Погиб за нас и ради нас
Герой Афганистана учился в Великих Луках
Жил простой русский деревенский парень Володя Добряков. Жил в деревнях Райская и Уда Бежаницкого района. Вместе с братьями Сергеем и Алёшей строил планы на будущее. Работал, учился на электрика в великолукском ПТУ № 5.
А 13 июля 1987 года парень погиб в Афганистане. И стал сразу и навечно ефрейтором Владимиром Евгеньевичем Добряковым. Стал историей и памятью.
Как именно Добряков погиб - не сообщается. До сих пор не сообщается. Хотя это и не так важно. Важно, что тогда советские солдаты остановили в Афганистане большую войну, а обгоревшее тело Володи было доставлено на родную землю и похоронено прямо рядом с домом, на сельском кладбище.
Письмо от 5 июля 1987 года: «Здравствуйте, мои родные!
Мама, папа, Сергей и Алёшка. С горячим армейским приветом к вам ваш сын и брат Володя. Вот пришел из бани и решил написать вам письмо.
Немного о себе. У меня все хорошо, служба идет нормально. Погода, как всегда, жаркая. Вчера были на фильме. Фильм про воспоминания Высоцкого. Один месяц лета уже прошел, осталось уже каких-то три месяца и домой.
Ну что, писать больше нечего. Пишите, как у вас дела, как здоровье, что нового, какие изменения, кто женился, кто из армии пришел…».
Как чувствовал, Владимир, что вопрос, кто именно пришёл из армии становится в те дни самым главным. Совсем немного и он сам не дослужил.
Наверное, судьба тянула
Связи с родными своего учащегося училище № 5, нынешний политехнический колледж, никогда не прерывало. Вот и в этом году, только предоставилась возможность, только наступило послабление в противоэпидемических мероприятиях, как заместитель директора колледжа С. В. Дряхлёнков вместе с активистами Великолукской организации воинов-«афганцев» отправился в Бежаницкий район.
Деревня Уда находится в 120 км от Великих Лук. За одноименной речкой Уда. К нам присоединился главный специалист Администрации сельского поселения «Чихачёвское» Сергей Анатольевич Андреев. Его брат Андрей тоже воевал в Афганистане, был водителем. Поэтому человек прекрасно понимает, как важна память и поддержка родным.
В Уде нас встречает большой крепкий дом. Через дорогу – хлев, баня. Сразу чувствуется, что семья Добряковых из тех деревенских хозяев, на которых издревле все и всегда держалось.
Заходим в дом. Смотрим фотографии. Валентина Павловна, мать Володи, называет места, где служил сын – Калагай, Пули-Хумри… Далекие, малопонятные названия, но все-таки немного теплые и родные.
- А как отправили к границе, к Душанбе, смотрю на карту и думаю: не иначе в Афган отправят. Оказалось, так и есть…
Валентина Павловна вспоминает:
- Сергею, старшему сыну, в 1985-м приходить, а Вовку забрали. Он однажды и говорит: мне завтра в отправку. Как так?! Давай попросим военкомат, чтобы с братом хотя бы встретились. Отвечал: ни за что, я пойду в армию со своими ровесниками.
Переночевал в Бежаницах у родственников. Они еще проспали, уже на вокзале догоняли группу. Судьба, наверное, тянула…
Листаем альбомы и газетные вырезки. Валентина Павловна сетует:
- Украли звезду со знака «Воину-интернационалисту». Она мне надо и не надо, но совести нет у некоторых людей.
С. В. Дряхлёнков:
- У семьи Шиковых уперли орден Мужества. А ты говоришь!
Очень хороший был
За разговорами собираемся на кладбище. Мать рассказывает, что весть о смерти сына застала ее, когда грабила сено. А младший Алёшка так в армию и не был призван, раз Володя погиб.
Идем за огород минут десять. Останавливаемся у могильного камня. Возлагаем цветы. «Афганцы» отдают своему боевому товарищу честь.
- Валентина Павловна, каким он был?
- Очень хороший был. Знаете, как отправлялся он, я вслед гляжу, вижу: идет такой стройный, оглянется...
У меня все мальцы хорошие. Что больший, что Вовушка был, что Лёшенька. Сыновья сейчас приедут, никогда без дела не сидят. Ругаюсь: посидите вы. Нет. Сразу за работу берутся.
- По дому видно, что крепко хозяйство держат.
- И отец был такой. И мамка не хуже. Такой породы. У меня и братья были работяги все. И дома у всех построены хорошие, новые.
Вот один больший брат мой жил километрах в 10 отсюда, он ходил нам помогал. Пешком ходил. Гляжу, уже брат бежит помогать моему деду.
12 лет мы отжили в Райском. Потом, в 1983 году, переехали на Уду.
- Райская от слова «рай»?
- Райская раньше была с километр длиной, а сейчас там человек 13, вместе с дачниками.
За конкретную память
По пути заезжаем в сквер Псковских десантников, открытый недавно в Бежаницах. Два ряда гранитных плит, по центру – бюст бойца героической 6-й роты гвардии рядового Алексея Нищенко.
С. В. Дряхлёнков в разговоре подчеркивает, что поездка планировалась давно:
- Немного прервана была традиция. Несколько лет не ездили в связи с объединением училищ, теперь возобновили поездки. Мой заместитель Нина Харитоновна Иванова постоянно ездила.
Жалко, что одни из лучших на войнах погибают. Из российской глубинки ребята погибают. Их нельзя забывать. Потому что они погибли за нас и ради нас.
Ветеран войны в Афганистане Али Надир-оглы Оруджов:
- Съездили, душе спокойно стало. Дальше надо будет организовать поездки к родным других ветеранов войн в Афганистане, Чечне. Думаю, что это мы сделаем.
В плане у нас также облагораживание могил. Лейтенанту Семёнову сделали. Могилу Милютина в ближайшее время должны обустроить.
И, конечно, будем стараться родных других ветеранов боевых действий, которых нет с нами, помочь.
Анатолий Васильевич Добрянский добавляет:
- Память никогда не должна пропадать, всегда оставаясь в наших сердцах. Воины-«афганцы» друг без друга не смогут. Тем более поддержать родителей приятно, показать, что не забывают их детей, которые совершили подвиг. Поэтому эта поездка очень важна.
Память не бывает памятью вообще, она всегда должна в чем-то конкретном выражаться.
А. Н. Оруджов:
- Мы, живые, должны помнить о погибших и всегда их память хранить. Вот и все!
Ни больше. Но и не меньше!
А. Канавщиков
Создано: 08.09.2020 15:18