АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Состояние души, сердца, верность небу

 

Инструктор-планерист и парашютист Михаил Тараненко посвятил стихи планеристам.

Покорный твоей воле планер будет

Фигуры выполнять, скользить, парить…

Кто раз влетел, тот в жизни не забудет,

Как это славно - планеристом быть.

История создания летательных аппаратов тяжелее воздуха берет свое начало в конце XIX века. В то время появилось множество конструкций: моно-, би- и трипланов (в зависимости от того одно, два или три крыла создавали подъемную силу, необходимую для полета).

Представители этой героической эпохи создавали летательные аппараты на основе изучения полета птиц. Основоположником планерной авиации считается Отто Лилиенталь. Он первым определил, какое огромное влияние оказывает профилирование поверхности крыльев на несущие свойства крыла. Он нашел объяснение вопросу, почему птицы умеют держаться в воздухе без единого взмаха крыльев, то есть парить, используя восходящие потоки.

В 1882 г. конструктор, ученый, контр-адмирал Александр Можайский изобрел и опробовал первый в истории человечества летательный аппарат тяжелее воздуха, названный «жар-птицей». Летные испытания аэроплана с человеком на борту были осуществлены за 21 год до полетов братьев Райт, которым отдана пальма первенства в этом вопросе.

Братья Райт, кстати, не постеснялись использовать все наработки и аэродинамические расчеты русского конструктора.

Еще в 90-е годы XIX столетия русский изобретатель С. С. Неждановский строил воздушные змеи - планеры монопланного и бипланного типа. После запуска и отцепки от движителя они выполняли продолжительные и устойчивые полеты дальностью в несколько сот метров. Движителем для запуска таких планеров были люди, которые натягивали резиновый амортизатор, лошади и автомобили тех времен.

1908-1909 годы были временем массового увлечения авиацией и планеризмом. В крупных городах России организовывались планерные кружки, и наиболее крупными они были при Петербургском университете и Киевском технологическом институте. Они построили несколько удачно летавших планеров, что способствовало развитию строительства планеров по всей России.

Очень быстрое развитие получил планеризм в Москве. В 1909 году студенты Московского высшего технического училища А. Н. Туполев, ныне известный авиаконструктор, Б. Россинский, Н. Лямин построили оригинальный бамбуковый планер с управлением, сосредоточенным в одной ручке управления. На этом планере удалось пролететь 35 м над замерзшей рекой Клязьмой на высоте 5 метров. Широкое развитие получил планеризм и в других городах России.

Но подлинный расцвет в нашей стране планеризм получил в советское время. Правительство организовало пропаганду идей полетов без двигателя и привитию интереса к планеризму среди молодежи.

Среди первых конструкторов планеров были К. К. Арцеулов, Б. И. Чернавский, В. С. Пышнов, их планеры при испытании показали хорошую летучесть, устойчивость и управляемость. Можно смело утверждать, что массовое развитие авиационного спорта у нас в стране началось с планеризма.

1 ноября 1923 г. в Крыму, в местечке Коктебель около Феодосии, торжественно открылся I Всесоюзный слет планеристов, где были установлены несколько рекордов продолжительности и высоты полета. День 1 ноября сейчас считается Днем планериста и отмечается как праздник ежегодно по всей стране.

Успех слета всколыхнул массы молодежи, возбудил в них интерес к полетам на планере. Начался бурный рост числа планерных кружков. Для того чтобы учить молодежь летать на планере, в 1931 году в Коктебеле была открыта Высшая летно-планерная школа, воспитавшая подлинных мастеров планерного дела.

С большим интересом планеристы принялись за освоение буксировочных полетов за самолетом, что с набором необходимой высоты в 1000-1500 метров позволило выполнять парящие полеты и комплекс фигур высшего пилотажа.

Молодежь с большой охотой занималась планерным спортом, благо для этого в стране были созданы все условия. Заслуженной любовью пользовались советские конструкторы планеров В. Грибовский, Г. Грошев, Б. Шереметьев, О. Антонов, А. Яковлев и другие.

Немало достижений и у наших планеристов. В числе рекордсменов мира были С. Анохин, впоследствии заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, В. Ильченко, М. Раценская, Н. Симонов, И. Шелест и другие энтузиасты планеризма. Следуя девизу «Сначала модель, потом планер, с планера на самолет» десятки тысяч юношей и девушек поднялись по этим ступенькам к большой авиации.

Планеризм в нашей стране сыграл свою историческую роль, подготовив для авиации кадры бесстрашных пилотов. Ни один вид спорта не развивает столько находчивости, мужества и присутствия духа, как планерный спорт.

Трудно было в войну перебросить надежный воздушный мост между партизанами в далеком тылу врага и Большой землей. Кроме главных тружеников - транспортных самолетов С-47 (американский самолет, переданный по ленд-лизу), Ли-2 и, конечно, По-2, и планеристам поручалась большая работа по связям с партизанами. Как правило, для прорыва в тыл врага полеты выполнялись ночью и в большинстве случаев достигали цели.

Для того чтобы попасть в тыл к партизанам, воздушному поезду нужно было пересечь ожесточенный огонь переднего края линии обороны и целый ряд зенитных кордонов. Планеристы, прилетевшие к партизанам, оставались воевать в отряде, пока не представлялась возможность возвратиться в свою часть.

Закончилась война. После страшной разрухи страну нужно было восстанавливать, все силы были брошены на это. И одновременно правительство СССР нашло возможность открыть аэроклубы и планерные станции. Молодежь рвалась в небо, она хотела быть и стала ярким продолжателем славных боевых традиций советских авиаторов.

Самолетно-планерная станция была открыта и в Великих Луках. Находилась она в районе, где потом разместился льнокомбинат.

Летная подготовка проводилась на планерах Бро-9, А-1, МАК-15, запускали их резиновыми амортизаторами и лебедкой Добахова, а также на самолетах По-2 и УТ-2. Летчики-инструкторы С. С. Анисимов, Б. Н. Козлов прививали мальчишкам любовь к небу, ведь стране нужны были Покрышкины и Кожедубы, Черевичные и Анохины. Авиатехник Н. А. Бойченков учил обслуживать и ремонтировать технику.

Из этих мальчиков, ставших на крыло в Великолукской планерной станции в 1950-х годах, поступивших и закончивших летные училища, вышли прекрасные военные летчики, такие как Анатолий Самаров, Михаил Панов и другие. Окончив училище гражданской авиации, пройдя все ступени роста летчика, стал командиром Псковского летного отряда Николай Иванович Амбросов.

По многим причинам не все желающие могли пойти в большую авиацию, они остались в планерной станции заниматься планерным спортом. Среди спортсменов высоких разрядов: Роберт Кузнеченков, Николай Веселов, Борис Лукьянов, Николай Чучалов, Арнольд Веселовский, Владимир Петраков, В. Лавренов, Додик Иофик, Анатолий Игнатенков, Юрий Архипов, Виктор Козлов, Виктор Карпов, Валерий Цепалев, Иван Малышев, Владимир Миронов… Всех перечислить невозможно. Многие из них защищали спортивную честь города и области на соревнованиях различного ранга.

В 1958 г. в связи со строительством льнокомбината базирование планерной станции перевели на аэродром и стала она называться «Великолукский авиаспортклуб».

Авиаспортклуб располагался в здании по ул. Р. Люксембург, 14, имел 2 класса и канцелярию. В этом же здании располагались еще автошкола и радиоклуб. На занятиях присутствовали до 35-40 человек, столько было желающих летать на планерах. Занятия проводили штатные сотрудники: Геннадий Васильевич Савельев - летчик-инструктор, Николай Андреевич Бойченков - инженер, а также Виталий Иванович Бакланов - начальник клуба.

Авиаспортклуб получил новые планеры «Пионер», «Приморец», БК-6, планеры чешского производства L-13 «Бланик», планер конструкции О. Антонова, пилотажный А-13 и два парителя А-11, лебедки «Геркулес-3», самолеты Як-12 для выполнения буксировочных полетов, спасательные парашюты и другое оборудование, необходимое для выполнения полетов.

Перед началом занятий курсанты проходили медкомиссию, где происходил отсев по состоянию здоровья. Оставались самые крепкие здоровьем, устойчивые и очень желающие научиться летать на планере, чтобы в дальнейшем стать летчиком. Но и среди этих энтузиастов в процессе летного обучения тоже был отсев тех, кто не сумел справиться с летным обучением, кто не смог усвоить летную программу.

Летная профессия не имеет аналогов. Труд летчика - один из самых сложных в человеческой деятельности. От взлета до посадки выполняет он свои обязанности на ярко выраженном эмоциональном фоне, а это требует предельной мобилизации всех психоэмоциональных и физических сил, а если вдруг появятся какие-то отклонения в отлаженной системе «летчик - летательный аппарат», он обязан вовремя распознать их и быстро принять грамотное решение, в соответствии со сложившейся обстановкой, быть в постоянной психологической готовности к действиям в экстремальной обстановке.

Курсанты-планеристы, пройдя теоретическую, наземную подготовку, сдав зачеты, приступали к полетам с инструктором. Полеты выполнялись на планерах «Пионер» или «Приморец», запускали их в небо лебедкой «Геркулес-3» на высоту 300 - 350 метров, что позволяло выполнять полет в течение 7-10 минут от взлета до посадки.

Закончив летную программу и усвоив все элементы полета от взлета, построения маршрута по «кругу», заход на посадку и саму посадку, курсанта выпускали в самостоятельный полет. Правда, эти полеты не отличались сложностью и состояли из простых элементов, а курсанту нужно было освоить практику безмоторного полета, а это уже куда сложнее.

Техника пилотирования на планере имеет ряд особенностей и существенно отличается от техники пилотирования летательных аппаратов, имеющих двигатель (самолет, вертолет, дельталет и т. д .). Летчик-планерист не должен допускать каких-либо грубых ошибок, особенно в расчетах на посадку и при посадке, так как допущенную ошибку невозможно исправить уходом на второй круг. Поэтому техника пилотирования планериста должна быть отработана до такого уровня, чтобы были исключены любые ошибки в пилотировании планера.

Основой спортивного планеризма являются полеты на парение, то есть полеты с использованием восходящих потоков теплого воздуха, которые возникают в основном от прогрева земли солнцем, когда планер, подчиняясь умению пилота, может держаться в воздухе много часов и пролететь большое расстояние. Но такое умение не приходит само собой. Будут и неудачи, и промахи, и досадные упущения, но при большом желании летать планерист преодолеет все трудности и, кто знает, может быть, пролетит не одну тысячу километров, поднимется в стратосферу или разовьет невиданную скорость.

Парящие полеты - это творчество, ни один полет не бывает похожим на другой, в каждом полете находится всегда что-то новенькое.

Первоначальная летная подготовка на учебном планере в основном прививает человеку любовь к авиации, дает ощущение радости полета, совершенствование знаний и умений, приучает к летной дисциплине и порядку в летной работе. Летчик или парашютист - это не специальность, это - призвание. Это соответствующие состояния души, сердца, это - верность небу.

«Мотор» планера - это восходящие потоки теплого воздуха. Научившись использовать их энергию, планерист парит на планере легко и красиво, как парят в поднебесье орлы и аисты.

В большинстве случаев юноша, начавший свой жизненный путь с обучения полетам на планере, в дальнейшем целиком посвящает себя авиации, становится летчиком, авиационным инженером, конструктором, космонавтом, спортсменом и достигает больших успехов.

В начале 60-х годов ХХ века наши юноши, научившись хорошо летать на планере, связали свою судьбу с большой авиацией. Ста-ли военными летчиками Евгений Петухов, Юрий Леонов, Александр Черник, Юрий Савин, Вик-тор Кудрявцев, летчиками гражданской авиации - Александр Назимов, Виктор Егоров, Валерий Егоров, летчиками-инструкторами в авиаспортклубе - Владимир Алексеев, Александр Храпенков, Михаил Симонов, Сергей Михайлов. Жанетта Алексеева, инструктор-летчик I класса, 10 лет возглавляла Великолукский авиаспортклуб. Немало ее учеников шагнуло в большую авиацию.

В те времена и в той стране молодежь могла заниматься авиационными, техническими и прикладными видами спорта бесплатно, было бы только желание. Но наступили другие времена и эти виды спорта стали не нужны, секции и клубы прекратили свое существование. А ведь это был не только спорт, а еще и большая работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке ее к службе в армии, подготовке настоящих защитников Родины.

Остается надежда, что на эти виды спорта обратят внимание  власти различного уровня. И что в городе воинской славы, где существуют юнармия, кадеты, проводится большая патриотическая работа, много есть молодежи, желающей заниматься авиационным спортом, все же возродится спортивная авиация.

Возрождение же авиационного спорта в Псковской области даст подъем в деле военно-патриотического воспитания, развития физической культуры, подготовки к службе в армии. Надеемся, что трудности временные и преодолимые.

А сегодня поздравляем всех, кто связан с авиацией, с праздником, Днем российского планериста! Здоровья, благополучия, исполнения желаний!

В. И. АЛЕКСЕЕВ,

ветеран Великолукского АСК, летчик-инструктор-планерист

С. А. ТИХОНОВ,

мастер спорта

Создано: 10.11.2020 12:27

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить