АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Из стрелкового оружия - по самолетам

Если смотреть на Великую Отечественную войну, опираясь на математику и формальную логику, то победить в ней Советский Союз попросту не мог. Слишком уж различались наши армии и по технике, и по боевому опыту. Плюс фактор внезапности нападения. На стороне фашистов воевала почти вся Европа и союзники со всего мира. Вопрос на засыпку: где производился самолет-разведчик, который наши бойцы называли «рама»? Правильно. Во Франции. А с танками чьего производства немцы дошли почти до Москвы? Правильно. Чешского.

Это уже потом советский народ нечеловеческим усилием воли сумел добиться технического перевеса в свою пользу, когда даже подростки стали к станкам, а женщины в деревнях впрягались тянуть плуг, надрываясь в борозде, но все-таки двигаясь вперед. Спасенье нашей страны и в 1941 году, и всегда было в том, что формальная логика здесь никогда не работала и не работает. Здесь правда всегда выше силы, поднимаясь до совершенно библейских категорий.

Воспоминания фашистов были полны леденящего их души ужаса от того, что советские бойцы, даже оставаясь ранеными, даже оставаясь в одиночку перед превосходящими силами врага, стойко сражались до последнего. Они закрывали своими телами амбразуры дотов и дзотов, бросались с гранатами и бутылками с зажигательной смесью под танки, таранили самолеты - самолетами, танки - танками, морские суда - морскими судами…

Этот патриотизм и эта готовность защитить собой родную землю не могла быть просчитана никакими кабинетными аналитиками. Гитлеровский блицкриг захлебнулся не из-за морозов и русских просторов, а потому, что каждый советский боец реально ломал сытые схемы европейских мудрецов.

И один из уникальных русских секретов заключался в том, что самолеты противника на протяжении всей Великой Отечественной успешно сбивались нашими бойцами с земли. Когда гитлеровцы прятались при налете авиации, наши солдаты в аналогичной ситуации обстреливали чужие самолеты из стрелкового оружия и минометов. И надо сказать, очень даже неплохо обстреливали.

Существовали целые методички, как нужно прицеливаться, как рассчитывать упреждение… Были разработаны даже специальные шаблоны для прицеливания. Фронтовая печать тех лет всех уровней полна указаниями на этот счет. От центральной «Красной Звезды» до газет масштабом поменьше.

Историк из Москвы Дарья Тимошенко в книге «Советы бывалого воина: По материалам красноармейских газет/ авт.-сост. Тимошенко Д. А. - Ярославль: ООО «Академия 76», 2017. - 400 с.: ил.» приводит статью генерал-полковника В. Д. Цветаева «Как действовать пехотинцу в наступательном бою». Там Василий Дмитриевич - заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом - рассказывает:

«Налетела вражеская авиация - не суетись. Она не так страшна, как думают малодушные. Используй все укрытия, какие имеются возле тебя. Нет их, прижмись к земле.

Лег и сразу по самолетам - огонь! Из винтовки поразишь самолет на высоте 500-600 метров, из пулемета и бронебойки на 800-1000 метров».

Характерно, что речь идет не о статье журналиста и даже не о редакционной статье. Это - прямое указание, как нужно воевать, почти приказ. При этом нужно помнить, что по своему статусу «статья была опубликована во всех фронтовых и армейских газетах Красной армии», в частности, в газете 22-й армии «Вперед за Родину» 17 июня 1944 года.

Из школьной программы мы все помним стихи А. Твардовского про героический выстрел Василия Теркина, сбившего фашистский самолет. Из стихов следует, что Теркин совершил нечто экстраординарное и чуть ли не автоматически получил за это орден. Твардовский не совсем точен. Бойцы Красной армии стреляли по вражеским самолетам не изредка и не вдруг, а регулярно и достаточно метко. Скорости тогдашней авиатехники позволяли вести на нее успешную охоту.

Немцы завидовали

Газета «Красная Звезда» в номере за 19 марта 1942 года цитировала приказ 23-го немецкого армейского корпуса. Вот некоторые выдержки из него:

«Бои наземной армии в последние два месяца вынудили к использованию для непосредственного наземного боя соединения тяжелых бомбардировщиков на бреющем полете с самолетами со сравнительно малыми скоростями и малой маневренностью. При этом установлено, что потери в самолетах в результате обстрела с земли были исключительно велики. В одном соединении, введенном в бой для непосредственной поддержки наземных войск, количество действовавших самолетов уменьшилось в результате обстрела с земли до 50%. Причину этого следует искать в хорошо организованной противовоздушной обороне русских.

Сообщалось о следующих наблюдениях со стороны авиационных соединений:

1. Каждое атакованное наземное подразделение русских открывало огонь по самолетам из винтовок и другого пехотного оружия. Возможность попадания выстрелов, распределяющихся одновременно в большом количестве на малой плоскости, чрезвычайно велика.

2. Атакованные русские всадники соскакивают с лошадей, кладут винтовки на седла и стреляют из такого положения по атакующим самолетам. Пехота ложится на спину и стреляет в воздух.

3. Велся огонь по самолетам также и из минометов. Привожу не для подражания, а как пример, что русские борются с самолетами всеми видами оружия наземных войск.

4. Русские в голове колонн везут легкие и средние зенитные пушки, установленные на санях.

5. Особенно неприятно действует обстрел из четырехствольных пулеметов, которые хорошо замаскированы и вводятся в действие внезапно. Они чаще всего используются для обороны выдвинутых вперед штабов и аэродромов.

Подобно тому, как русские, в результате обстрела атакующих авиационных соединений, выводят из строя большое количество наших самолетов, наши части должны быть в состоянии бороться всеми видами стрелкового оружия с самолетами противника. О том, что это возможно, говорит случай, имевший место 24.1.42 года в 24-м танковом корпусе, когда из пулемета-пистолета был сбит русский самолет».

«Красная Звезда» подтверждала тревогу немцев собственными данными: «...при помощи винтовок и автоматов 92-я стрелковая дивизия Красной Армии за короткий срок успела уже сбить 62 самолета противника, 65-я стрелковая дивизия сбила 25 самолетов, 259-я стрелковая дивизия сбила 21 самолет, 10-я гвардейская стрелковая дивизия сбила 21 самолет. А дивизий, сбивших за последнее время по 15-20 немецких самолетов, можно считать десятками».

Да еще и опубликовала рядом совсем свежую новость с Юго-Западного фронта, переданную 18 марта по телеграфу:

«Подразделение дорожно-строительного батальона ремонтировало дорогу, соединяющую фронт с ближайшими тылами. Неожиданно появился вражеский «Мессершмитт», снизился и начал обстрел из пулемета.

Все залегли в придорожной канаве. В канаве укрылся и сержант Мельников. Он имел с собой бронебойные пули. Зарядив винтовку, сержант начат стрелять по самолету. Фашистский самолет загорелся.

Перед этим случаем на участке одной из наших гвардейских частей красноармеец Мунк, заметив вражеский двухмоторный бомбардировщик, пикирующий на боевые порядки нашей пехоты, стал обстреливать его из ручного пулемета. Несколько магазинов расстрелял гвардеец и, наконец, добился своего. Горящий самолет врезался в землю».

Можно добавить, что немцы активно пропагандировали русский метод борьбы с самолетами, даже награду свою за это придумали. Только вот если советские бойцы сбивали фашистских стервятников сотнями, даже особенных наград за это не получая, то фашисты, даже со специальными наградами, подобного эффекта так и не добились.

Из совершенно разного материала люди были сделаны!

По сводкам и донесениям

Напрашивается вполне логичный вопрос: а как обстояли дела со сбитием немецких самолетов во время боев за Великие Луки? Есть ли соответствующая статистика и перечень персоналий?

Точной статистики, конечно же, нет. Люди тогда воевали, а не записи вели. Всякая военная документация по определению неточна. В принципе неточна!

Но определенно можно утверждать, что и бои за Великие Луки не стали исключением. Обратимся хотя бы к книге: «Великие Луки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сборник документов, посвященный 70-летию освобождения города / отв. ред. Д. А. Белюков. - Великие Луки, 2012. - 344 с.».

Даже из обрывочных сведений картина вырисовывается вполне красноречивая. Так, в донесении политотдела 257-й стрелковой дивизии начальнику политотдела 3-й ударной армии полковому комиссару тов. Беляеву о партийно-политической работе, политико-моральном состоянии и боевых подвигах бойцов и командиров от 27 декабря 1942 г. начальник политотдела 257 СД подполковник Пеколок сообщает: «Ружейно-пулеметным огнем и огнем ПТР сбито 2 транспортных самолета противника».

Неплохо! Идем дальше. Начальник штаба артиллерии 257-й СД майор Паденко, пом. нач. штаба артиллерии капитан Абрамов в «Сведениях о потерях противника, подготовленных начальником штаба артиллерии 257-й стрелковой дивизии за период 25 ноября - 30 декабря 1942 года» ведут речь уже о том, что «оружейно-пулеметным огнем и огнем ПТР сбито 5 самолетов».

То есть за период с 27 по 30 декабря бойцы только одной дивизии стрелковым оружием сбили с земли 3 немецких самолета! По самолету в день!

В «Итоговом политдонесении политотдела 357-й стрелковой дивизии в политотдел 3-й ударной армии за период с 22 ноября 1942 года по 1 января 1943 года» от 11 января 1943 г. указывается:

«Командир взвода ПТР старшина Семиков из ручного пулемета сбил вражеский двухмоторный самолет. Через несколько часов об этом знали все части дивизии. Зам. командира по политчасти было дано указание провести специальные беседы с… (так в оригинале - А. К.)

После этого случая ружейно-пулеметным огнем уже сбито 8 вражеских самолетов».

Далее, в данных о потерях противника, в таблице уже значится, что было уничтожено 4 самолета. Явная нестыковка. Так 4 или 8? Зам. командира 357 СД по политической части ст. батальонный комиссар Белов откровенно где-то ошибается.

Впрочем, это не так важно. На фронте других документов и не бывает. Там другими делами заниматься нужно, а не пером скрипеть.

Еще один парадокс. В «Отчете, сведениях о боевой деятельности артиллерии 257-й стрелковой дивизии за период с 25 ноября 1942 года по 15 января 1943 года» значится, что уничтожено «самолетов транспортных «Ю-52», совершивших посадку в р-не ж.-д. станции - 2».

То есть ранее бойцы 257-й СД только в 1942 году сбили 5 самолетов, а тут получается и с учетом 1943-го самолетов оказывается только 2. Обыкновенная особенность военной отчетности: докладывать то, о чем спрашивают. Как спросили - о том и речь. Раньше нужно было сделать акцент на сбитие самолетов вообще, а тут, видимо, командование рапортовало о взятии железнодорожной станции, одном из заключительных аккордов взятия Великих Лук.

В общем, приходится довольствоваться тем, что есть. То есть обрывочными сведениями. Звучат иногда даже некоторые фамилии конкретных героев. Это старшина Семиков, например.

В политсводке № 16 политотдела 3-й ударной армии за подписью зам. нач. политотдела 3-й ударной армии подполковника Платонова, направленной в политуправление Калининского фронта 14 января 1943 г. звучит и другая фамилия: «Младший лейтенант Романов из этой же части из противотанкового ружья сбил немецкий бомбардировщик».

А вот и третий герой: «17.12.42 г. наводчик 6-й батареи ефрейтор Киреев из ружья ПТР сбил самолет противника Ю-88».

В «Характеристике боевых действий 793-го артиллерийского полка 257-й стрелковой дивизии» от 28 января 1943 г. командир 257-й стрелковой дивизии Герой Советского Союза полковник Дьяконов и заместитель командира дивизии - начальник артиллерии полковник Мельничук уточнили, что стрелял Киреев в 16.00.

Так сколько же всего немецких самолетов было сбито с земли ружейным огнем под Великими Луками? Согласно «Донесению о результатах действий 257-й стрелковой дивизии в боях за город Великие Луки с 25.11.42 г. по 16.1.43 г.» ружейно-пулеметным огнем было сбито 12 самолетов и 1 планер. О чем и поставили свои подписи начальник штаба дивизии подполковник Лифонтов и зам. начальника 1-го отдела майор Лебедев.

По всем соединениям и частям, участвовавшим в боях за Великие Луки, точной статистки нет. Да и быть не может. Но порядок цифр все равно впечатляет. Речь не шла о единичных случаях.

Нет даже фото

И самый главный великолукский герой наземной дуэли с фашистскими стервятниками - это, конечно, Николай Иванович Романов (1909-1944).

В боях за Великие Луки командир роты противотанковых ружей 219-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона 357-й стрелковой дивизии был удостоен двух медалей «За отвагу» и ордена Ленина. Еще в звании старшины 11 января 1943 г. из противотанкового ружья практически над Великими Луками Н. И. Романов сбил немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». При строе Романова расцеловал командир дивизии А. Л. Кроник и представил к высшему советскому ордену.

Отличился младший лейтенант Н. И. Романов и при штурме Великолукской крепости. 15 января с четырьмя расчетами ПТР он пробрался внутрь и обстрелял имеющиеся там танки. Возвращаясь, Николай Иванович поднял пехоту, лежавшую у крепости, в атаку, направив ее на штурм немецких блиндажей. Всего со своими бойцами Романов взял в плен 64 солдата и офицера противника.

Умер от ран лейтенант Романов 8 марта 1944 г. Похоронен в Полоцком районе Белоруссии в деревнях Труды или Сватье. Был уроженцем станицы Суворовской Ставропольского края. Призван в Красную армию или Суворовским РВК в 1941 г., или Чебоксарским РВК в 1942-м.

О Н. И. Романове и его яркой судьбе очерк писал после войны даже его бывший командир Кроник. С дарственной надписью автора «Бюллетень военно-исторического общества» с очерком хранится и сейчас в нашей городской библиотеке. Однако биографической информации там практически нет, как нет и фото героя.

Единственное, что пока удалось выяснить, так это то, что в данных о безвозвратных потерях офицерского состава значится адрес жены Николая Ивановича - Александры Петровны Романовой: Куйбышевская обл., ст. Шентала, ул. Вокзальная, д. 34.

Писал на станцию Шентала, обращался в местную газету «Шенталинские вести». Результат нулевой.

Мало чем помогло и обращение к Дарье Тимошенко. Дарья Александровна сообщила, что в 11-м отделе ЦАМО есть сразу 2 карточки Н. И. Романова, но они содержат крайне противоречивые сведения (в частности, есть указание на награждение орденом Отечественной войны или 1-й или 2-й степени, но Николай Иванович не был им награжден. Он только представлялся к такой награде, которая была заменена в приказе от 31.01.1943 г. (ф. 33, оп. 682525, ед. хр. 430) на медаль «За отвагу»). Нет там и фотографии героя. Хотя, по идее, его фото как кандидата в члены ВКП(б) должно иметься в личном деле. На партийный билет он в любом случае фотографировался!

Впрочем, поиски продолжаются.

 А. КАНАВЩИКОВ

Создано: 16.01.2021 13:35

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить