АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«Время подвигов пламенных не уйдет в забвенье»… «Отчизны славные сыны»

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б ни глянул на вас со стены

Молодыми глазами солдата

Окрыляющий подвиг войны…

А. Александров

Ветеран 254 гвардейского стрелкового полка имена А. Матросова Михаил Григорьевич Замарин

О чем рассказывают экспонаты музея

В Музее имени А. Матросова Политехнического колледжа среди самых дорогих, памятных драгоценных реликвий – воспоминания, фотографии, книги, подарки Михаила Григорьевича Замарина – начальника штаба 254 Гвардейского стрелкового полка имени Александра Матросова, ветерана Великой Отечественной войны, настоящего Героя.

Четыре раза учащиеся-матросовцы  встречались с этим замечательным, добрейшей души человеком, вдохновляющим на учебу и труд.

Вот уже 34 года в моей  душе живут незабываемые воспоминания о поездке в Мемориальный комплекс Чернушки с ветеранами Матросовского полка А.Д. Саркисяном, И.С. Кадышевым, Н.Ф. Писаревым, А.Я. Малковым, приехавшими в Великие Луки из Таджикистана, Оренбурга, Онеги. С каким волнением и трепетом ступали они на священную землю, за которую в «решающую минуту боя» пожертвовал собой 19-летний Саша Матросов, чтобы «обеспечить успех наступающему подразделению»... Это был самый главный урок Мужества! Каждый из ветеранов увез на родину святую землю Чернушек.

Поисковая группа учащихся музея с радостью распечатывала каждое письмо из далекого Харькова, написанное убористым, летящим, разборчивым почерком Михаила Григорьевича. В каждом письме он передавал низкий поклон вечно живому, дорогому «бронзовому парню» - другу, сослуживцу, товарищу, маяку Александру Матросову. Всем сердцем Михаил Григорьевич полюбил Великие Луки и наше Матросовское училище.

После первой встречи дважды приезжал по приглашению училища с женой – Розой Михайловной. Супруги искренне радовались сердечному и радушному приему, Матросовским традициям, у истоков которых стоял великолукский Макаренко – директор РУ №8 в 1960-е годы Виктор Владимирович Дряхленков. С большим уважением относился Михаил Григорьевич и другие ветераны Матросовского полка к директору нашего училища Людмиле Ивановне Бородавко, талантливому педагогу и мудрому руководителю, сберегшему и преумножившему славные героико-патриотические Матросовские  традиции.

Выпускник ФЗО

Скромнейший Михаил Григорьевич вовсе не считал себя героем. То, что удалось узнать о нем из архивов и воспоминаний самого Михаила Григорьевича и его боевых друзей, и восхищает и потрясает…

Великую Отечественную войну Михаил Замарин начал лейтенантом, заместителем командира артдивизиона. С отличием окончил Харьковское училище червонных старшин, переименованное затем в артиллерийское.

А в это училище слесарь, выпускник школы ФЗО, а затем инструктор райкома комсомола, попал еще в 1938 году по набору ЦК ВЛКСМ.

Не раз рисковал жизнью

… В тот августовский день, прикрывая отход штаба корпуса, орудия оставшейся у М. Замарина батареи подбили шесть наседавших танков. Остальные повернули назад. Лейтенант Замарин добрался до реки на машине с пробитыми скатами, на одни дисках. Он выполнил задание. Корпусному штабу удалось уйти без потерь. В распоряжении Замарина оставалось семь солдат. Трое из них не умели плавать. И снова Михаил Григорьевич совершил невозможное. Молодой, энергичный, решительный, безумно смелый, он забывает о себе, о том, что рискует своей жизнью: взяв пистолет и партбилет в зубы, он с теми тремя, кто умел плавать, бросился в реку. На берегу чудом раздобыл лодку, выпросил у старика-рыбака и вернулся за остальными. Так как в плоскодонке могло уместиться лишь трое, вновь отправился вплавь…

Через несколько часов добрался до штаба соединения. Тут же получил под начало полсотни солдат, вооруженных противотанковыми ружьями, и приказ: занять оборону за линией железной дороги.

Танки Гудериана уже прорвались из Кировограда за Днепропетровск. За линией железной дороги проходило шоссе. В стороне – небольшой холм, на котором и устроился Замарин со старшиной: отсюда отлично просматривалась округа. Едва они примостились, как увидели пять танков, на бешеном ходу мчавшихся по пшеничному полю, перерезая отход петеэровцам, засевшим за железнодорожным полотном в 300-х метрах. Замарин со старшиной мгновенно, не раздумывая, скатились с холма в противоположную сторону и, скрываемые высокой, густой пшеницей, добежали до близлежащей деревеньки, вскочили во двор первой хаты.

Бабуля предала, а немец-часовой спас

«Схорони, бабуля», - попросили вышедшую старушку. Та кивком молча указала за сарай. Они влетели туда, зарылись в сено. Не меньше чем через час услышали скрежет танков. А вскоре услышали скрипучий голос бабули: «Вылезайте, родимые. Немца ни к чему бояться, коли не комиссары». Замарин и старшина только и успели (к счастью!) вытащить пистолеты из кобуры и переложить в брючный карман – к документам. Обыскивать их не стали: было видно – кобуры пусты. Привели под конвоем в штаб, посадили в холодный подвал. Гитлеровцам было не до допросов. А поздно вечером вдруг приподнялся железный люк подвала со стороны улицы. В узников впился луч карманного фонарика, и они услышали на ломаном русском языке:

- Кто понимай немецки?

- Я, - признался Замарин.

И тут, к великому удивлению лейтенанта, часовой сказал: «Скорей вылезайте! Я – товарищ!»

Времени на раздумывания не было. Да и к чему эта комедия, если б их хотели прикончить? Один подсадил другого, а потом протянул руку оставшемуся… Немец уже совал горячий термос и каравай хлеба. «На дорогу», - шептал он, протягивая металлический фельджандармский жетон с выбитыми цифрами. Их было несколько. Часовой пальцем подчеркнул ту, которая сегодня служила пропуском, велел посту на окраине молча ее предъявить. А на прощание назвал свое имя и фамилию, добавив: «Я тоже коммунист, товарищи!»

Решительность и отвага

…Был в жизни Михаила Григорьевича и такой фронтовой день, когда матросовцы, освобождая Латвию, преодолевая Лубанскую низменность – сплошной массив болот, еловых дебрей, многочисленных канав и речушек с заболоченными берегами, - неожиданно наткнулись в сосновом лесу на сильную группировку фашистов. Гитлеровцев увидела двигавшаяся впереди оперативная группа штаба полка во главе с ее начальником гвардии майором Замариным. Михаил Григорьевич крикнул: «Вперед, за Родину, ура!», увлек за собою в атаку офицеров штаба, взводы автоматчиков и разведки. Было уничтожено около сотни гитлеровцев и спасен от разгрома штаб своего полка. Секунда растерянности – и все было бы иначе.

Истекая кровью, восемь часов руководил боем

…Незабываем для Михаила Григорьевича и его боевых друзей и тот последний для Замарина фронтовой день… Матросовский полк прошел в тыл противнику свыше 25 километров лесом, так как дороги были перекрыты. Вел ночью по азимуту опергруппу снова начальник штаба М.Г. Замарин. А на рассвете впереди на прогалине воины-матросовцы вдруг увидели группу гитлеровцев в нательных рубахах, вышедших косить сено.

Михаил Григорьевич отвел группу назад на несколько сот метров. Выставил охрану. В ожидании подхода батальона решили позавтракать. Майор Замарин вскрыл банку тушенки.

И в эту самую секунду…

Для врага не могло остаться незамеченным продвижение полка – пусть даже самое бесшумное, по лесу. Первый же выпущенный немцами бризантный – для пристрелочного огня – снаряд разорвался над головой спецгруппы.

Замарин слышал крики: «Ранен комполка, фельдшера сюда!» «Выносите Василевского»… (замкомполка). Он все слышал. Но сам не мог произнести ни слова. Взрыв отбросил его к пню. А рядом, на дереве, он увидел висящую окровавленную свою нижнюю челюсть…

Тогда он нашел в себе силы опрокинуться навзничь, чтобы не считали его погибшим, дал из маузера два выстрела в воздух. Когда к нему подбежали разведчики и стали быстро перевязывать, он услышал, как майор Малицкий, храбрейший политработник, сам себя вполголоса спрашивал: «Как быть? Что делать?» Ведь ему теперь надлежало оставаться за старшего.

Когда разведчики хотели уже выносить Замарина на носилках, он потянулся рукой к кобуре Малицкого, вытащил шомпол и написал на песке: «Прикройся слева ротой автоматчиков, сообщи Асафьеву, пусть возьмет командование на себя» (полковник Асафьев - замкомандира дивизии). И еще восемь часов, истекая кровью, Михаил Григорьевич продолжал осуществлять командование боем… Писал записки, превозмогая нечеловеческую боль, временами терял сознание.

Возвращение в строй

…Полтора года лечился Михаил Григорьевич в госпитале. Потом работал начальником отдела кадров медсанслужбы Управления ЮЖД в родном городе Харькове. Необходимо было изучить специфику медицинской работы. Нужно и можно было учиться только экстерном. Михаил Григорьевич с отличием окончил зубоврачебную школу. Заведовал зуботехнической лабораторией в железнодорожной больнице. В Ленинском районе г. Харькова высокого, стройного, красивого майора М.Г. Замарина со следами тяжелого ранения на лице хорошо знали и любили школьники и студенты как активиста ветеранской организации, доброго, душевного человека. О нем и сегодня помнят многие.

О золотых руках М.Г. Замарина нам рассказывал попавший в аварию харьковчанин К., которому врач Замарин сделал исключительно сложный протез, и 24-летний С., получивший тяжелый перелом нижней челюсти, на беду которого живо откликнулся и оказал высококвалифицированную помощь Михаил Григорьевич.

… Сколько еще их, ярчайших, героических дней, месяцев и боев было в жизни майора Замарина. Можно написать очерк о том, как он, начальник оперотделения, отважно сражался под Сталинградом. Нельзя безучастно рассказывать о каждой из 23-х наград ветерана Матросовского полка, полученных за героизм и мужество, самоотверженное, доблестное служение Отчизне.

В своем личном архиве я берегу сердечные письма, фотографии и открытки М.Г. Замарина. А когда беру в руки врученную им свою самую дорогую награду – памятный знак «Активист-матросовец», вспоминаю наш праздник 6 апреля 1986 года, посвященный 20-летию присвоения училищу имени Героя Советского Союза Александра Матросова.

Ольга КОНЕЕВА, с 1982-го по 2006 год –

заместитель директора ПЛ №8 имени А. Матросова

Создано: 28.02.2019 10:34

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить