АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Кокошина Лукерья Матвеевна

 

Каждый человек несет в себе отголосок своего времени, поколения, в нем просматривается эпоха. Анализируя жизнь другого человека, видишь, как из его поступков формируется время его поколения. Множество современных проблем можно было бы решить, если бы мы внимательно относились к нашему прошлому, к нашим предкам. 

Я описываю вкратце жизнь моей бабушки, так как она являлась типичным представителем той крестьянской России, того поколения, к сожалению, уже ушедшего от нас. Внимательно изучаю их черты: стойкость, непоколебимость, верность долгу, несгибаемая воля к победе и безграничная вера в Бога. Это те качества, которые необходимы всем для достижения целей в жизни. Она была в жизни моей тем человеком, который посеял в мою душу одним из первых зерна духовности. С ее рассказов и поступков начинался мой осознанный путь к Свету.
Кокошина Лукерья Матвеевна родилась в одной из многочисленных небольших деревень Вологодской области. Деревня называлась Вялье. Семья бабушки состояла из четырех человек: она, брат, отец, мачеха. Мать бабушки Аксинья умерла, когда бабушке было всего два годика. Аксинья простудилась, выпив после бани холодного молока, затем заболев воспалением легких. Отца бабушки звали Матвей, работал он лоцманом на реке в деревне. В то время реки в основном были полноводные, хоть и сплавляли по ним лес. О реках заботились, леса не вырубали, болота не осушали. Сейчас почти у каждого сельского жителя бензопила, а раньше лучевка была не в каждой семье. Разве много ей спилишь? Конечно, главное - любили и берегли природу.
Отец любил дочку Лушу. Девочка росла волевая, если решит что-то сделать. обязательно доведет это дело до конца. Мачеху бабушка не любила. «Готовила мачеха отлично, прислуживала еще у господ в Петербурге», - вспоминала о ней бабушка. Луша окончила три класса с отличием, но отец учиться дальше в район не пустил. «Корову пасти, хозяйством заниматься образования хватит», - сказал отец. Всю жизнь за это потом обижалась Луша на отца.
Семья бабушки была верующая, как большинство тогда семей на Руси. Был молитвенник, отпечатанный на старославянском языке, выпущенный еще в начале века, икона Глеба и Бориса, передаваемая из поколения в поколение, бабушке передала ее бабушка Ростислава.
Когда бабушке исполнилось 17 лет, она решила идти работать на стекольный завод, который недавно открылся в близлежащей деревне. Чтобы взяли на работу на завод, она прибавила себе год, когда подавала заявление. Работа была тяжелая, необходимо было распиливать бревна вручную на доски. На завод стали наниматься на работу многие парни и девушки из близлежащих деревень. Лукерью постоянно сватали. Она была красивая, стройная девушка с большой русой косой. «Девка я была видная, на меня все парни смотрели», - говорила о себе бабушка. Раньше были народные праздники, гулянья, водили хороводы, плясали, выбирали парни из девушек будущих жен. Молодежь была скромная. Бабушка много лет назад у меня развеяла миф о русском пьянстве. Она говорила: «До 50-х годов прошлого столетия я очень мало видела пьяных в деревне. Люди почти не пили, водки не было, самогона тоже, варили медовуху, пить особо некогда, все работали, да и Бога боялись». На одной из посиделок и познакомились Лукерья и Георгий. Когда образовывался колхоз, бабушка регистрировалась с дедушкой. Чтобы не забрали в колхоз корову, бабушка оставила свою фамилию. Так всю жизнь она и прожила Кокошиной.
«Бабушка, а что ты остановила свой взгляд на дедушке?» - спрашивал я. «Он был лучшим гармонистом в деревне», - отвечала она. «А как вы жили?» - не унимался я. «Хорошо, Георгий говорил, если я буду обижать жену, она на меня будет смотреть медведем», - рассказывала про мужа бабушка. Молодой семье необходимо было где-то жить, и Георгий со своим отцом Михаилом срубил дом. Говорил Георгий, что этот дом временный, потом срубит новый. Этот временный дом простоял уже 80 лет и простоит еще столько. Так умели раньше рубить дома. Ведь заготавливали лес для дома только в определенные дни и рубили специальным инструментом. В этот дом и переехал Георгий с молодой женой.
Мой прадед Михаил был человеком удивительной судьбы. Он сражался за Порт-Артур в русско-японскую войну, был тяжело ранен в голову и попал в плен к японцам. Был матросом русского флота. Служил на броненосце «Цесаревич». В плену 5 лет тянул баржи в Японии. Затем был отпущен и сам на кораблях, потом пешком по всей России добирался домой в деревню более года. Рост Михаила был два метра четыре сантиметра. Когда была драка в деревне, Михаил брал скамейку и ходил с ней по деревне. Впоследствии в той деревне, где жил Михаил, никто не дрался. Михаил до войны был председателем колхоза. Пережил своих сыновей, они погибли в войну, умер в возрасте 98 лет.
Жили Георгий и Лукерья до финской войны счастливо. Георгий был первым шофером в деревне, а всего до войны было три машины. У него был лучший друг Иван, тоже шофер. Иван также погибнет в Великую Отечественную войну 25 апреля 1945 года. Никогда не узнают Георгий и Иван, что их дети Алина и Николай поженятся и про-живут вместе 50 лет, родят им внуков Александра, Алексея, внучку Наталью, моих двоюродных братьев и сестру.
Бабушка родит мужу трех дочерей - Галину, Алину, Валентину. Галина - это моя мама. Когда Георгий уходил на фронт, бабушка зашила ему молитву, которую ей передал Михаил, он с этой молитвой пережил японский плен. Воевал Георгий на войне с Финляндией шофером. Провоевал полтора года, вернулся живым и здоровым. Только вернулся и опять новая война. Сидит Георгий, бреется перед зеркалом. Подул ветер, и зеркало упало и вдребезги разбилось. «Не вернуться мне с этой войны, Луша, разобьют меня, как это зеркало», - сказал он. «Ты что говоришь?» - возмутилась бабушка. Так и случилось, как говорил дедушка, его машину прямым попаданием разбомбил фашистский бомбардировщик 2 сентября 1942 года на Дороге жизни под Войбоковало. Перед смертью дедушка пишет письмо с фронта: «Луша, меня, наверное, скоро убьют, при смене белья потерял рубашку с молитвой, которая спасла отца в японскую войну, меня в финскую». Осталась бабушка одна с тремя маленькими дочками.
Так бабушке было тяжело и горестно, что один раз в жизни она решила покончить со всем, - затопила печь и рано закрыла заслонку. Моя мама проснулась и говорит: «Мама, что-то дымом пахнет?». Этот случай произошел после смерти младшей дочери Валентины. Бабушка все работает, оставит еды, чтобы Галина и Аля покормили днем Валентину, а они сами есть хотят, съедят. Придет бабушка с работы, покормит всех девочек, а Валя самая маленькая и слабенькая. Простудилась осенью Валя и умерла, врачи не спасли, сказали, что слабый организм. Вот после всех этих событий и приснился бабушке Николай Угодник, который посоветовал переписать и всегда носить с собой Воскресную молитву.
Во время Великой Отечественной войны бабушка работала сначала грузчиком, потом охраняла банк. В войну было очень голодно, но сама природа помогала людям. Выросло много грибов и ягод. За лето 1941-1942 годов бабушка насушила два картофельных мешка грибов. Все в деревни выживали, как могли, на огородах ни одной травинки, все растут овощи и фрукты. Необходимо было, в первую очередь, помогать фронту. Большинство овощей с огорода отдавали государству на нужды фронта, поэтому в основном ели мох, лечебные лесные травы. Еще в войну очень помогло козье молоко.
Когда закончилась война, пошла бабушка работать дезинфектором. Работа ответственная. Всегда работала с различными ядами. Также, чтобы помочь дочкам, которые уже учились, сдавала для проживания комнату в доме. Бывало одновременно в доме проживало до восьми человек. Бабушка вставала в 4 утра, стирала жильцам белье, топила печь, готовила завтрак и уходила на работу. Приходила с работы, готовила ужин, убиралась в доме и поздно ложилась спать. Выходных и отпусков бабушка до пенсии не знала. Ушла с работы в 75 лет. Замуж она так больше не вышла, оказалась однолюбкой, всю жизнь любила только своего Георгия. Никаких романов и любовных историй после гибели дедушки в ее жизни не было.
Однажды решила бабушка убрать временно икону Глеба и Бориса в чулан, иконе необходима была реставрация, а денег на нее не было. Отнесла бабушка икону в чулан. Ночью слышит голоса в чулане. Там говорят: «Вот, как она с нами поступила, мы ее всю жизнь охраняем и бережем». Испугалась бабушка, заняла деньги и отнесла икону на реставрацию.
Сколько я помню бабушку, она всегда на ногах, двигает ухватами. Из печи пахнет свежими пирогами или картошкой. Печка у бабушки была большая. Эту печку сложил финн, которого привез с собою с войны дедушка. Печка так и называлась - финская. Она похожа на русскую печь, тоже с большой лежанкой. Прослужила эта печь более 70 лет, практически без ремонта. Спала бабушка мало - 4-5 часов. Никогда не было в ее доме газовых плит, холодильника, стиральной машины, телевизора, одно радио. Всю их работу выполняли руки бабушки, они были при деле с утра до позднего вечера. Бабушка была добрая, если появлялись деньги, она отдавала их внукам, которых у нее было шесть человек. Дожила бабушка до 90 лет. Умерла на руках внучки, как вздохнула.. «В память вечную будет праведник…»

Василий Зиновьев

Создано: 29.08.2017 10:48

Комментарии  

 
+5 #2 василий 01.10.2017 20:46
Спасибо, интересно написано.
 
 
-1 #1 Оля-ля 04.09.2017 15:58
Похвально уважение внука бабушки. Но в этом же номере статья "Великолукские поисковики нашли останки 79 советских воинов". Представлены фотографии поисковика на фоне черепа. Это воспринимается как глумление над памятью освободителей мира от фашизма.Такие фотографии просто недопустимы в прессе. А бескорыстие поисковиков внушает большое сомнение, так как "черные копатели" открыто охотятся за медалями.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить