АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Метаморфозы лирического героя

Поэт Андрей Канавщиков принадлежит к той когорте русских поэтов, о которых хочется писать с ощущением чистоты и непредвзятости. Когда идея служения слову стоит выше всего другого, сразу желаешь впустить стихи такого поэта прямо в душу и оставить их там с сокровенными поэтическими залежами навсегда…

Я с детства не любил овал,

Я с детства угол рисовал…

                                        П. Коган

Я с детства полюбил овал...

Н. Коржавин

 

Плавность любая рвется на клочья,

Острые грани лагерных лиц,

Колючее время, углы и заточки,

Объятья ежовых стальных рукавиц.

Колючее, колкое, словно словечко,

Время, как скомканный лист жестяной,

Словно постигли холодную вечность

За остроконечной железной горой.

Вот начало стихотворения «Углы». В нем помимо энергетики есть и устремленность к самой сердцевине русской образности. Не случайно тексту предпосланы именно такие эпиграфы. Здесь не только продуманная оценка времени, но яркая семантическая подача. Здесь коренная связь со страдающим народом, связь, которая тянется через поэтические слова. Для Канавщикова слова - это не повод самовыразиться, это бесконечные сущности, которые он заполняет смыслами умело и с чувством меры.

Мера вообще важна для русского искусства. Оно не приемлет понятие нормы, а вот мера для него - духовный и эстетический камертон. По этому камертону настраивает Андрей Канавщиков свою книгу.

Сейчас иные поэты бегут от простого лирического чувства, чураются его, боясь прослыть старомодными. Они не понимают, что без негромкого лирического тона у русского поэта намечается невосполнимый смысловой изъян. Канавщиков - лирик непревзойденный. В его лирическом настроении гармонично переплетаются тоска и надежда, меланхолия и целомудренность:

Прости, - слова, как миг в игре.

- Останься, - слово, как дыханье.

- Пиши, звони. - Исчезла тайна,

Уходит лето в октябре.

- Ты нужен мне, - мольба и вздох.

- Чему случиться - то и будет.

И время нас с тобой рассудит.

- Как ты желанен и жесток…

Пантеистическое, глубинное понимание природы - одна из отличительных черт дара Андрея Канавщикова. Он не сюсюкуает, не умиляется природой, для него важнее тот эмоциональный шлейф, который вызывается тем или иным природным событием, явлением. Для него принципиален именно взгляд, угол зрения, а не сам объект. Природа ценна, только когда оживает в воображении поэта:

Тело не вечно, плоть - это глина,

Но в небе парящем, за маревом снов

С нами останется запах жасмина

Дыханием белых, живых лепестков.

Книга «Уходит лето в октябре», без сомнения, очень личностная. Но поэт не бравирует лирической биографией, ему интересны тени, полутона, он исповедален по той причине, что нерв его образности оголен до предела, но при этом не болезнен, а целителен для читательских эмоций.

Однажды, на исходе лета,

Звезд развернулось полотно,

Душа гуляла до рассвета

С другой душою заодно.

Она торжественно летела,

Не тормозя на вираже,

Душа, ушедшая из тела,

Не насовсем, к другой душе.

По этим строкам видно ко всему прочему, как прекрасно у Канавщикова, что называется, поставлена рука, с каким широким дыханием он трудится над залатыванием прохудившегося от энтропии пространства правильными словами в правильном порядке.

За каждой строкой этой книги вы разглядите человека. И всякий раз этот человек будет чуть-чуть другим. Неконечность лирического героя - черта для современной поэзии значительная, выдающая в авторе творца дерзкого и чутко слышащего пульс времени.

Местами лирический герой Канавщикова лиричен до чувственной прямоты, почти бесшабашен, в нем угадываются романтические черты и внимание к категории «особенного», иногда он выглядит умудренным, метафорически законспирированным, избегающим готовых рецептов, но преклоняющимся перед анализом бытия как пространства бытования смыслов, где-то он сливается с природой, с пейзажем, но в этом единении он демонстрирует завидную наблюдательность, а случается, герой вполне обычный человек, вспоминающий свое детство, свои влюбленности, ищущий силу в устоях. Наблюдать за такими метаморфозами весьма увлекательно. А такая частая смена внутри одного целого придает книге избранных стихов общее горизонтальное развитие.

Не чужд Канавщиков и определенной словесной игры. При всей его заточенности на актуальное он отрицает все то, что современно, но предало поэзию. Без тонкостей ему претит любая сложность мира. Навороченность вместо сложности - это то, против чего борется искусство, и Канавщиков в этой борьбе на переднем краю:

С музыкантом прощались на кладбище,

Не жалея ни водки, ни боли,

Птицы били по облачным клавишам,

Остроносые, словно бемоли.

Создавал композитор симфонии,

Но их выдавило стаккато

За звучащими дружно айфонами

Камертона могильной лопаты.

Завершает книгу великолепная поэма «Хлебников». Этот текст синергирует тексты уже существующие - фрагменты дневников, писем, мемуаров с собственно авторским письмом. Получается зримая полифония, позволяющая не просто увидеть написанный Канавщиковым портрет Велимира Хлебникова, но сопоставить его со множеством зеркал, которые так щедро расставляют современники около гения.

Читатель этой книги получит такую порцию эстетического удовольствия, которой вполне достаточно для счастья.

                                                                                                                                                                                                   Максим ЗАМШЕВ,

главный редактор

«Литературной газеты»,

председатель правления МГО

Союза писателей России,

член Совета по правам человека

при Президенте РФ

Создано: 15.01.2021 15:00

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить