Связь поколений прерываться не должна
Великолукский политехнический колледж еще со времен училища № 5 поддерживает связи с семьями тех своих выпускников, кто пал смертью храбрых в различных «горячих точках». Только в Афганистане свой интернациональный, человеческий и гражданский долг выполнили 15 учащихся. Владимир Евгеньевич Добряков (18.01.1967 - 13.07.1987) погиб.
Медали вручены
В прошлую поездку в деревню Уда Бежаницкого района, где живет мать Владимира - Валентина Павловна Добрякова, довелось столкнуться с ситуацией, что звезда со знака «Воину-интернационалисту» ее сына оказалась кем-то украденной. Есть, оказывается, люди, которым и память, и совесть - лишь случайные слова, не вызывающие никаких глубоких эмоций.
Так быть не должно! - решили и заместитель директора колледжа С. В. Дряхленков, и ветеран войны в Афганистане А. Н. Оруджов. Которые решили добиться восстановления звезды и ее скорейшего вручения.
Наконец, состоялась и новая поездка в Бежаницкий район. Нас уже ждали. Валентина Павловна встретила нас во дворе своего дома, пригласила внутрь.
А. Н. Оруджов с порога обозначил цель приезда:
- Ну что, мать, привезли медали. Будем вручать.
- А они мне надо, сынок? - улыбается мать.
- Пускай как память останутся, - уточняет С. В. Дряхленков. - Внуки будут смотреть, надо помнить.
- Да… - вздыхает Валентина Павловна. - Нешто мамка забудет… Вы что, милые мои… Это никогда не забудется.
- Стенд большой в училище сделаем, - продолжает Сергей Викторович. - Там обязательно и Владимир Добряков будет.
- Мать, вот медаль, которую у него украли, - протягивает награду Али Надир-оглы Оруджов. - Вручаю вам как представитель псковской региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане «ВетАфган». Занимаемся этим вопросом. А это медали на 25 лет и 30 лет вывода войск из Афганистана. Вручаю и их. Помощь большую нам оказал в решении этого вопроса военный комиссар Р. В. Сукманов. Руслан Вячеславович - наша постоянная опора в нашей работе.
- Спасибо. Дай бог вам здоровья.
Вела судьба
С. В. Дряхленков предлагает показать фотографии и видео с мероприятия в колледже, посвященного выводу войск из Афганистане:
- Там Володе тоже много посвящено.
А. Н. Оруджов приспособил ноутбук и передал технику старшему библиотекарю колледжа
Е. А. Пушкаревой. Елена Алексеевна, правая рука Сергея Викторовича Дряхленкова, по его собственным словам, у которой вся база данных аккумулируется - вырезки, фотографии, показывает памятные кадры и комментирует увиденное.
Валентина Павловна посмотрела фильм, помолчала. Трогает вязанье на кровати:
- Вязать, развязывать, чем-то забавляться надо. Лежать, сидеть - не по мне. Я не люблю. Хотя бывает, что и лежишь днями. Никакого здоровья, вообще-то, нет. Я же гипертоник, как чуть что - так давление.
Я кина никакие не гляжу, особенно военные. Да… Будет уже 34 года. До подробностей все помню.
И как отправляли. Одного! Одному парню надо было из Плесс отправляться в армию, но тот то ли документы не взял, то ли что еще. Тогда позвонили Вовке, а он на работе был. Мы тоже на работе с дедом были, домой приехали, а Вовка говорит: «Меня в отправку».
Чего так скоро? Пришла за ним автомашина, поехали. И надо же быть такому: по пути как раз авария, парень - насмерть. Нехорошая встреча.
Из Бежаниц одного его в автобус посадили. Надо было, видно, партию дополнить. Поехал в армию сынок мой. Подтянула его судьба туда. В Ленинграде побыл сколько-то и на границу отправили. В Термез. У меня карта политическая была, думаю, где этот Термез? Смотрю - на границе!
Пора сенокоса
С. В. Дряхленков:
- Он же в отпуск домой не
приезжал?
- Нет. Писал уже, сколько ему осталось. Почти два года отслужил. 100 дней до приказа подошло, должен был скоро прийти.
А. Н. Оруджов:
- Всякое случалось. У нас прямо перед выводом половины роты не стало. Должны были уехать и погибли.
Валентина Павловна вспоминает:
- Старшему сыну Сергею надо было осенью со службы прийти. А Володя спорил: «Не, мама, я пойду со своими друзьями и товарищами в свой год. Не буду оставаться». Я просила его: давай в военкомат обратимся, попросим, пусть старший брат из армии вернется. Ни за что не согласился.
С. В. Дряхленков:
- А часто писал?
- Писал часто. У меня все письме его хранятся.
- Как именно он погиб? Может, еще одно письмо написать, мо-жет, что-то рассекретили за это время?
- Теперь сердце успокоилось немного, чего бередить? Как ни погиб, а погиб.
А сообщение пришло нам, когда мы с работы ехали. Сенокос был. Мы едем домой, а председатель наш куда-то поперся, как чумовой.
Дед коня повел, я сено грабила. Когда увидела председателя, думала дояркой зовет работать. Уже решила для себя: «Нет, дояркой не буду». А председатель о другом: «Не знаю, как сказать. Вова погиб. Его завтра привезут в Псков, потом сюда».
Хоронили, не знаю, сколько народу тут было…
Жаль еще, что качественных нет фотографий из Афганистана.
А. Н. Оруджов: - А там фотографироваться негде было, да и запрещено. Я сам негативы оттуда отправлял и то больше половины не дошло.
С. В. Дряхленков: - А кто служил с ним, никто потом не проявился? Не писал, не звонил?
- Никого не было. Как-то говорили по первости, что из Ленинградской области много погибло ребят, а в тот раз или другой, не знаю.
Сделано правильно
Разговор переходит на тему присвоения школе № 7 имени офицера-пограничника Антона Злобина, выпускника школы, погибшего на границе Таджикистана.
А. Н. Оруджов убежден:
- Это сделано правильно. Не должны быть забыты люди, которые героически погибли, выполняя боевую задачу.
Считаю, что это правильно, потому что если мы не будем этих ребят помнить, значит, движение вперед остановится. Жизнь остановится. И, вообще, этих ребят, которые отдали жизни за свободу Родины, надо всегда ценить, уважать и передавать воспоминания о них от поколения к поколению.
Чтобы молодежь знала своих героев, знала, что они действительно погибли за правое дело, за всех нас и во имя нас. Могу сказать только одно: нужно помнить этих ребят всегда и помнить всеми возможными способами и средствами! Мы, ветераны, чем сможем, тем поможем родителям, родственникам павших, но вот память должны хранить все без исключения. В памяти наша гражданская зрелость. В памяти залог крепости государства, которое, прежде всего, держится на традициях. Вечная им память!
Чем больше памятных знаков в честь героев и в Псковской области, и по всей России - тем лучше. Особенно, когда люди могут узнать сразу, кто этот герой и за что погиб. Если не будем это делать постоянно и планомерно, то все очень легко можно позабыть.
Поэтому нет ничего лучше пофамильной памяти. Как в случае со школой имени Антона Злобина. Дети отлично будут знать и о герое, и о том, что он погиб за Россию и свой народ.
Нужно помнить о своих героях не для рекламы, но именно для того, чтобы знали, чтобы помнили. Вот Аллею сделали у Братского кладбища 6-й роты - и молодежь сразу о многом задумалась, многое им стало ближе и доступнее.
С. В. Дряхленков: - Мне иногда говорят, что в училище очень много патриотики - «мы уже устали от нее». Но патриотики по определению не бывает много. Ее всегда недостаточно. И чем сильнее хочет быть государство, тем важнее для него патриотическая составляющая.
А. Н. Оруджов: - Тут еще вопрос в том, что патриотическим воспитанием не все могут заниматься. Это не каждому дано. Не скатиться в словесную трескотню.
А этим делом надо заниматься, чтобы не забывали. А еще по мере возможности надо родственников, родных, близких погибших, если они остались, каждый месяц хотя бы по одному навещать. Съездить, проведать, спросить, как живут.
Это нужно. Когда наши активисты из «ВетАфгана» благоустраивали захоронения ребят погибших, то люди очень благодарили.
Если же не заниматься вопросом, то все постепенно забудется - Афганистан, Чеченские войны, Сирия… Неужели кому-то надо, чтобы такие важные части нашей жизни забылись?
Память. Родина. Россия
На полу нежится кошка Мила. Валентина Павловна рассказывает историю большой собаки из бумаги на тумбочке:
- Внук старший сделал. Собирается идти на повара.
Здесь спокойно и легко. Надежно и хорошо, как всегда в деревне.
- Молодцы, что приехали. Чем богаты, тем и рады.
А. Н. Оруджов прикидывает на будущее:
- Надо бы с ребятами вашими познакомиться.
- Елена Алексеевна, - спрашиваю у Е. А. Пушкаревой, - что лично для вас эти поездки к родным павших героев?
- Мне, в первую очередь, хочется сказать, что я рождена в СССР и патриотическое воспитание очень было важно в то время. Это осталось у меня в крови и в душе. И поэтому, считаю, что то, что мы сейчас делаем, а сюда к Валентине Павловне я приезжаю не первый раз, чрезвычайно важно.
Связь поколений прерываться не должна. То есть, если были люди такие, дети наши, сыновья и наши современники, то надо об этом помнить и передавать молодому поколению для того, чтобы патриотика не уходила из задач нравственного воспитания, чтобы это было всегда.
Я считаю, то, что мы приезжаем, не забываем и рассказываем потом об этом нашим учащимся - это очень важно для того, чтобы они помнили и думали так же, как герои, чтобы любили свою Родину, свою страну Россию несмотря ни на что, какая бы она ни была. Родная страна может быть богатая, бедная, чем-то не нравиться, но она - наша Родина, мы здесь родились и должны защищать ее и даже, если нужно, жизнь отдать за нее.
Чтобы имена оставались в веках
- Елена Алексеевна, а что скажете по поводу имени Антона Злобина, которое теперь носит школа № 7?
- Я полностью поддерживаю, потому что дети, которые придут учиться туда или уже пришли, они будут гордиться, что они учатся или учились именно в этой школе. Ведь там, до них, учился человек, имя которого сейчас наполняет сердца всех великолучан подлинным уважением.
Это - правильное решение. И нужно не останавливаться, чтобы имена оставались в веках, чтобы героев дети помнили.
Прощаемся во дворе. Строим планы на будущее. Времена масок и социальных дистанций должны же закончиться.
- Спасибо большое, Валентина Павловна.
- Дай бог вам всем здоровья!
А. КАНАВЩИКОВ
Фото автора
Создано: 20.11.2020 10:52