АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Забытые топонимы

Важная и увлекательная наука ТОПОНИМИКА (от греческого «топос» - место и «онима» - имя) изучает имена собственные, названия любых географических объектов: рек, озер, гор, островов, городов, деревень, улиц, площадей и т.п. Одни топонимы древние, насчитывающие сотни и тысячи лет, другие появились совсем недавно. Не все из них выдерживают испытание временем, забываются и заменяются новыми. В данной публикации речь и пойдет о таких исчезнувших или постепенно исчезающих названиях в нашем городе, которые еще помнят старожилы, но которые уже почти неизвестны

БОГДАНОВСКОЕ («Богом данное») - имение, находившееся за железнодорожной линией, напротив Казанского кладбища, принадлежало помещикам Ратмановым (возле Казанской церкви и поныне сохранились захоронения этого дворянского рода). Возможно, эти земли были пожалованы их первым владельцам «за государеву службу» (отсюда и название). Имение было разорено после революции, а живописный старинный парк погиб во время войны.
БРУСЛЯЕВСКИЕ ДОМА. В конце XIX века немец - инженер М.И. Бреслауэр («переделанный великолучанами в Брусляева) построил за пределами тогдашней городской черты кирпичный завод (позднее «1-й кирпичный»). Бреслауэру принадлежал также ряд деревянных двухэтажных домов, которые предприниматель сдавал внаем (находились возле слияния нынешних улиц Малышева, Матвея Кузьмина и Новоселенинской, на месте школы-интерната N 5 на проспекте Гагарина и др.). После революции здания были национализированы, но по привычке продолжали именоваться «брусляевскими». Все они сгорели во время боев за город.
БУТЫРКИ. Так с давних времен называлась территория нынешнего Больничного городка. По одной версии, данное слово означает жилище, стоящее отдельно от общего поселения, на отшибе. По другой, при Петре Первом здесь размещался Бутырский пехотный полк. До середины XIX века Больничная улица именовалась Бутырской.
ВЕДЕНЩИНА, или ВОСЬМОЙ ГОРОДОК. Первоначальное название, очевидно, произошло от большой Введенской горы, в дальнейшем частично срытой, на которой находилось Введенское кладбище с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (сейчас на этом месте девятиэтажный жилой дом на улице Ботвина).
Это была северо-восточная окраина Великих Лук, включавшая в себя часть современных улиц Гастелло, Холмской, Ботвина, Полиграфистов, Половской, Сопецкой и 3-й Ударной Армии.
Во второй половине 1930-х годов в Веденщине были размещены артиллерийский полк и полк авиации дальнего действия, самолеты которого базировались на великолукском аэродроме. И данная территория стала именоваться 8-м военным городком, или просто восьмым городком. На улице Гастелло (бывшей Кукинской) уцелел в перестроенном виде дом, в котором жили семьи комсостава воинских, частей, в том числе и Герой Советского Союза капитан Николай Гастелло.
ЗОЛОТКОВО и КАРЦЕВО. Эти небольшие имения Великолукского уезда (Великие Луки до революции заканчивались улицей Коломенской (Винатовского) и Ямской (Зверева) принадлежали помещикам Золоткову и Карцеву. Кто они были такие, еще предстоит выяснить краеведам. Топонимы оказались «живучее» и самих поместий, от которых не осталось и следа, и их владельцев. Кстати, Золоткову принадлежало еще одно имение, с таким же названием, по старой дороге на Новосокольники, где сохранилась аллея усадебного парка.
КРАСНАЯ ЛУКА. В XVII-XIX веках - район города, расположенный на левом берегу Ловати, севернее теперешней площади Юбилейной, относившийся к Казачьей слободе. Красная, значит красивая, а лука - излучина, изгиб р. Ловать.
КУЛЕВО БОЛОТО. Эта внушительная низменность, оставшаяся от древнего озера, получившая название от болотных птиц - куликов, ныне значительно уменьшилась, так как на ней в конце XX века вырос новый микрорайон «Северный», в обиходе «Дружба».
НИЗЫ. Нижнее течение Ловати в районе Сергиевской слободы и д. Рыконово. И до революции, и сейчас великолукские рыбаки любили в этих местах «стябать» (на местном диалекте - ловить) уклею.
ПОГОЛКА. Маленькое пригородное имение купцов Овчинниковых. В роще на Поголке на берегу р. Лазавицы в начале XX века любили собираться великолукские революционеры. Во время войны располагался госпиталь. Умерших в нем от ран солдат и офицеров хоронили здесь же. В конце 1940-х годов исполком гор-совета принимает решение об открытии на Поголке единого воинского братского кладбища и переносе сюда останков советских воинов и мирных жителей, погибших в годы оккупации, из всех одиночных и братских могил, находящихся на территории Великих Лук. Братское кладбище существует и поныне.
САМАРА. К городу на Волге название поселка, в 1920-х годах вошедшего в черту Великих Лук, никакого отношения не имеет. Деревня, располагавшаяся в этом месте прежде, именовалась Жаморы (Заморы), то есть очень бедная, изнуренная голодом. В обиходе Жаморы со временем превратились в Самары.
СЛОБОДЫ. Так назывались районы города, жители которых жили обособленно и были связаны между собой какими- то общими интересами: родом занятий, сословной принадлежностью... По данным историка А. Юрасова, в Великих Луках в XVII веке было девять слобод: Стрелецкие, Казачьи, Пушкарская, Ямская и другие. Со временем слободы заселялись обычными горожанами. На начало XX века в Луках имелось 4 слободы: Сергиевская, относящаяся к Троице-Сергиевскому монастырю (сохранившая и сейчас свое название), Новая (о ней напоминает Новослободская набережная), а также Успенская (за р. Коломенкой) и Кошачья (восточнее ул. Зверева), уже забытые.
СПЛАВ. Вплоть до 1960-х гг. по Ловати сплавляли лес и штабеля бревен для лесопильного завода великолукского купца В.А. Вязьменского, а после революции для лесоперерабатывающего завода «Пролетарий», складывали на левом берегу реки перед Богдановским железнодорожным мостом. Это и был сплав. В память о нем в Великих Луках существовала улица Сплавная, но затем ее переименовали в Маршала Жукова. Остался Сплавной проезд.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ САД, или «сад 14-го участка». Сразу за р. Лазавицей по правой стороне Торопецкого шоссе (ныне - проспект Гагарина) находился большой, живописный тенистый сад, тянувшийся чуть ли не до самого депо, - любимое место отдыха тех, кто жил в районе железнодорожного узла. В саду имелись летний и зимний театры, кинотеатр, эстрада для танцев, павильоны. Рядом с ним был храм. Во имя преподобного Нила Столобенского, после революции превращенный в Дом пионеров для ребятишек железнодорожников. Четырнадцатый сад исчез еще до войны, во время реконструкции железнодорожного узла. Сейчас это место застроено жилыми домами.
ШАВАРДА. На левом берегу Ловати за современной плотиной почти до войны находился лучший в Великих Луках пляж - излюбленное место купания горожан. Здесь же стоял пивоваренный завод купца Э.И. Шаварды. Он был закрыт в 1914 году, после начала Первой мировой войны и введения «сухого закона». Но место это еще долго продолжало называться Шавардой. Что касается самого Эдуарда Иосифовича, то в 1920-е годы он уехал в Ленинград и работал главным инженером на пивзаводе «Красная Бавария». Умер Э.И. Шаварда во время блокады.
Таков далеко не полный перечень великолукских топонимов. Может быть, кто-нибудь из старых великолучан поделится еще своими воспоминаниями по этой теме.

В. Орлов. «Путешествие в прошлое. Великие Луки»

Создано: 18.04.2018 09:40

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить