АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Талантливый скрипач

 

15 октября исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, основоположника традиций скрипичной исполнительской школы в нашем городе, ветерана труда Альбинаса Вацлавовича Циплияускаса. Его воспитанники и коллеги делятся своими воспоминаниями на страницах нашей газеты.

Лилия Владимировна Спиридонова:

Настройщика моего фортепиано, легендарной «Ласточки», в нашей семье ждали, как ожидают доктора к пациенту, с большим нетерпением. Стала упрямо западать «соль» в большой октаве, а заодно с ней и «до» в малой, вследствие чего партия аккомпанемента в любимых мамой вальсах Штрауса «захромала» и потеряла опору на басах. И вот однажды вечером в квартире появился учтивый, приветливый господин с небольшим чемоданчиком. Внимательный взгляд, благородные манеры поведения и вдобавок ко всему мягкий прибалтийский акцент мгновенно внушали уважение к нему. А та кропотливость в работе, с которой он отнесся к настройке, еще больше его укрепила. Он вслушивался в звучание каждой клавиши, соединяя их в общий гармоничный строй. При этом он объяснял мне особенности механики фортепиано, сразу отметив его достоинства - чистоту звука без наслоения обертонов. Вторая похвала прозвучала в ад-рес моих музыкальных наставников - Ларисы Семеновны Ронинсон по специальности и Евгении Александровны Шевяковой по сольфеджио и хору, к которым в моей семье и ученической среде было почтительное отношение, как к непререкаемым авторитетам. Оно и по сей день остается со мной. И хотя за плечами 38 лет педагогической деятельности и лекторской практики, общение с большими мастерами музыкального искусства, то детское впечатление от творческого горения и позитивной энергетики педагогов музыкальной школы не дало повода усомниться в их педагогической методике. А первое знакомство с Альбинасом Вацлавовичем Циплияускасом запечатлелось своего рода «визитной карточкой» в детской памяти.

Влюбленность в музыку окончательно довершили занятия по классу аккомпанемента. Они проходили на 2 этаже старого особняка на ул. Либкнехта в аудитории струнных инструментов в неизменном присутствии заведующего оркестровым отделом, коим являлся Альбинас Вацлавович. Я репетировала ре-минорный концерт Баха-Вивальди с учениками Галины Николаевны Прищепа, выпускницы класса Циплияускаса, энтузиаста, поистине «фанатика» скрипки. Строгость взыскательного наставника и эмоциональный порыв молодого педагога создавали незабываемую атмосферу подлинного творчества.

Тщательно выученная с Ларисой Семеновной фортепианная партия становилась гибким базисом музыкальной речи, скрипичной темы, наполненной выразительными интонациями. Так проходило музыкальное взросление, духовное становление входящих в Музыку.

И сколь горьким было прощание впоследствии с любимыми педагогами, ставшими соратниками, проводы в последний путь. С уходом их и целого ряда замечательных педагогов завершилась какая-то важная, основополагающая глава в биографии музыкальной школы, в истории музыкального воспитания Псковского края.

Посвященные в таинство творчества Циплияускаса, Ронинсон и Прищепа унаследовали чувство меры, избирательность вкуса и музыкальных пристрастий, особенность восприятия мира через прекрасное. Служение музыкальному искусству достойно продолжает сын Альбинаса Вацлавовича - Альбинас Циплияускас, известный композитор-песенник, аранжировщик, директор студии звукозаписи «Гамма».

VIVA, МУЗЫКА!

Наталья Григорьевна Новицкая:

С Альбинасом Вацлавовичем мы сотрудничали очень тесно, я аккомпанировала его ученикам, его соло, ансамблю скрипачей-преподавателей под его руководством. Хочется отметить прекрасный репертуар, основу которого составляла мировая классика. В старой школе у нас был камерный ансамбль - квинтет. Его состав: Альбинас Вацлавович - альт, I скрипка - Инна Маркина, II скрипка - Нина Зиновьева, виолончель - Зинаида Подивилова (Федорова), я - за роялем. Как интересно было работать над квинтетом Аренского! Сложное произведение, светлая тема, виртуозная фортепианная партия, переклички и альянс инструментов, желание «вылепить» музыкальный образ. Альбинас Вацлавович в качестве руководителя нашего ансамбля давал точные указания, работал детально. В итоге наш совместный труд увенчался большим успехом: мы стали лауреатами Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества в Ленинграде, нам вручили памятные медали. Помню, что в жюри был кумир интеллигенции, прославленный артист БДТ Вячеслав Стржельчик. Довелось мне заниматься с сыном Альбинаса Вацлавовича Аликом и его энергичной супругой - Марией Петровной. Она училась по вечерней школе, вела музыкальные занятия в детском саду.

Уезжая летом в Литву с семьей, Альбинас Вяцлавович предоставлял нашей семье свой дом в Новинках. Чудесное место, живописное, в окружении леса, с ягодами, грибами. Альбинас Вяцлавович многие годы дружил с литовским композитором, пианистом и дирижером, профессором Вильнюсской консерватории, народным артистом СССР Балисом Дварионасом, их объединяли переписка и совместный летний отдых. В юные годы в Каунасской консерватории Альбинас Вацлавович занимался у профессора Меца, ученика основателя русской скрипичной школы, знаменитого петербургского скрипача Леопольда Ауэра. Альбинас Вацлавович был I скрипкой в оркестре оперного театра, филармонии, преподавал в музыкальном училище. В Великих Луках он появился в 1960 г., начал плодотворно преподавать, возглавлял оркестровый отдел. Более 40 выпускников Альбинаса Вацлавовича стали как музыкантами-любителями, так и профессионалами. В их числе талантливый Ян Вилькомир, уже студентом Рижской консерватории трагически погибший при спасении утопающего; одаренный Владимир Кириков, переведенный в спецшколу при Ленинградской консерватории, руководитель ансамбля альтистов в Чехии; в недавнем прошлом ведущие преподаватели ДМШ № 1 Галина Николаевна Прищепа, Нелли Ивановна Терехова, Светлана Ивановна Видяйкина, Нина Николаевна Зиновьева.

С большим уважением и добрыми чувствами вспоминаю Альбинаса Вацлавовича, настоящего мастера скрипичной игры, прекрасного педагога.

Эльвира Владимировна Степанова:

Начну с того, что в 1972 г. после окончания Кишиневского института искусств я вернулась в родной город и начала работать в ДМШ им. Мусоргского.

Когда же в скором времени я была назначена завучем, то почувствовала ощутимую моральную поддержку со стороны Альбинаса Вацлавовича, что мне было весьма необходимо. В его лице я нашла единомышленника, приверженца серьезного, высокого искусства, что роднило его с моим педагогом в Кишиневе - Заслуженным деятелем искусств Армянской ССР - Василием Ивановичем Агунтяном. Довольно скоро я убедилась в прекрасных деловых качествах Альбинаса Вацлавовоича. Можно сказать, что им заложена скрипичная школа Великих Лук в понятии исполнительская традиция, ведь его многочисленные воспитанники развили и укрепили ее в своих учениках, среди которых немало одаренных музыкантов.

На экзаменах Альбинас Вацлавович оценивал строго и беспристрастно, не интересуясь лирическими отступлениями о трудностях обучения. Держал высокую планку. Создатель оркестрового отдела, педагогического ансамбля скрипачей, камерного оркестра, Альбинас Вацлавович был тонким, образованным музыкантом и талантливым скрипачом. С каким блеском он в дуэте с Аркадием Васильевичем Козловым, в прошлом концертирующим артистом Калининской филармонии, исполнял «Чардаш» Монти. Обилие штрихов, техническая свобода…

Альбинас Вацлавович оказывал методическую помощь своим младшим коллегам, постоянно бывал на репетициях ансамбля баянистов Козлова, наблюдал за репертуаром вокального ансамбля преподавателей под моим руководством.

С появлением большого концертного зала в новом здании школы стали частыми выступления именитых музыкантов, солистов и коллективов. Перед каждым концертом Альбинас Вацлавович подолгу настраивал рояли, ему никогда не приходилось об этом напоминать. И как приятно было слышать от артистов, что рояли в полном порядке. А сколько добрых слов неизменно произносила в адрес ансамбля скрипачей ведущий советский музыковед Светлана Викторовна Виноградова в дни фестиваля, посвященного Мусоргскому. К ее мнению присоединялись и другие мастера искусств с мировыми именами.

Альбинас Вацлавович «лечил» оркестровые инструменты и фортепиано в школе и у горожан. Приведу в качестве примера случай с моим роялем. В нашем доме на Садовой он занимал добрую половину гостиной. Польской работы, из красного дерева под черным блестящим лаком, с резными рельефами пюпитра и ножек, с инкрустацией и вставками из синего шелка, он требовал доброго ремонта. Авторитетные настройщики не брались за него. И вот он дождался своего часа, пришел на помощь Альбинас Вацлавович…

Без ложной скромности могу сказать, что ни в одной другой школе области не было таких скрипичных и оркестровых коллективов, как в школе им. Мусоргского. Безусловно, в этом великая заслуга Альбинаса Вацлавовича, незаурядного музыканта-исполнителя, педагога и личности.

А. В. Циплияускаса вспоминает его ученица Тамара Николаевна Мамина (Бурова) (Рассказ записан Калининой Л. П.):

С детства я очень любила петь и мечтала учиться в музыкальной школе. Жили мы на окраине города, водить меня было некому, и я впервые переступила порог музыкальной школы только в 11 лет. Вступительные экзамены я сдала на пятерки, но пианино дома не было, и приемная комиссия предложила мне учиться играть не на нем, как я мечтала, а на скрипке.

И вот в самом начале сентября 1961 года я, повторяя про себя трудное имя учителя - Альбинас Вацлавович, - с волнением поднимаюсь по гулкой деревянной лестнице на 2 этаж музыкальной школы на свой первый скрипичный урок. Несмело открываю дверь и попадаю в необычный мир, созданной трудом и талантом моего замечательного учителя. Даже запах в классе стоял особый: непривычный запах канифоли и клея, которым учитель лечил поврежденные учениками скрипки. Скрипок в классе было много. Они хранились не только в шкафу, они лежали везде, - большие, средние и совсем маленькие. Сам класс по размеру был довольно большим, светлым и уютным. Рядом с дверью была черная круглая печь. У стены стояло черное пианино, меж двумя окнами помещался учительский стол. Напротив - высокие и низкие пюпитры. Учи-тель мне понравился сразу. Не очень молодой, но и не старый, с зеленовато-серыми глазами, с приветливым, благородным лицом. Светлые, с проседью волосы аккуратно, красивыми волнами были зачесаны назад.

Одет он был тоже очень красиво, с большим вкусом. И вся одежда была подобрана в тон. Особенно запомнились серая жилетка с оригинальной заколкой и до блеска начищенные туфли.

За пюпитрами со скрипками сидели ученики. Все они были младше меня. Мы быстро подружились, вместе играя в оркестре и ансамблях, созданных для нас учителем.

Непривычным было обращение учителя с нами. Уважительное, доброжелательное, отечески любовное. Он никогда не повышал голоса, разговаривал спокойно и учил не только играть на скрипке, но и воспитывал на примерах из жизни.

На уроках всегда было очень интересно, и мы трудились с большим энтузиазмом.

За год я прошла программу первых двух классов, окончила школу за 6 лет, а потом поступила в музыкальное училище г. Пскова.

Воспоминания о Циплияускасе С. Видяйкиной:

Уроки моего педагога по классу скрипки в ДМШ им. Мусоргского А. В. Циплияускаса были очень интересны, время проходило незаметно, порой не хотелось, чтобы они заканчивались. У меня до сих пор сохранился дневник. В него Альбинас Вацлавович очень аккуратно, каллиграфическим почерком, записывал домашние задания. Писал он обычной перьевой ручкой, шариковых тогда еще не было, и аккуратно промокал написанное промокашкой, вложенной в дневник. В каждом его движении проскальзывали аристократизм и гордость.

Он учил своих учеников не только музыке, но и этике. Был очень требовательным, строгим, но в тоже время очень добрым педагогом. Любил поговорить на уроках не только о музыке, но и о жизни. Всегда очень тактичный, сдержанный к своим ученикам, бывало, он сердился, если кто приходил неподготовленным, но никогда не кричал, не повышал голоса.

Всегда был опрятен, аккуратен, даже можно сказать, педантичен. С ним всегда было приятно пообщаться, уроки пролетали незаметно. Он заботился и переживал за своих учеников. Когда я поступала в музыкальное училище, была благодарна ему за отеческое вниманием к нам, ученикам. Альбинас Вацлавович приехал на вступительные экзамены в Псковское музыкальное училище и присутствовал на них. Мой преподаватель, у которого я училась в музыкальном училище, сказал мне, что был поражен приездом Альбинаса Вацлавовича на эти экзамены. Это мог сделать только человек высокой нравственной культуры, сказал он. Не удивительно, что в класс его всегда был конкурс, количество учеников доходило до 30 человек и не удивительно, что его ученики целыми выпусками поступали в музыкальные училища Пскова, Риги, Ленинграда и других городов.

Они работают в разных городах нашей страны. Группа учеников вернулась в родную музыкальную школу преподавателями. Это Прищепа, Терехова, Видяйкина. Много внимания Альбинас Вацлавович уделял ансамблевому музицированию в созданном им камерном оркестре, в дуэтах, трио, квартетах и трех скрипичных ансамблях - детских младшем и старшем и преподавательском. Все эти коллективы постоянно выступали с концертами на школьной сцене и в городе. Много выступал с концертами и сам Альбинас Вацлавовоич с созданными им различными педагогическими коллективами.

Материал подготовила

Лилия Спиридонова

Создано: 15.10.2020 10:41

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить