АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26.
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56,
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru

Гвардеец-десантник: фронтовик Александр Абрамович Тулин

Двадцатого января в Великом Новгороде прошли масштабные торжества, посвященные 75-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Одним из важнейших мероприятий стала военно-историческая реконструкция. Историческая реконструкция боев за освобождение Новгорода собрала более 500 участников.

В мероприятии приняли участие ветераны, реконструкторы Новгорода, Пскова, Великих Лук, Санкт-Петербурга, Карелии, Москвы. Великие Луки были представлены членами ПО «Маргелов» при ВГОО «Союз десантников города Великие Луки» и ВПК «Победа». В ходе поездки они встретились с ветераном Великой Отечественной войны, десантником, Александром Абрамович Тулиным. Эта встреча оставила неизгладимые впечатления, участники реконструкции рассказали нам об истории жизни фронтовика.

Александр Абрамович родился 26 мая 1925 года в деревне Юрьевская Слобода Ростовского района Ярославской области в крестьянской семье. В 1932 году вместе с родителями переехал во Владимирскую область, город Карабаново, здесь и пошел в школу. Он только успел закончить 9 класс, как началась война. Нашему герою тогда было 16 лет. Александр Абрамович хорошо помнит тот июньский день: «Народ отдыхал, это было воскресенье. Помню, с мальчишками на стадион пошли, там был футбольный матч. За стадионом стояла карусель и был стрелковый тир. Все Карабаново там отдыхало. Больше того, там стояла высокая деревянная парашютная вышка. Взрослые прыгали. И тут объявили войну. Мы бросились по домам – не до отдыха» …

Он также вспоминает, как школа послала их, мальчишек, на заготовку дров. Но было такое условие – заготавливать только двухметровые бревна и только березовые. «Мы подумали, что эти дрова нужны для фабрики отапливать. А оказывается, мы уже тогда работали для фронта. Из березовых кряжей делали приклады к автоматам и винтовкам. А потом отправили нас на уборку урожая. Пешком ходили почти за 30 километров в Мячково. Там услышали, что бомбили Карабаново. Девчонки в слезы и бегом, мы за ними»…

Наступил август 1941 года. Стали призывать в армию тех, кто родился в 1924 году. Из воспоминаний Александра Абрамовича: «Школу мы закончили, и накануне нового 1942 года нам прислали повестки с приглашением на призывной пункт. Рядом с клубом была большая столовая на 200 посадочных мест. Там нам устроили прощальный ужин. Нам дали по стопочке водки, мы выпили, нас посадили в поезд и повезли во Владимир. Во Владимирском пехотном училище я проучился 6 месяцев. Летом всех курсантов отправили за реку Клязьму, там поселили в палатках. Прошло уже полгода, срок обучения кончался. Мы ждали аттестации на младших лейтенантов и отправки на фронт. Нас по тревоге со стрельбища вызвали в расположение. Задавали два вопроса. Здоров? – Конечно, здоров, в 17-то лет! Ноги крепкие? – Крепкие. Пошел строиться! После обеда нас выстроили на плацу в две шеренги».

Начальник училища сказал курсантам, что одна половина остается доучиваться, им продлили обучение на год, а другая, в которую попал Александр Тулин, – на фронт.

Как вспоминает фронтовик: «Посадили в поезд, повезли. От Иваново повернули на запад – точно на фронт. Проехали от Иваново 30 км и остановились – разгружайся! Подходим мы к красивому сосновому лесу. Перед ними землянка. Нет ни стен, ни крыши – яма, водой залитая. И новые командиры с голубыми погонами показали нам на ту лужу и сказали – здесь будете жить. Откачали воду, восстановили землянку и стали жить. Из нас, недоучек, стали создавать воздушно-десантные войска»…

Почти до конца 1944 года они были в резерве главного командования. В конце года гвардейцев отправили на фронт. «Погрузили в эшелоны. По дороге постояли в Одессе, видели разрушенный город. А потом случилось несчастье. Въехали в Румынию, подъезжаем к городу Тимишоара. Я был уже связистом, - рассказывает Александр Абрамович, мы организовывали связь между штабом, паровозом, весь эшелон обслуживали. И вдруг страшной силы удар. Нам румынская паровозная бригада подстроила крушение. В нашем вагоне только нары обрушились, мы наверху спали, придавили друг друга. 40 человек наших пострадало – 25 из них погибли, а остальные получили ранения. Вагон отцепили, состав переформировали и поехали дальше. Приехали в Венгрию. За Будапешт шли бои. Наша дивизия участвовала в освобождении Будапешта. Мы, десантники, парни были отчаянные. Воевали крепко! Такой взвод мог целый батальон противника в плен взять.

Немцы организовали контрнаступление. Остановить это контрнаступление послали девятую воздушно-десантную армию, которая стояла в резерве главного командования.

«И мы рванули до самой Вены. Там посадили на танки оставшихся и освободили Прагу. И тут закончилась война».

Александра Абрамовича ранило в самом конце войны, в марте 1945 года. Случилось это в городе Байя, в Венгрии. Между батальонами прервалась телефонная связь. Александр Тулин вместе с другом Ленькой Мухиным были отправлены на поиск обрыва связи. Перед ними уже отправили двух ребят, да только те не вернулись. Вторая вылазка началась более удачно – обрыв был найден. Связь восстановили. На обратном пути обстреляли и Александра с товарищем. Ранение наш герой получил тяжелое, с переломом костей. Друг тащил его до части. Затем – госпиталь, где пришлось ему провести три месяца, там он встретил Победу.

«Ну, а когда закончилась война, на комиссии меня уже в десантные войска не взяли, я прихрамывал. Направили меня служить в Болгарию, потом перевели в Россию. И из Владимирского города Мурома я демобилизовался. Закончил гидрометеорологический техникум, три года работал на Дальнем востоке: Сахалин, Камчатка, Приморье, Находка». Он работал гидрологом, потом поступил в институт.

К моменту окончания учебы Александр Абрамович был уже человек солидный, в общежитии сыграли студенческую свадьбу. По распределению было два места, где давали жилье, и молодая семья решила ехать в Новгородскую область.

В мае этого года Александру Абрамовичу исполнится 94 года. Несмотря на почтенный возраст и серьезные проблемы со зрением, фронтовик полон энергии и оптимизма. В доме, в котором живет Александр Абрамович Тулин вместе со своей внучкой и правнуком, царят невероятно душевная атмосфера, любовь и уважение.

ВГОО «Союз десантников г. Великие Луки» выражает благодарность за организацию поездки Богданову Ю.А. и поздравляет всех защитников Отечества с праздником!