Ключевой транспортный узел
В отличие от остальных площадей Великих Лук, нынешняя площадь Калинина не с самого начала стала центром и развязкой городских автодорог, соединяющих разные районы города. Ее роль стала возрастать по мере того, как часть пассажиропотока в начале «нулевых» была направлена сюда с улицы Зверева. А окончательно превратил площадь Калинина в крупный транспортный узел ввод в строй путепровода через железнодорожные пути. Отныне кратчайший путь на выезд из Великих Лук на федеральную трассу М9 из Северной, Восточной и Центральной частей города пролегает именно через площадь Калинина.
Сегодня площадь Калинина переживает первую не просто реконструкцию, а серьезно обновляет инфраструктуру. Как под землей, так и на поверхности. Впервые в Псковской области здесь появятся подземные пешеходные переходы. На помощь автомобилистам придет перекресток с круговым движением. Строительные работы идут своим чередом, с учетом специфики объекта. Хочу поделиться о другом.
Вообще принято считать, что площадь Калинина на месте бывшей Кошачьей слободы поселка Карцево сформировалась в начале 60-х. Однако, известно, что даже в 70-м году основную ее часть занимали болото, огороды и старые домики. Картина в те времена была здесь интересная: солидные «сталинские» дома по проспекту Ленина резко заканчивались зданием № 48, в котором сейчас размещается отделение Сбербанка, а дальше - камыши.
Только спустя восемь лет через дорогу от красивой «сталинки» появился пятиэтажный дом «без излишеств» (дом №55). К тому времени глава советского государства Никита Хрущев провозгласил принцип простоты в строительстве. Цель была очевидна: дешевле (а значит, проще) и больше жилья.
Надо сказать, что уникальность площади Калинина в том, что пока она создавалась, в итоге воплотила в себе три стиля или три эпохи в строительстве зданий: сталинскую, хрущевскую и брежневскую.
Последний, самый молодой и современный по тем временам дом - это девятиэтажка из силикатного кирпича (пл. Калинина, 3). Построена в 1978 году. До нее здесь (под аркой) проходила улица Дзержинского. «Сталинка» была построена в 1959-м, а длинная и огибающая пространство площади пятиэтажка с огромным магазином со стеклянными витринами (в советское время назывался «Универмаг») - в 1970-м.
Вот так долго строилась площадь, да и вообще обустраивалось здесь пространство. Потеряв в 1957-м статус областного центра, наш город лишился и многих возможностей. Площадь Калинина - наглядный пример архитектурной солянки.
Отмечу, что в архивах горисполкома есть данные, из которых видно, каких огромных средств бюджету Великих Лук стоила засыпка болот под стройки. Однако несмотря на то, что уже в 70-е годы Великие Луки как крупный промышленный центр Северо-Запада РСФСР строились, как сейчас говорят «за свой», а вовсе не республиканский и, тем более, союзный счет, город имел очень солидные амбиции развития.
Так что, нынешние масштабные стройки, развивающие город и его инфраструктуру, меняющие облик, создающие новые социальные практики в жизни великолучан, - это, без всяких лозунгов и рекламы, огромный шаг вперед.
И. Долгих
Создано: 10.11.2020 12:22