Икона, ставшая символом Крымской весны
Никогда не забуду той радости, которую я вместе со всей страной пережил в марте 2014 года. В те дни я понял, что чувствовали люди в мае 1945 года, - духовное торжество «русской весны» 2014 года можно сравнить с «русской весной» 1945 года.
У меня было горячее желание принять хотя бы какое-то участие в этой нашей общей Крымской Победе, хотя бы каким-то малым делом. В те дни мы служили молебны на Леушинском подворье о «мире в Крыму», читали акафисты. Тогда я выступал с несколькими передачами на «Православном радио Санкт-Петербурга» о Крыме, текст которых был расшифрован и потом опубликован на «Русской народной линии».
Хотелось поздравить Крым и подарить ему что-то на память. Тогда-то у меня возникла идея написать особую икону в память о присоединении Крыма к России и передать ее в Крым.
В связи с этим возникло много вопросов. Какую написать икону? Очевидно, нужен образ, который духовно выразил бы смысл Крымской весны. Может быть, написать икону святителя Луки, в день обретения мощей которого 18 марта по удивительному совпадению было принято историческое решение? Или Святых Херсонесских Мучеников, память которых также приходится на эти дни (20 марта)? Но эти иконы и так есть в Крыму. Мне казалось, что для этого случая нужна икона Божией Матери. Ведь Крым вернулся домой в Россию, а Россия - Дом Пресвятой Богородицы. Я посмотрел в календарь и с удивлением обнаружил, что исторические события «крымской весны» происходили между праздниками двух икон Божией Матери - Державной (15 марта) и «Благодатное Небо» (19 марта). И 19 марта стал первым днем, когда Крым проснулся русским и над ним простерлось русское небо. Мне показалось, что именно эта икона идеально выражает духовный смысл произошедшего исторического события. Само название «Благодатное Небо» свидетельствует, что Крым был возвращен мирным путем без единого выстрела. Небо над Крымом осталось безоблачным и не было омрачено братоубийственной войной. Это чудо Божией Матери! Также важно отметить то обстоятельство, что подлинная икона Божией Матери «Благодатное Небо» хранится в Московском Кремле - в иконостасе Архангельского собора и является одной из чтимых икон, хранившихся в Кремле (наряду с иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе). В этом тоже видится символический смысл присоединения Крыма к Москве под «московским» «Благодатным Небом». Икона «Благодатное Небо» была принесена на Русь при Иване III Великом и носила державный смысл. В правой руке Богородицы изображен царский скипетр - символ державной власти. Получается, будто Матерь Божия как Царица берет под Свой скипетр Крым, принимая его в Свой Дом. А в левой руке, на которой восседает Богомладенец со свитком, Богоматерь держит чистый белый плат - для отирания слез скорбящих. Он также приобретает символический смысл по отношению к Крыму материнской заботы и утешения. Матерь Божия утешила верных чад, пребывавших в полувековом пленении. К тому же, «Благодатное Небо» является одним из тех образов, которые особенно почитал св. Иоанн Кронштадтский. Известно, что в начале ХХ века
(в 1900 г.) он благословил сделать список с кремлевской иконы «Благодатное Небо», а позже повелел принести его в основанный им Вауловский скит на Ярославской земле. Именно перед ним в последний год жизни в 1908 году отец Иоанн совершил 40 литургий (см. «Предсмертный дневник»). Для меня это было важно, потому что я мыслил этот дар от Мемориальной квартиры
св. Иоанна Кронштадтского.
К тому же мы писали уже этот образ для Сербии и доставили его в 2007 году в Белград в собор святого Саввы в грозные дни отделения Косово от Сербии.
Протоиерей Геннадий Беловолов,
директор Мемориального музея-
квартиры св. Иоанна Кронштадтского
в Кронштадте, научный сотрудник Музея Ф.М. Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино