Проблемы ЖКХ: еще одна грань. «Майдан» на улице Энгельса
Привет из прошлого
Недавно самым неожиданным образом мне аукнулись прежние многочисленные публикации, в которых я на протяжении нескольких лет писал о болезненном вхождении «Великолукской жилищно-коммунальной управляющей компании» на городской рынок услуг ЖКХ.
О них напомнила мне случайная собеседница, не пожелавшая представиться.
Разговор, если его можно так назвать, был не из приятных. Скорее, это был обличительный монолог. Суть его, если коротко, состояла в сообщении, что дом №19 по улице Энгельса выразил недоверие «ВЖКУК» (я так для краткости буду называть компанию) и вернулся под управление «Южного микрорайона». Следом полилось содержимое «бочки арестантов». Выходило, что я в лучшем случае сильно заблуждался на счет пропагандируемой организации. Хотя в ее глазах читался другой ответ: продался, мол, братец, не пора ли покаяться?!
Времени с выхода последней публикации минуло немало, около двух лет. Но та история свежа в памяти. Особое внимание редакции газеты было вызвано тогда мощным, хорошо организованным противодействием конкурентов - бывших МУПов, сменивших во время проведения реформы свои вывески, но сохранивших старые ненавистные людям привычки. Не жаловали новичка и ресурсообеспечивающие организации, почувствовавшие уже на первых шагах жесткую требовательность в отстаивании интересов простых жителей города. Все они, будто сговорившись, и устроили ему гонку с препятствиями.
Сталкиваться с подобным, даже не особо маскируемым, гонением мне прежде не приходилось. Не приходилось видеть и стойкость, проявляемую командой Сергея Белогубцева. Причем, новичок, зная себе цену и успешно огрызаясь в судах, вбирал в свою орбиту все новые и новые многоквартирные дома, обитатели которых доверяли «ВЖКУК» свою судьбу. Случайно ли это, что собственники квартир плевать хотели на усиленно распространяемые зловредные слухи о «ВЖКУК», что со смехом воспринимали регулярно публикуемые в официальных печатных органах статьи, восхвалявшие профессионализм и добросовестную работу объединившихся в ассоциацию ее противников. Великолучане тогда продемонстрировали приверженность звучавшему в ту пору в городе призыву: мы верим делам. Вот об этом и был тогда мой рассказ. Цель была простой и ясной: показать реальное положение дел и попытаться повлиять с помощью печатного слова на тех, кто плевать хотел на законы.
Понятно, что наш разговор закончился ничем. Мои доводы отвергались с лету. Главным для моей собеседницы было ткнуть носом «писаку» - жители дома №19 ушли!
Сказать, что поверил всему сказанному, не могу. Но сомнения она зародила. Увы, в жизни не редки случаи, когда хорошо начинавшие фирмы плохо кончали. Честно говоря, после этого разговора не знал, что и делать. Идти пенсионеру, не представляющему никакой орган печати, в «ВЖКУК» за разъяснениями было неудобно. Но случай все разрешил лучшим образом. Пересеклись у нас в городе с Белогубцевым пути. И я не упустил возможности выложить ему все услышанное.
Реакция Сергея Григорьевича была привычной. Он, как всегда, не стал разводить турусы на колесах, а предложил познакомиться с документами, которые лучше его объяснений помогут понять что к чему. Вскоре солидная пачка деловых бумаг, накопившихся в ходе конфликтной ситуации, была в моем распоряжении. Изучение ее и раскрыло глаза на происходящее и только добавило уверенности в своей правоте.
Благотворители из «ВЖКУК»
Грехов инициативная группа собственников жилья, объявившая войну управляющей компании, насобирала немереное количество. Окажись хотя бы половина сведений, направленных ею в городскую прокуратуру и Государственный комитет Псковской области по строительству и жилищному надзору, достоверной, пришлось бы многим сушить сухари и собираться в дорогу дальнюю. А уж о сохранении лицензии на право оказывать жилищно-коммунальные услуги населению и речи не могло бы идти. Да на месте управляющей компании камня на камне не осталось бы, если бы в жалобах содержалась хотя бы полуправда. А фирма благополучно живет и действует поныне. Правда, лишившись одного из взбунтовавшихся домов.
Но вернемся к началу печально знаменитых событий. К концу 2015 года. В то время руководство «ВЖКУК» обратилось к собственникам жилья с предложением об увеличении тарифа на содержание и ремонт дома на полтора рубля. Известие, что там говорить, восторгов у людей не могло вызвать. Да их никто и не ждал. Просто народ вынужден был принять суровую необходимость увеличения платы.
Но не все на это оказались готовы. Четверо собственников жилья расценили, что подобные действия незаконны и объявили войну управляющей компании. Они не стали «мелочиться» требованием проверки правомерности увеличения тарифа и экономической обоснованности его, что было бы логично в той ситуации, а, собрав кучу дерьма, обвинили руководство компании во всех смертных грехах. И такие они, и сякие: деньги гребут миллионами, а работы не видно. В доказательство своей правоты квартет присовокупил «анализ и описание по годам от 2011 по 2015-й всех событий с финансовыми правонарушениями Белогубцева С.Г.»
Не стану дальше цитировать содержание пространных жалоб четверки недовольных в компетентные органы. И даже не из экономии места и времени читателей, а оттого, что проверки уже подтвердили вздорность всех обвинений,
Очень любопытен в этом отношении акт проверки инспекции государственного жилищного надзора по Псковской области. Этот сухой, лишенный каких-либо эмоций документ дышит невысказанным гневом против недовольных людей, устроивших бузу. Содержащийся в акте анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за весь период нахождения дома №19 фактически говорил, что жалобщики несли вздор.
Специалисты инспекции четко разложили все по полочкам и сделали вывод, что администрация ООО «ВЖКУК» все эти годы действовала в строгом соответствии с нормами, заложенными в Жилищном кодексе РФ. В том числе при введении новой ставки платы за содержание и ремонт жилого фонда на 2016 год. Наши жалобщики квалифицировали этот шаг как «незаконный». А на деле размер ее был определен постановлением администрации города для всех домов, собственники которых не установили размер платы на общем собрании. Администрация города уведомила управляющую компанию, что эта норма распространяется и на дом №19 по улице Энгельса.
И от обвинений управляющей компании в том, что она гребет деньги лопатой, но ничего не делает, камня на камне не осталось. В акте были приведены убедительные доказательства абсолютной беспочвенности и этого заявления. Анализ, сделанный специалистами надзорного органа, оказался диаметрально противоположным мнению протестующих собственников, которые выставили коммунальщиков в качестве вконец потерявших совесть рвачей.
А в акте «нарисован» портрет благотворителей, озабоченных не шкурными интересами, а думающих исключительно о проблемах бытия своих подопечных. Прочитав эти строки, читатель, наверняка, саркастически усмехнется: «Эко, хватил! Да в ЖКХ кругом жулики и ворье!» Спорить не стану - повидал на газетном веку всякого. Но сейчас, опираясь на выводы авторитетного органа, могу говорить смело.
Итак. Что мы в нем находим? Во-первых, описание печального состояния дома, в котором жители пришли в «ВЖКУК». Полный букет проблем. Текущая крыша, поток жалоб на холод в квартирах и на отсутствие горячей воды. Именно ими пестрил журнал заявок. На такие «мелочи», как нуждающиеся в срочном ремонте межпанельные швы, грозящие обвалиться козырьки над подъездами, замызганность стен в подъездах и на лестничных клетках, люди даже не жаловались. Мелочи жизни.
Вот такое наследство досталось Белогубцеву. Как говорится, латать - не за что хватать. А хватать нужно было незамедлительно. Уже на первых порах пришлось браться за ремонт крылец, так как один из жильцов получил травму на пороге своего дома. Текущие ремонты кровли, теплового узла превратились в бездонную бочку, куда уходили все собираемые деньги. Но закон строг. Он требует от управляющих компаний «выполнять все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги, независимо оттого, приняло ли общее собрание собственников жилья решение об установлении экономически обоснованных ставок на оплату», даже если собственники не желают тратиться. На какие, спрашивается, шиши? Закон на этот счет молчит. А люди требуют: подай тепло в квартиру, дай горячую, а не тепленькую водицу. А когда вода с потолка за шиворот течет, то и за горло берут. Тут закон на их стороне.
Дилемма! Потратив пару лет на бесплодные уговоры, руководители «ВЖКУК» вынуждены были прекратить выбрасывать деньги на ветер, на текущие ремонты, а взяться за дело всерьез. В надежде, что собственники, увидев реальную заботу об их благополучии, поймут, что за комфорт необходимо платить. Капитально была отремонтирована кровля дома. С протечками было покончено. Произведена была замена теплового узла, который находился в эксплуатации 18 лет, тогда как срок его полезного использования составляет десять лет. Управляющая компания произвела установку счетчика учета потребления домом тепловой энергии.
Итог этой работы, свидетельствует акт проверки, таков. Все эти работы были произведены в строгом соответствии с установленными правилами и с высоким качеством. Об этом говорит журнал за-явок, из которого начисто исчезли жалобы жильцов. Но управляющая компания при этом понесла убыток в размере около полутора миллионов рублей. Причину этого специалисты жилнадзора видят в нежелании собственников жилья пойти на установление экономически обоснованных ставок платы за содержание и ремонт общего имущества.
И что вы скажете на это? По-моему, чистой воды благотворительность! А все, что нагородили в своих жалобах члены инициативной группы, затеявшие на полгода бузу, - пустые наговоры, а не поиск истины.
Назло теще отморожу себе уши
В начале статьи я сказал, что жалобы ушли в два адреса, но сфокусировал все внимание на ответе из инспекции жилнадзора, которая заняла сторону «ВЖКУК». А какова позиция прокуратуры, спросите вы. Вопрос интересный.
В конце концов и она склонилась к тому, что жалоба была безосновательной. Но конца ждать пришлось полгода. В мае 2016 года прокуратура, явно, приняла все изложенное в жалобе за чистую монету и инициировала проведение силами отдела по экономической безопасности и противодействию коррупции документальное исследование. Срок на эту работу был отведен немалый - пять месяцев. Началась она с решительных действий в духе «маски-шоу». Хорошо еще, без ОМОНа проходили «осмотр места происшествия» и изъятие компьютерной базы компании. Возражение руководителя против изъятия жесткого диска, на котором содержалась информация о деятельности всей организации, а не конкретного дома, который подвергнут проверке, предложение предоставить полную информацию на бумажных носителях сотрудниками полиции были восприняты как препятствование их работе, что и было зафиксировано в протоколе. Информация об этом оперативно ушла в прокуратуру.
Замах был рублевый. А на деле? Через две недели оперативный уполномоченный принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Можно сказать, что она почти одновременно с инспекцией жилищного надзора пришла к выводу о добропорядочности С.Г. Белогубцева. Впоследствии дело пересматривалось неоднократно, но результат - нет криминала. Не один месяц был убит попусту. Но запланированные на самом старте этой эпопеи сроки исследования (я бы сказал, возни на пустом месте) были выдержаны.
И эта возня была сущим подарком для инициативной группы недовольных, затеявших «майдан» на Энгельса, мотором которой явно была Тамара Аверьянова. Она не зря в городе, не только среди соседей, числилась знатоком жилищного законодательства. Сама многие годы варилась в «жилищно-комммунальном котле», дойдя до должности директора городского аварийно-ремонтного участка, без которого ни один МУП и чихнуть не мог. Знала все ходы и выходы в высокие кабинеты, откуда и какие ветры дуют. Так что к ее голосу прислушиваются многие.
Интересно, что произойдет с ее авторитетом после того, как подписанный ею (а скорее всего подготовленный) документ на поверку был признан наветом. Не будь в составе «квартета» Тамары Анатольевны, к жалобам можно было бы отнестись снисходительно: не разобрались люди, не очень знакомые с законодательством, и погорячились. Но уж ей-то, зубы съевшей на работе, не знать элементарные нормы введения ставок оплаты за содержание жилья непростительно. А именно с этого начался «поход» на «ВЖКУК». Чудовищно выглядят и обвинения типа «миллион собрали с доверчивых и ничего не сделали». С ее-то опытом не разобраться, сколь много изменилось в доме к лучшему и во что весь этот объем работ обошелся управляющей компании. В ежегодных отчетах, регулярно предоставляемых жильцам, могла не запутаться разве что какая-нибудь малограмотная старушка.
Так что здесь, явно, просматривается сознательный обвинительный подход, целью которого была дискредитация руководства управляющей компании. С жалобы начался «майдан» на Энгельса. И тут инициаторам на руку сработало затягивание проведения «исследования». Причина проволочек, сообщали инициаторы общественности, в том, что «Белогубцев неохотно сотрудничает с дознавательными органами, на прямые вопросы отвечает уклончиво, с иронией, не показывает полностью хозяйственную деятельность компании». И т.д. и т.п. Словом, «работа» продолжалась активно по всем направлениям. Правоохранителей письмами до конца года предупреждали, что в случае чего будут выходить на губернатора и Государственную жилищную инспекцию РФ. А своим соседям в красках рассказывали о безобразиях, творимых руководством «ВЖКУК».
Талантливо работали и довели «градус» недовольства до кипения. Дом, как Украина, сменил управляющую компанию.
Ребята, давайте жить дружно!
В конце материала следует дать слово самому Сергею Григорьевичу.
- Ушел дом от нас. Это право собственников жилья. Обидно, досадно, но ладно. Сделано нами в доме №19 очень много. И сами видели, что даже проверяющие воздали нам должное. Могу только высказать признательность за оценку. Хотя от правоохранительных органов хотелось бы слышать и извинения за свои действия. По крайней мере, нам не стыдно за свою работу.
Но закончить разговор я хотел бы не этим, а призывом к собственникам жилья, с которыми мы работаем: «Ребята, давайте жить дружно!» Я не клоню к тому, чтобы нам в рот заглядывали, чтобы всякий раз и во всем послушно кивали нам головой. Нет, каждый человек имеет право и жалобу на нас настрочить, вплоть до президента, если мы это заслужили. Хотя правильнее будет на месте спокойно разобраться что к чему. И мы, бывает, ошибаемся, признательны будем за подсказку, за добрый совет. Милости просим к себе с любой проблемой. Уверен, нерешаемых нет.
И вообще в цене у нас люди, умеющие требовать свое. Не из горла рвать, а требовать. Среди них особо хочу выделить Генриетту Михайловну Сенченко, старшую по дому №23 корп.1 по проспекту Гагарина. Да она, если что-то сделано не так, как надо, душу вытрясет, в любую дырку нос сунет, каждый рубль сосчитает. Не из вредности, а из желания сделать свой дом лучше. Благословен тот дом, в котором собственники очень ответственно подходят к выбору своих старших. Приятно, пусть и хлопотно иметь дело с жителями дома №23 кор.1. Здесь подобрался хороший костяк людей, болеющих за коллективное имущество. Они не только способны потребовать от нас, но и часто сами выступают инициаторами проведения каких-то серьезных работ, при этом сами участвуют в них. От управляющей компании в таких случаях они требуют выделения нужной техники.
Не просто, но по-деловому решаются и самые болезненные вопросы - финансовые. Платить лишнее никому не хочется, но настоящий собственник понимает, что кашу из топора не сваришь. Сказочный рецепт ее по сказочке известен - кого-то объегорить. Хотя бы так, как это сделали на Энгельса. Привели за наш счет в порядок дом, убежали от нас, сохранив в своих карманах около полутора миллионов рублей. Не хочу быть оракулом, но давно замечено: что легко приходит, то быстро исчезает. И в названных мною домах народ, как везде, не из богатых, не в восторге от роста ставок. Но у них есть понимание, что сделать хоть что-то из ничего невозможно. Потому хоть и ежатся, но соглашаются, составляя программу ремонтов на очередной год. И находят нужные слова, чтобы убедить своих соседей. То есть проблема номер один - создание слоя настоящих собственников жилья, понимающих, что никто кроме них не создаст уют в своем доме. Тут и вашему брату, журналистам, работы край непочатый. Только пока эта тема лишь в нашей профессиональной прессе дебатируется.
Есть у нашего брата, коммунальщика, серьезные вопросы и к власть имущим всех уровней. Реформы начали, но они с изъянами. Вспомним, какое недовольство у населения вызвала оплата затрат на общедомовые услуги. Сейчас сменили систему, но фактически повесили их на управляющие компании. А из чего нам оплачивать их, ведь у нас кроме платы за содержание и ремонт общедомового имущества иных доходов нет. Опять что-то недодумали. И никто, вводя новые нормы, с коммунальщиками не посоветовался, никто не спешит поставить вопрос перед законотворцами, хотя речь идет об отрасли, которая обеспечивает комфортную жизнь народа.
И напоследок пару слов о правоохранителях. В результате мы второй раз попали под каток правоохранительной системы. И в обоих случаях в итоге изматывающих проверок выяснялось, что претензий к нам не могло возникнуть. Может, хватит верить в наветы? А кроме того, может, вспомнить старинную поговорку: «Доносчику первый кнут». Тогда и охотников писать откровенные кляузы поубавится.
Требовательность ко всем организациям, входящим в систему ЖКХ, необходима. Без нее не будет ответственности. Мы к этому готовы.
Н.В. Беляев
Создано: 14.06.2018 09:42