Ростислав Лиханов. Штрихи к портрету - contemporary art
Шестой курс СПБГХПА - ответственная пора: защита и получение диплома специалиста. И к этому сроку коренному великолучанину - выпускнику Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Ростиславу Лиханову удалось зарекомендовать себя востребованным представителем молодого поколения художников России.
В основе поставленной и пройденной им фундаментальной школы - классика: графика, живопись, монументальное искусство - пейзажи, натюрморты, портреты, как продолжение - множество современных арт-проектов и иных работ.
Невозможно не отдать должного наставникам Р. Лиханова, преподавателям академии. Их имена говорят сами за себя: А.П. Фролов (Александр Петрович - придворный художник королевской семьи Португалии) и А.В. Горбунов (Андрей Владимирович - признанный мастер - «Сontemporaryart»), С.П. Пономаренко (Светлана Петровна - заслуженный художник России, профессор, ее работы в области монументальной и станковой живописи, книжной графики; художница - серебряный и золотой медалист Российской академии художеств и «Творческого союза художников России» (2008 г).
Академическое же образование на факультете монументального искусства, весьма основательное: кроме штудирования вышеперечисленных художественных дисциплин - глубочайшее изучение архитектуры, проектирования зданий, стилистики, различных технологий декоративного искусства.
Благодаря такому углубленному образовательному процессу и собственной работоспособности, молодого художника не заставили ждать возможности участия во множестве программ в Санкт-Петербурге, других городах России и за ее рубежами; работы Ростислава отмечены критиками - как неожиданностью классических решений, так и смелыми экспериментами с арт-объектами больших и малых форм.
Активная позиция художника заметно проявила себя, и новые проекты появлялись будто сами-собой, из ниоткуда. К своим двадцати семи у Ростислава Лиханова - участие в более десятка выставок в городах России и не только: Архангельске, Сыктывкаре, Санкт-Петербурге, Пскове, Москве, конечно же, в родных Великих Луках; его работы в частных собраниях Германии, Швейцарии, Китая, Франции и Чеченской народной Республики.
В 2016-м году Р. Лиханов был принят в члены Союза художников России. А в государственном Эрмитаже искусствоведом Риммой Федотовой был сделан доклад о творчестве молодого перспективного художника. Есть повод для заслуженной гордости за великолучанина: в этом крупнейшем российском музее теперь - экспозиция репродукций нашего земляка.
Минувший 2017 год стал знаменательным для Ростислава Лиханова поездкой в ЦЕРН (CERN) - на Большой адронный коллайдер (БАК). ЦЕРН - это крупнейшая в мире европейская научно-исследовательская организация физики высоких энергий, исследовательский центр БАК расположен близ Женевы, на границе Швейцарии и Франции.
В течение двух недель художник бок о бок жил и общался с самыми светлыми умами планеты, Ростислав назвал их так: «эти погруженные в мир особенных идей аскетичные люди». Все вызывало интерес в этом святая святых науки: распорядок, досуг, продиктованные работой на Большом адронном. Абсолютно все дарило новые знания и заряд творческого вдохновения. В настоящее время Р. Лиханов сотрудничает с ЦЕРНом и готовится к выставке, посвященной теме Большого атомного коллайдера.
Год настоящий - 2018-й - также привнес новые перспективы: в июле Р. Лиханов возвратился с художественного форума в Грозном, на котором он был удостоен чести представлять художников Псковского региона в рамках программы Президентского фонда Рамзана Кадырова.
По завершении сессии этого форума четыре этюдные работы Ростислава остались в запасниках организации проекта. Множество впечатлений и художественных образов увез с собой художник из этой командировки: масштабное строительство - будто грибы после дождя растут новые жилые кварталы, большое внимание государство уделяет развитию сельскохозяйственного сектора горных селений. Как представителя искусства Р. Лиханова особенно порадовал тот факт, что в Чечне работают множество проектов, направленных на развитие искусства. Добрые воспоминания остались от общения с главнейшим достоянием республики - людьми, воодушевленными множеством обновлений. «Они деятельные, открытые, улыбчивые, с хорошей долей чувства юмора и оптимизма», - делился Ростислав. Символом особой гордой природы запечатлелись вольно пасущиеся в горных долинах табуны лошадей.
По Президентскому гранту Рамзана Кадырова Ростиславу предстоит в скором будущем работать в рамках художественно-промышленного проекта.
Штрихи к портрету - contemporaryart
Не правда ли, вышеперечисленное - весьма масштабно для столь молодого художника?
С нетерпением ждала я нашей встречи для интервью и более близкого знакомства наших читателей с этим интереснейшим молодым человеком: высок и утончен - не только в искусстве, легок в движении и слове, одновременно - принципиален, в отстаивании своих позиций, быть может, чуточку упрям (подобное вполне простительно молодости с присущей ей амбициозностью).
К настоящему времени художник определился в своем основном направлении в искусстве, - это тенденция «Сontempora-ryart».
- Что за направление искусства - «сontemporary art»?
- Изначально значение этого уже утвержденного термина переводилось лишь как «современное искусство». Позднее ему было дано более емкое смысловое значение - «Актуальное искусство». Это направление тесно связанно генетически с искусством авангарда, модернизма. Вместе с тем понятие актуального искусства не является для них синонимом. «Актуальное искусство» - это новый виток изобразительных языков с акцентом на собственные языковые модели.
За художником же, работающим в данном направлении, в арт-словаре также закрепился соответствующий термин- contemporary artist, т.е. актуальный художник. Такой мастер занят не борьбой за право присовокупить к существительному «искусство» эпитет «вечное», и, уж тем более, не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, он занят живым экспериментом!»
- Что представляет собой этот «живой эксперимент»?
- Это стремление мыслящих образами «провзаимодействовать» с самым нужным источником - что сливается с дыханием времени, мыслью, соединяя в единое целое труд художника и восприятие зрителя. Тем более, ведь за словом «актуальное» - определяющий смысловой акцент, в оттенках смыслового ряда которого - «востребованное», «насущное», «неотягощенное балластом». Это искусство - продолжение самой жизни.
О видении новой России шел также наш разговор с Ростиславом Лихановым. Причем молодость, как становится понятно, - вовсе не преграда, а скорее - подспорье в современном творческом самовыражении поколения.
Подумалось: «За молодыми, за их движущей силой неподдельности, искренности и готовностью много работать - будущее.
- Каковы основные аспекты развития «Сontemporary art»?
- Тематический спектр современного искусства безгранично широк - это вовсе не только эпатажные и провокационные темы. Оно реагирует на все проявления человеческой деятельности и включает в себя также большой выбор техник, обусловленный развитием науки - появлением ее новых направлений, технологий, познанием человеком своего организма, осознанием своего места в мире. В последнее время к развитию данного направления искусства добавляется деятельность иных биологических организмов - бактерий, а также роботов.
Культуру надо изучать как язык, в этом - суть.
Любой объект арт-искусства колоссальный информационно-духовный носитель. Он создается не просто так, а с привязкой ко времени, пространству. Уже этим он служит! Объекты стритарта, нурал, неонурал - это также маркетинговый инструмент развития - живое искусство, рождающееся и живущее сегодня и рядом с нами и продвигающее экономику, политику и культуру.
- Ваше творчество получило значительную оценку, количество и многогранность работ также велико. Откуда это, «что» или «кто» смогли «замотивировать» Вас так много работать?
- Я впервые отвечаю, прежде всего, для себя, на этот вопрос… когда Вы задали его, в голове пронеслось - что вообще удержало меня в моей профессии? Ведь было время, когда я сам не понимал - чего хочу и думал: «Зачем это все?», - непростые для меня времена… но шесть лет назад произошло то, что перевернуло мое сознание. Этим событием стала встреча с женщиной, имя которой пусть останется тайной, назовем ее леди-ИКС! Ее харизма подвела меня к тому, что я понял: пришло время начинать много работать и получить от жизни все, что мне причитается.
В ходе разговора также выяснилось, что Ростислав кроме всего занимается и подготовкой к изданию каталога своих работ. Можно догадаться, каких усилий требует подобный объем работ.
- Что для художника значит его тема?
- Тема - это 99% моей профессии, я постоянно стараюсь найти для себя нечто новое и яркое. И значимой тема может быть лишь когда она взаимно интересна зрителю и самому себе. Ведь мы взаимно подпитываем друг друга. Любой художник не существует без зрителя. Даже провокационный мотив - искусство, когда он побуждает к жизни. Именно в этом - главная задача любого искусства, в частности, и изобразительного.
- У Вас на картинах есть повторяющееся изображение символичной движущейся спирали. Она изображена, как по часовой стрелке, так и против. К чему отсылают эти знаки на Ваших картинах?
- Спираль - закрученная по часовой и против часовой стрелки говорит либо о прогрессивном движении к развитии, либо о регрессе. Еще на древних петроглифах мы видим такие изображения. Возрождение и уход в небытие - это всегда где-то рядом. Человеческая цивилизация неоднократно знала - как свой апогей, так разрушение (Атлантида). Еще в древнейших петроглифах встречаются такие изображения, рассказывающие об этих двух противоположных движениях. Именно о таких вехах бытия тоже вторю в своих работах.
- Тематика последних лет отмечена присутствием в них науки: философии, математики, физика всего сущего - осмысление мироздания, цивилизации, мировой культуры, места человека в ней. Глобально. Откуда появилось подобное научное тяготение?
- Это произошло благодаря посещению Большого адронного коллайдера. Находясь там, невозможно было не начать размышлять над главными темами их исследований: «Теорией Большого взрыва» и сотворения Вселенной, над кварк-глюонной плазмой - прародительницей всего сущего, которая, затвердев после первородного взрыва, создала несметное количество планет, систем и галактик… над тем - возможно ли появление машины времени и о многом другом, в чем непременная заслуга принадлежит науке.
В формате данной статьи трудно осуществить раскрытие темы о Большом адронном коллайдере. Для формирования более верного представления предлагаем читателю адрес ссылки в сети интернет: https://svopi.ru/ot_avtora/120060 ©
Под влиянием особого отношения к науке появилась и работа: «Григо́рий Я́ковлевич Перельма́н - российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре».
Она гласит о том, что каждый пластичный (это определяющее слово) объект может приобрести сферическую и шарообразную форму (заметим, что шар является самой совершенной геометрической фигурой, так как именно в нем - более всего осей симметрии), также - что именно из схожих геометрических объектов - легче создать подобие.
Значительно упростив, воспользуемся знакомой мудростью: «Подобное - притягивает подобное».
От того и продолжает рождать Земля Российская многие таланты, а энергия «Большого взрыва» так экспрессивно движет в крови молодого художника, нашего земляка: подобное притягивает подобное! Как сказал в одной из своих выпусков программы «Новая Россия» блогер Юрий Дудь - самый популярный на сегодня журналист: «Уже сейчас в России есть музыканты, актеры, режиссеры, клипмейкеры, дизайнеры, художники, которые все делают классно здесь, которые или уже востребованы за границей, или имеют на это все шансы в будущем. У нас в стране есть проблемы, но это не повод грустить, а повод - работать, с еще большими усилиями. Именно это выведет наших талантливых молодых на самую вершину».
Светлана ПАРАМОНОВА
Создано: 23.08.2018 09:18