам? Владыка Тихон напомнил слова из Первого Послания Апостола Павла: «Всегда будьте готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Ответить убедительно и честно совсем не просто. Особенно ответственно и трудно передать знания о Боге еще не воцерковленным. Это главная тема предмета «Основы православной культуры», эффективность преподавания которого зависит всецело от убежденности учителя: исповедует ли он сам Господа жизнью, служением, поведением или лишь формально и отчужденно беседует о вере.
Душеполезные мысли отца Романа (Лукьянова)
Высокопреосвященнейший Владыка Тихон рассказал, как в 2007 году, занимаясь воссоединением Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Православной Церковью, он познакомился с Романом Лукьяновым - талантливым, преуспевающим инженером-электронщиком из Америки, своим творчеством и неустанным трудом сделавшим светскую карьеру, а в зрелые годы принявшим сан священника, став настоятелем Богоявленского храма в г. Бостоне. Будучи тяжело больным, он позвонил Митрополиту Тихону и попросил срочно приехать. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встреча состоялась. Отец Роман Лукьянов многие годы был поборником воссоединения Русской Церкви. Чувствуя приближение кончины, он поспешил исполнить желание третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского). По завещанию Митрополита Филарета, он передал Патриарху Алексию II первосвятительское личное облачение Владыки Филарета (дотоле хранившееся у протоиерея Романа в Бостоне) как символ воссоединения Церквей. Владыка Тихон задал отцу Роману два наиважнейших вопроса: «Что было главным открытием в Вашей жизни - ученого, инженера, священнослужителя, человека? Было ли в Вашей жизни что-то, о чем Вы сожалеете, печалитесь, сокрушаетесь?» Отец Роман ответил честно и просто:
- Главное открытие в моей жизни: Иисус Христос - истинный Бог наш!
Самая большая печаль и боль: я уделял мало времени и внимания воспитанию своих детей. Работа, Церковь, общественная деятельность, заботы и хлопоты поглощали драгоценное время. Жаль, что мало положительного влияния успел оказать на своих детей. Надо было обо всем серьезно говорить с раннего детства, отрочества, юности. Это моя самая большая ошибка!
Дети отца Романа - православные христиане, уважаемые люди, честные труженики, создавшие дружные семьи.
«Педагоги - соработники Бога»
Митрополит Тихон сердечным и участливым выступлением умело расположил педагогов к сотрудничеству. Равнодушных слушателей в зале не было. Как не вспомнить слова духовного отца Высокопреосвященнейшего Митрополита Тихона, любимого, почитаемого на Псковской земле и в России благодатного праведного Старца архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Педагоги - соработники Бога». Многие из нас задумались: серьезно и ответственно ли мы говорим с детьми и подростками о вере? Не занижаем ли их возможности? Как искренне и неназойливо расположить их к важным размышлениям? Запомнилась убедительная мысль Владыки Тихона: «Когда мы говорим о Господе дерзновенно, со смирением и страхом Божиим, в нас самих действует Дух Божий. Сам Господь благословляет такой просветительский труд при крепкой вере и смирении, если у педагога есть призвание. Учителю и ученикам помогает Сам Бог».
Как пробудить интерес к духовной жизни
Митрополит Тихон вдохновенно делился наиполезнейшим опытом: как пробудить интерес к духовной жизни, открыть юным доселе невиданный им мир? Это Жития Святых, свидетельства истории и Промысла Божия. Это великая русская литература, духовный путь великих русских писателей, помогающих обрести веру.
Мы будем ждать скорого выхода в свет двух очень нужных, уже подготовленных к изданию книг - о жизненном пути великих писателей, ученых и об обретении ими крепкой, нерушимой веры и преданной любви к Господу, Родине, народу.
Конечно, мы узнали мальчика из истории, рассказанной Владыкой: он роc в православной семье, поступил в одно из лучших учебных заведений и не только потерял веру, но повернул к атеизму и даже кощунству и написал поэму «Гаврилиада»… Потом были суровые жизненные испытания. С годами изменились взгляды, убеждения, произошла метанойя - покаяние. В 1829 году на одном из вечеров А.С. Пушкин встретил друга юности А.С. Норова, героя Отечественной войны 1812 года. Старинные приятели крепко обнялись… Видя их сердечную встречу, В.И. Туманский, знакомый Пушкина и посредственный поэт, коварно прошептал: «Это же твой противник и враг. Он хотел было сжечь твою «Гаврилиаду». На это А.С. Пушкин ответил: «Он - мой истинный друг. А ты, восхищающийся этой дрянью, - мой лютый враг».
Современные школьники кое-что знают о «Гаврилиаде», но, к сожалению, мало кто из них знает о сердечном покаянии и христианской кончине А.С. Пушкина, об обретении им иных ценностей, к чему призван каждый человек, - о соединении с Богом. Действительно, этот исторический материал, его возможности неоценимы, как и рассказ о Божественной Литургии Н.В. Гоголя, о гениальном писателе Л.Н. Толстом, создавшем произведения, которые вошли в золотой фонд русской и мировой литературы, но не сумевшем преодолеть собственной гордыни и самости…
«Каждый православный христианин может поведать свое Евангелие»
В книге «Несвятые святые» церковный писатель архимандрит Тихон Шевкунов, блистательно владеющий словом, тепло и сердечно, искренне и просто написал о том, чему был свидетем. Нам дороги реальные истории из жизни людей, которых он знал лично, - самоотверженных, очень скромных, преданных тружениках Церкви, которые верно и жертвенно служили сохранению в народе Слова Божия в трудное богоборческое и советское время. Каждый из нас знает о важнейшем воздействии на человека событий и свидетельств из личной и современной нам действительности. В 2016-2018 годах великолучанки Маргарита Лузгина и Вера Карагозьян (+ 2018) вдохновили наших земляков и соотечественников, которые написали две полезнейшие книги о чудесном проявлении Промысла Божия в жизни обычных православных людей - «Господь слышит всегда и везде». Это тоже личное свидетельство о Христе.
Как не согласиться с Митрополитом Тихоном: «Один подвижник сказал, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И все же мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире. У каждого есть свои собственные свидетельства о Боге, что стало решающим, важнейшим в утверждении в вере. Не нужно бояться и смущаться. Если вы будете говорить искренно и честно, ваши свидетельства будут иметь необычайную силу. Все мы - свидетели Христовы… Изучению Слова Божия люди посвящают свою жизнь. Это великий и вечный, бесконечный и неиссякаемый источник, к которому мы должны привить вкус себе и детям. Изучение Слова Божия - это тема целых Чтений»…
Дом Божий призван стать родным домом
Митрополит подчеркнул, что во все времена свидетельство о Христе в современном мире невозможно без наставников, пастырей, учителей. Наша Псковская епархия во времена гонений на веру и относительно спокойной жизни советского времени была сильна священниками, мудрыми пастырями Божиими, священническим душепопечением… Владыка Тихон рассказал о родившемся в Псковской епархии молодежном движении, которым руководит игумен Псково-Печерского монастыря иеромонах Августин (Заярный): молодые люди не просто учатся в высшей школе, а, соединяясь со священнослужителями, укрепляют в вере душу - это самая главная цель православного священнического душепопечения. Сам Господь среди них! Очень важно своевременно привести верующих подростков, студентов к священникам; укрепившись в вере, они будут сознательно участвовать в Церковных Таинствах - так рождается живая вера в Бога. В Церковь они будут приходить как в родной дом. Дом Божий призван стать для людей родным домом, каким для православного народа земли Псковской и всей России стал наш Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, не закрывавшийся на протяжении 5,5 столетий, а также многие городские и сельские храмы.
Глубокая, проверенная жизнью мысль: «Если подростки не почувствуют, не увидят в стенах храма родного дома, им будет трудно соединиться с Богом и удержаться в благочестии и вере. Для этого нужно творчество священника и самоотверженный труд священнослужителей и мирян. Соль христианства - Любовь! И даже если в юности девушки и юноши уйдут «в страну далече», они непременно вернутся в Отчий дом… «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) - эти слова Господа к Апостолам хорошо бы помнить и исполнять каждому из нас.
Заповедь, данная Господом всем христианам
В заключение Митрополит Тихон напомнил нам о великом поручении, которое дал Воскресший Господь своим ученикам: «… Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16).
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20). Это заповедь, данная Гос-подом всем без исключения христианам - и священникам, и мирянам, которую мы должны разумно и мудро, настойчиво и мужественно осуществлять»…
«Учитель и ученик - взгляд духовника Православной гимназии»
Наконец-то мы не только увидели и услышали чудесное выступление известного протоиерея Владимира Вигилянского «Учитель и ученик: взгляд духовника Православной гимназии». Отец Владимир - настоятель храма Святой великомученицы Татианы при МГУ, член Союза писателей, авторитетная личность. Три истории, рассказанные батюшкой, прекрасным оратором, затронули сердца, пробудив «половодье чувств» и мыслей.
Три истории как свидетельства о Христе
Отец Владимир был знаком с мудрым евреем С.И. Липкиным, московским писателем 30-90-х гг. ХХ века. До революции Семен Липкин жил в Одессе. Попав под 3%-й лимит, поступил учиться в гимназию. И хотя иноверцам разрешалось не посещать уроки Закона Божия, Семен решил: «Я живу в православной России, поэтому мне нужно знать Закон, по которому живут страна и верующий русский народ». И учился серьезно, не пропустил ни единого урока, так что учитель не раз приводил его в пример православным гимназистам: «Еврей Липкин знает Закон Божий и Евангелие лучше вас всех!» А в конце 20-х годов, время жестоких гонений на веру и Церковь, еврейская семья Липкиных, рискуя жизнью, скрывала этого священника от ареста целый год - и спасла!
С особым волнением слушал зал рассказ отца Владимира об учителе Царских детей англичанине Чарльзе Гиббе, который воспитывался в семье протестантов. Сын управляющего банком, выпускник британского университета, бакалавр искусств Чарльз Сидней Гиббе приехал в Россию весной 1901 г. Прошел собеседование и стал учителем английского языка в Царской Семье - сначала у Великих Княжон, потом - у Царевича Алексея. 10 лет он преподавал английский язык Царским детям. Годы, проведенные с Царской Семьей, оказали огромное влияние на его мировоззрение. Всю свою долгую жизнь он оставался верным их памяти, сберег реликвии, имеющие ценность для российской истории. Гиббе добился разрешения ехать с Царской семьей в тобольскую ссылку. Из-за этого он даже расстался со своей невестой. В Екатеринбурге его разлучили с дорогими людьми. Позже с войсками белых он вошел в город после совершенного большевиками неслыханного злодеяния - расстрела Святых Царственных Мучеников, помогая следствию восстановить обстоятельства преступления, вплотную приблизился к великой духовной тайне…
В русской церкви в Харбине принял Православие с именем Алексий - в честь Цесаревича, а через год - монашество с именем Николай - в честь невинно убиенного Царя. Еще через некоторое время принял священнический сан. В Лондоне был возведен в сан архимандрита и возглавил православный приход. Переехал в Оксфорд, где купил небольшой дом и устроил домовую церковь в честь Святителя Николая Чудотворца и организовал первый музей, посвященный Царской Семье. Архимандрит Николай преставился ко Господу 24 марта 1963 г. Он был не только учителем Царских детей, но и учеником Святой Царской Семьи.
Каждому из нас хотелось ответить на вопрос отца Владимира: «Что такое русский мир?» Несомненно, это и Чарльз Гиббе, и принцессы Гессен-Дармштадтские, причисленные к лику святых сестры Государыня Императрица Александра Федоровна и Великая Княгиня, игуменья Елизавета Федоровна Романовы. Казалось бы, ни единой капли русской крови, но какие Вера и Верность, Любовь к Богу, Отечеству, ставшему их Родиной, народу русскому…
Третья история тоже весьма поучительна. Святейший Патриарх Кирилл 25 января 2019 г. рассказал ее писателю И.Л. Волгину. Будущий Патриарх, 14-летний юноша, лежал в ленинградской больнице во время хрущевских гонений на Церковь. Увидев нательный крестик на груди больного, врач неуважительно и грубо приказал: «Сними… Зачем он тебе? Мне крест мешает тебя слушать» - и услышал твердый ответ: «Я верующий и крестик не сниму». «Идиот!» - обозвал его доктор. Вечером эту историю подросток рассказал отцу - священнику Михаилу. Отцовское одобрение воодушевило: «Молодец. Сын то хорошо, что врач назвал тебя таким словом, не унывай!» А на следующий день отец принес сыну роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Патриарх Кирилл 60 лет спустя уверенно и радостно говорил: «Таким идиотом я хотел быть! Ф.М. Достоевский сыграл очень важную роль в формировании моих взглядов и убеждений, стал любимым писателем, которого я с удовольствием читаю и перечитываю всю жизнь…» Такие замечательные истории - яркие свидетельства о Господе, побуждающие к мыслям и раздумьям…
Главная задача учителей
С неослабевающим интересом слушали мы продолжение выступления Владимира Николаевича: «У нас - богатейшая история, традиционные ценности; их сохранение и передача следующим поколениям - главная задача учителей. Эти ценности самоорганизовывают общество и людей».
Сегодня нас очень волнует проблема распада семьи. Она коснулась не только мирян, но даже священнослужителей, чего не было в истории России. Причина катастрофы - в утрате христианского представления о семье как неразрывном союзе мужчины и женщины, о многочадном потомстве как благословении Господа. Результат этой утраты - вымирание христианского населения Европы при неуклонном, быстром росте мусульман.
Отец Владимир вдохновенно рассказывал о своей православной гимназии, где Закон Божий дети изучают с детсадовского возраста до окончания 11 класса - на протяжении 14 лет! И времени катастрофически не хватает. Столько важного хочется сказать, чтобы передать детям общечеловеческие ценности: ведь от духовно-нравственного воспитания зависит будущее России и всего человечества! И если прервется передача ценностей духовных, не сохранится государство, нация, народ».
«Пребывающий в любви в Боге пребывает»
В Православной гимназии, духовником которой является отец Владимир, есть третейский суд. Священник - та инстанция, которая может смягчить конфликт, мудро и сердечно объяснить, убедить, рассудить, вразумить.
Хорошо бы прислушаться к совету отца Владимира: «Призываю вас, православные педагоги, проявить инициативу - приблизить священника к школе. Просить об этом Владыку. Без батюшки разрывается связь времен, может быть потеряно еще одно поколение, утрачены нравственные позиции… Ничего доброго мы не сделаем для детей, если не будем их любить! Всем высоким педагогическим заслугам - почетным знакам, медалям, орденам, званиям - грош цена, если нет любви. Любовь помогает преодолеть любые трудности! Только христиане могут искренне любить иных людей и даже врагов. Храните христианские ценности, передавайте добрые традиции, будьте христианами!»
«Возможности исторической науки в деле христианской миссии»
Преподаватель МГУ и Сретенской Духовной семинарии, кандидат исторических наук Павел Владимирович Кузенков поделился бесценными размышлениями на тему: «Возможности исторической науки в деле христианской миссии». Теоретические раздумья и богатый практический опыт преподавателя истории светского и духовного вузов заинтриговали благодарную аудиторию: историческая наука и колоссальный миссионерский потенциал, Библия как историческая книга - рассказ о том, что происходило в истории рода человеческого, богоизбранного народа после Боговоплощения; христианство как свидетельство реальных исторических событий…
Известен афоризм великого историка В.О. Ключевского: «История - это не учительница. Это строгая надзирательница, которая никого ничему не учит, а сурово спрашивает за невыученные уроки». Наряду с религией и правом история - хранительница нравственных и ценностных координат, которые являются базовым фундаментом любого общества, в том числе современного. «Поскольку современное общество по сути своей безрелигиозно, основой его служит только право, которое опирается на общественное мнение, формирующееся знанием истории, получается, что на нынешнем этапе история является единственной хранительницей и охранительницей общественных устоев. Историю надо подавать как объективную информацию, исходя из которой дети и взрослые (конечно, с помощью учителей и в то же время самостоятельно) смогут выявить те ценности, непреходящие ориентиры, сокровища человеческого опыта, которые помогут им не только в гражданской жизни, но и в личной. Ведь история - это не только политическая деятельность людей. Это их поступки в целом… Детям, подросткам нужно давать яркие, запоминающиеся и убедительные образы. Педагоги должны сделать историю увлекательной, поучительной и при этом неуязвимой для критики с точки зрения «было это или не было», то есть опираться на выверенную историческую фактологию. Талантливо написанный учебник по истории, делающий определенные акценты, может заменить армию!
Когда в свое время Уинстона Черчилля спросили, кто внес наибольший вклад в историю за последние 200 лет, он ответил: «Учителя истории. Именно от них зависит, какая была история у той или иной страны…»
Мы должны понимать, что плохое знание истории - это не просто дефект воспитания, а это фактически бомба, заложенная под весь социум.
В ХХ веке Россия заглянула в ту пропасть, в которую падает человек, лишенный Бога. Она предупреждает современный мир: остановитесь! Это опасно!
…В нашей русской истории есть огромное количество доказательств истинности евангельских заповедей» - такие глубочайшие мысли!..
Павел Владимирович убежден: «Христианское учение - стержень, на который можно нанизать историю». В Сретенской Духовной семинарии предмет «История России» изучается не как отдельные события и факты, а как пример претворения в жизнь Библейских заповедей.
Вместе с П.В. Кузенковым мы размышляли о князе Владимире и его судьбоносном решении - принятии христианства, которое запрещало войны, грабежи, многоженство, вседозволенность. Князь Вла-димир фактически поставил на карту судьбы государства, народа, дружины. История - это не рассказ о событиях. В центре - человек, совершающий выбор. На историческом выборе князя Владимира строится вся русская цивилизация. Он пророчески видел будущее, смотрел в глубь столетий… Но как удалось князю за один век создать свой народ? Огнем, мечом, пропагандой, подкупом можно ли изменить убеждения, взгляды, ценности? Князь Владимир создал систему школ, с ее помощью - великую христианскую ци-вилизацию. Языческая Русь за один век догнала Константинополь: система образования - колоссальный инструмент, с помощью которого можно творить чудеса. За одно поколение был создан другой народ!
С уважением говорил Павел Владимирович о святом князе Александре Невском - политике, главе государства, прошедшем через унижения в Золотой Орде, отстаивая честь России (на этом понятии держится цивилизация). Смирением и кротостью ослабил татаро-монгольское иго.
…По мнению П.В. Кузенкова, «задача историков - убедить человечество в востребованности в наши дни христианской системы координат, ибо успех, богатство, слава, власть… сиюминутны в макроисторическом аспекте… Во главе всегда должна быть Истина: служить, учить, лечить. Остальное - от лукавого».
Православие в жизни российских ученых в ХХ - начале ХХI вв
Протодиакон Владимир Василик, кандидат богословия, кандидат философских наук, кандидат исторических наук, преподаватель Санкт-Петербургской Духов-ной академии и Духовной семинарии, подготовил незабывамое духоподъемное выступление на тему «Православие в жизни российских ученых в ХХ - начале ХХI вв». Взволновали до глубины души свидетельства веры в жизни советских и российских ученых, которые жили в обстановке навязываемого безверия, когда Церковь отделили от общества и государства. Удивительны, поучительны их пути к личной ипостасной Истине - пути ко Христу.
Со слайдов презентации на нас смотрели благородные, интеллигентные, умные лица Гешана Михайловича Прохорова, великого русского слависта и византиста, глубокого исследователя древнерусской и византийской литературы, богослова (в святом крещении Григория); академика Николая Александровича Козырева, знаменитого астрофизика; Елены Ивановны Казимирчак-Полонской (монахини Елены), доктора физико-математических наук, доктора философии по астрономии; Сергея Сергеевича Аверинцева, советского и российского филолога, историка культуры, философа, литературоведа, библеиста; Сергея Андреевича Зегжды, ученого, духовного писателя, богослова, доктора математических наук.
С любовью, сердечно и тепло рассказал о них протодиакон Владимир Василик, от души поделился личными воспоминаниями о родных по духу очень близких людях, свидетельствовавших всей своей жизнью о Господе. Они и нам стали также близки и дороги, и захотелось узнать побольше об этих людях, честно и преданно служивших Господу, Родине, науке, человечеству. О каждом из них можно сказать:
Не говори с тоской: «их нет»,
А с благодарностию - «были»…
Такими же полезными были выступления наших земляков: «Проповедь среди молодежи. Поиск верных путей» иеромонаха, игумена Августина (Заярного), насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, главного катехизатора Печорской общеобразовательной школы, главного редактора православного сайта «Слово» и журнала «Глагол», главного редактора журнала для родителей «Виноград»;
- «Язык проповеди в эпоху индивидуализма» иерея Артемия Лутченко, преподавателя Псковского государственного университета;
«Искусство святости: вызовы современности» диакона Константина Селезнева, преподавателя Псков ГУ.
Душеполезная беседа с Владыкой Тихоном Осталась в душе заключительная беседа с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Зал задавал волнующие вопросы, на которые Владыка отвечал честно и просто. Поделился творческими планами, рассказал о наиважнейшей работе по катехизации, о большой хозяйственной деятельности (которой он руководит как управитель епархии)…
Владыка Тихон завершает работу над пьесой о поисках духовных путей от античности до наших дней. Нынешним летом пьеса будет поставлена на сцене Херсонеса в Крыму.
Таким же волнующим, интересным и поучительным, как «Падение Византии», вероятно, будет новый фильм Митрополита Тихона (Шевкунова) о трагедии Февральской революции и гибели Российской империи.
На вопрос: «Планируются ли новые проекты по поддержке семьи?» Владыка Тихон, прекрасно знающий историю, ответил глубоко и серьезно, привел конкретные цифры рождаемости до революции и сегодня, когда есть льготы, а матерям выплачиваются денежные пособия. В мусульманских странах самая высокая рождаемость, хотя нет поддержки многодетных семей на государственном уровне. Наши предки в 3-4 поколении и без поддержки государства имели 5-6, а то и 8-12 детей… Кризис семьи - на духовном, ментальном уровне. Столетие назад девочки знали, что будут мамами, что в их семье будет много детей. «Эта цель органически вливалась в воспитание», - подчеркнул Владыка. Девочка из большой семьи проходила школу будущей мамы в своей родной семье: нянчила младших, ухаживала, училась пеленать, кормить, убаюкивать, умела готовить, стирать, мирила и утешала, учила всему доброму, чему научилась от мамы. А мальчик знал, что будет отцом, поэтому сознательно учился трудиться, овладевал ремеслами, умел многое делать своими руками, чтобы обеспечивать семью, чтобы рожать и воспитывать детей, которые не будут нуждаться…
К сожалению, мы видим, что сегодня у молодых людей цели иные. Получать от жизни разнообразные удовольствия, считая, что этого достойны, отдыхать, жить весело, легко, красиво, беззаботно, спокойно, наслаждаться и радоваться, видя в этом счастье…
Заставляет всерьез обеспокоиться и задуматься о многом пример, приведенный Митрополитом: оказывается, сегодня в магазинах «Детский мир» среди игрушек для девочек и мальчиков почти нет человекообразных, зато в избытке всевозможные уроды, страшные вампиры, зомби, чудовища, роботы, механизмы - происходит на наших глазах глобальное перепрограммирование человечества. Если еще полвека назад маленькие девочки любили играть в куклы, дом, школу, магазин, больницу, а мальчики - с солдатиками, похожими на военных людей, сегодня игры совсем другие. С юных лет закладываются убеждения, формируются приоритеты, мировоззрение, которое потом очень трудно изменить.
Сегодня есть многодетные семьи. С точки зрения современного мира чадолюбивых родителей считают чуть ли не юродивыми. Митрополит Тихон говорил, что «нужна ломка социума, если мы хотим вернуться к стойкой популяции народа».
Песни, фильмы, книги, телешоу призывают к поиску удовольствий. «Каждой девушке счастья хочется!» - песенная строка становится жизненной целью, и девушка будет неустанно искать счастье с другим и третьим… Очень сложная ситуация. Уродуется ментально будущее поколение. Не изменив этого, нельзя ничего изменить.
Были вопросы о разрушительной силе телевидения. К сожалению, сегодня мы пожинаем плоды свободы, которой многие рукоплескали в 90-е годы, радуясь отмене цензуры. Сегодняшние фильмы - продукт современной духовной жизнедеятельности. И если бы были талантливые сценарии и ленты, их непременно запустили бы в прокат. Что скажут о нашем времени и поколении потомки? О наших дедах и отцах мы с уважением говорили: «Они победили в Великой Отечественной войне, построили БАМ, Мигнитку, Днепрогэс…». С большим уважением Митрополит Тихон говорил о новом гениальном фильме «Грех» известного режиссера Андрона Кончаловского: «Великое кино! Этим фильмом отчитается перед потомками наше поколение!»
На вопрос об интернет-зависимости Владыка Тихон ответил так: «Причина зависимости - в душе человека: чем он живет? От чего испытывает радость, удовольствие? Для чего стремится познать новое - для ума, души? Бесконечные и часто бесцельные поиски информации в интернете становятся своего рода наркотиком. Часто у современного человека не расставлены ценности и приоритеты. Постоянный поиск в интернете опасен православному человеку, даже если он не касается игр и грязных сайтов. Это отнимает бесценное время, силы, энергию, умаляет и расслабляет волю.
Были вопросы о военно-патриотическом воспитании, о приобщении молодежи к спорту. «Церковь и священнослужители призваны свидетельствовать и проповедовать о Христе, рассказывая о мире, учить жить в нем; к спорту привлекать параллельно с главным призванием, отличая основное от второстепенного», - ответил Митрополит Тихон. Он пообещал адресную помощь организаторам летних православных лагерей, руководителям воскресных школ, которые своевременно подадут прошения игумену Августину (Заярному), руководителю молодежного отдела Псковской епархии.
«Церковь открыта к общению со всеми, искренне желающими диалога» (Патриарх Кирилл)
Самые добрые воспоминания остались у великолукской делегации от участия в Православных Корнилиевских чтениях. Мы получили заряд энергии и творчества, внимая известным теологам, ученым и педагогам. Корнилиевские чтения как глоток свежего и чистого воздуха! Благотворны соборная молитва в Успенском храме, встреча со святынями монастыря, добрый настрой на труд и творчество во славу Божию.
Сердечно благодарим Высокопреосвященнейшего Митрополита Тихона, куратора Чтений игумена Хрисанфа (Липилина), их соратников и всех выступавших за высокий уровень организации и проведения Православного форума на святой печорской земле. Пусть «разумное, доброе, вечное» падет на благодатную почву, а добрым всходам с Божией помощью помогут любовь к детям и укрепление в вере.
Ольга КОНЕЕВА,
учитель Православной культуры МБОУ СОШ № 9 г. Великие Луки
Фото с сайта Псковской митрополии