Оплата за ЖКУ: что необходимо знать и помнить
Единый расчетно-кассовый центр постоянно совершенствует систему своих услуг, чтобы великолучанам было удобно платить по приходящим к ним квитанциям, а это, в свою очередь, увеличило бы процент сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги в целом по городу.
В главном офисе ЕРКЦ, расположенном на улице Зверева, д. 25/26, работают три кассы, причем без обеда, лишь с 15-минутными перерывами по графику.
Главный офис в субботу и воскресенье работает с 9 до 16 часов. При этом в выходные дни там открыты не только кассы, но есть и дежурный бухгалтер, к которому жители города могут обратиться со своими вопросами, касающимися начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги, а также с просьбой распечатать квитанцию. В рабочие дни дежурный бухгалтер находится в главном офисе до 19 часов.
Кроме центрального офиса ЕРКЦ, в Великих Луках действуют еще 9 пунктов приема платежей, которые - для удобства населения - расположены в различных частях города, в том числе, в промышленных районах, чтобы великолучане могли внести платеж, к примеру, в обеденный перерыв. Последние три года такие пункты действуют и в зданиях городских бань. Причем касса в бане «Заречная» открыта и по субботам.
Не выходя их дома
Великолучане уже знают, что при оплате жилищно-коммунальных услуг в пунктах приема ЕРКЦ, впрочем, как и в других местах, взимается кассовый сбор. В соответствии с федеральным законом от 03.06.2009г №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ЕРКЦ осуществляет свою деятельность как платежный агент. «Законодательство, существующее в этой области, создает возможность населению самому сделать выбор, где удобнее вносить платежи, - говорит директор ЕРКЦ Е.В. Берестова. - Возможно, выбор падет на организацию, которая находится ближе к дому, или где-то внесение платежа будет стоить дешевле, то есть кассовый сбор за каждую квитанцию будет меньше. Может быть, комуто удобнее осуществить оплату через Интернет, не выходя из дома. Именно такой выбор каждому человеку на сегодня и предоставляется. При этом определенный процент при сборе платежей взимают все организации: и банки, и почта, и Единый расчетнокассовый центр».
Решение, где удобнее внести плату за услуги ЖКХ, каждый человек принимает самостоятельно. Для многих определяющим при принятии такого решения становится не только более низкий процент комиссионного сбора, но и удобство оплаты. Поэтому все больше великолучан пользуются возможностью внести платежи через онлайн сервис Сбербанка. И это тоже выход: отсутствие очереди и комфортность в этом случае вам гарантированы.
Если раньше платежи за услуги ЖКХ через Интернет принимались только в Сбербанке, то теперь такая возможность есть и у владельцев карт банка ВТБ-24, где услуги можно оплатить и через банкоматы, а также используя мобильное приложение. Точно так же можно вносить и показания своих счетчиков. «Мы стараемся расширить возможность внесения платежей. Сейчас ведутся переговоры с владельцами одной из платежных систем, чтобы по нашим квитанциям можно было перечислить деньги через терминалы, которые стоят во многих магазинах и которыми великолучане часто пользуются для оплаты мобильной связи. Таких терминалов по городу около шестидесяти, и у жителей Великих Лук в ближайшее время появится еще больше возможностей оплатить ЖКУ без очереди и в самом удобном для них месте», - сообщила директор ЕРКЦ.
Тем не менее, как заметила Е.В. Берестова, большая часть жителей города попрежнему предпочитает вносить платежи через кассы ЕРКЦ. Поэтому периодически там возникают очереди. Чаще всего это происходит лишь в течение одной недели каждого месяца, когда великолучане, дождавшись всех квитанций, идут их оплачивать, и это происходит одновременно. Все остальные дни месяца скопления народа в кассах нет и внести платежи можно очень быстро и без очереди.
Кому вредят долги?
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, своевременная и полная плата за жилые помещения и коммунальные услуги является обязанностью собственников и нанимателей. Однако не все жители Великих Лук относятся к оплате услуг ЖКХ ответственно и с пониманием.
Нарушением статьи 153 Жилищного кодекса РФ является и неполная оплата суммы, числящейся в квитанции. Под неполной оплатой потребителем жилищно-коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате хотя бы одной из оказываемых услуг в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за такую услугу.
«Просроченная задолженность не дает возможности предприятию тепловых се-тей, «Водоканалу» осуществлять в полном объеме необходимые ремонтные работы, а управляющим организациям поддерживать жилищный фонд, - обращает внимание Е.В. Берестова. - Конечно, в этом случае страдают и добросовестные жильцы, вовремя вносящие все платежи. Но такие значительные суммы долга со стороны населения, конечно, мешают всем жилищным и коммунальным службам качественно, незамедлительно и в полном объеме оказывать свои услуги. Когда эти долги будут погашены, тогда у всех служб и появится возможность иметь современное оборудование, обеспечивать нормальную инфраструктуру, ликвидировать все неисправности, заменить старые коммуникации и многое другое».
Кроме этого, и сам потребитель услуг ЖКХ должен быть заинтересован в том, чтобы вовремя внести плату. Задолжен-ность, которая копится месяцами, обходится не дешево: изменения в законодательстве ужесточили систему штрафов за долги по ЖКУ, хотя и предусмотрели льготный период.
В соответствии с ФЗ №176 от 26.06.2015, пени не начисляются в течение первых 30 дней со дня, следующего за днем наступления срока оплаты. С 31-го дня по 90-й день за каждый день просрочки пени начисляются в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ, с 91-го дня просрочки по день фактической оплаты - в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ.
Естественно, каждый человек заинтересован в том, чтобы сэкономить собственные деньги. Как оказалось, плата за услуги ЖКХ вовремя - один из способов такой экономии.
Если счетчик не установлен
В своих статьях мы неоднократно преду-преждали, что правительство стимулирует население устанавливать в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребленных коммунальных услуг. С 1 января 2017 года в случае отсутствия индивидуальных приборов учета в квартирах применяются повышающие коэффициенты. Исключение составляют лишь те дома, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков (это, например, общежития, где одной кухней пользуются жильцы нескольких комнат).
«Несмотря на то, что доказать тот факт, что в твоей квартире или комнате (если это общежитие) нет технической возможности установить индивидуальный счетчик - в соответствии с принятым законодательством это обязанность самих потребителей, мы запросили данные по всем домам и составили список тех, где счетчики установить невозможно, - отметила Е.В. Берестова. - Во всех остальных домах для квартир, где нет индивидуальных приборов учета на горячую и холодную воду и на электроэнергию, с 1 января в квитанциях появился повышающий коэффициент по тем ресурсам, оплату которых жильцы осуществляли по нормативу потребления, а не в соответствии с показаниями счетчика. Размер такого коэффициента составляет 1,5 к действующему нормативу потребления».
В случае если квартира находится в собственности, но в ней никто не зарегистрирован и отсутствуют приборы учета, количество проживающих граждан теперь приравнивается к количеству собственников. То есть с 1 января 2017 года плата за горячую и холодную воду и электроэнергию (в случае отсутствия счетчиков) начисляется по количеству собственников такого жилья, в соответствии с действующим нормативом потребления и коэффициентом 1,5.
Изменение в расчете платежей за коммунальные услуги коснулось и тех, кто не проживал по месту регистрации и приносил в ЕРКЦ справки о временном выбытии и временной регистрации по другому адресу. «Если в вашей квартире имеется техническая возможность установки прибора учета, то справки у вас больше принимать не будут, - подчеркнула Е.В. Берестова. - Теперь справки о временном выбытии для перерасчета берутся только по тем жилым помещениям, где нет возможности установки счетчиков. В основном, это общежития». Следует обратить внимание, что все ранее предоставленные заявления со свидетельствами о временной регистрации на будущие периоды аннулированы с 1 января 2017 года. «Таким образом, законодатель стимулирует всех жильцов домов устанавливать в своих квартирах индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов», - сделала вывод директор ЕРКЦ.
Если же в вашем доме нет технической возможности для установки внутриквартирных приборов учета, то в случае длительного отъезда следует позаботиться о правильном оформлении справки о временном отсутствии по месту проживания. «Сразу нужно сказать, что мы обращаем особое внимание на правильное оформление этих справок, чтобы в них обязательно была и дата выдачи документа, и печать, и подпись. Недопустимо приходить к нам с пустыми бланками, чтобы прямо у нас оформить эту справку», - говорит Е.В. Берестова.
Если вы предъявляете справки, так сказать, постфактум, то есть по возвращении, то документ об отсутствии нужно предоставить в ЕРКЦ не позднее 30-ти дней с момента окончания срока выбытия.
Для перерасчета лучше обращаться именно в ЕРКЦ, не в управляющую компанию (хотя законодательно разрешен и такой вариант), поскольку все начисления для оплаты коммунальных услуг осуществляет именно ЕРКЦ. Кроме того, в приемной Единого расчетно-кассового центра сразу проверят ваши документы и точно скажут, есть ли у вас основания для перерасчета оплаты услуг.
«Справку для перерасчета можно взять и в садоводческом товариществе, - добавила Екатерина Владимировна, - но ее необходимо вовремя и правильно оформить. На справке должен быть угловой штамп организации, которая выдает документ, должна быть дата и регистрационный номер по журналу учета выдачи исходящих документов. Обязательно - печать и подпись с полной расшифровкой должности и ФИО ответственного лица».
Особо следует подчеркнуть, что если ранее гражданин вовремя не передавал показания счетчиков, то через шесть месяцев начиналось начисление по нормативу потребления. Теперь по нормативу придется заплатить уже через три месяца после того, как показания счетчиков перестают поступать в ЕРКЦ. Повышающий коэффициент в этом случае применяться не будет.
Если счетчик вышел из строя или закончился срок поверки, отремонтировать и заменить прибор учета придется в течение 30 дней. В этот период начисления будут производиться по среднему показателю, а спустя 30 дней начисления пойдут по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 1,5. Перерасчет в дальнейшем сделан не будет.
В случае обнаружения каких-либо уст-ройств, влияющих на работу индивидуального прибора учета, нарушения целостности пломбы или мембраны, начисление будет произведено по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 10 за три предыдущих расчетных периода и до момента устранения допущенных нарушений. При недопуске в квартиру контролеров для проверки приборов учета, если такое происходит более двух раз, начисление также будет производиться с повышающим коэффициентом. «В обязанности управляющих компаний входят такие проверки, и жильцы обязаны допускать их в свои квартиры», - особо подчеркнула директор ЕРКЦ.
Мария Озерова
Создано: 31.05.2017 10:46