Государство планирует забрать 200 млрд рублей у нефтяников
Министерство финансов намерено ухудшить параметры налога на дополнительный доход (НДД) для компаний
Минфин внес в правительство законопроект о пересмотре параметров налога на дополнительный доход (НДД), передает «Коммерсант». Ведомство подготовило поправки в связи с тем, что всего за год действия НДД бюджет, по оценке министерства, недополучил 213 млрд руб.
НДД начал действовать в 2019 году в качестве эксперимента. В ходе него налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а финансовый результат, то есть выручка от продажи нефти за минусом затрат. Чтобы гарантировать поступления в бюджет, в расчет НДД включен пониженный НДПИ (примерно 60% от обычной ставки), который вычитается из налогооблагаемой базы.
На НДД перевели четыре группы месторождений, которые отличались выработанностью, наличием льгот и определенным месторасположением. Самой большой по объему добычи (около 26 млн т в год) оказалась вторая группа - месторождения, которые имели льготы по экспортной пошлине на нефть и могли переходить на НДД добровольно. Как заметили в Минфине, именно на вторую группу пришелся основной объем выпадающих доходов.
Своим законопроектом Минфин предлагает изменения, которые можно разделить на две части:
- первая ухудшает условия НДД для всех групп месторождений. Предлагается запрет на уменьшение налогооблагаемой базы более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3 до 7% в год начиная с 2020 года, сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7140 руб. на тонну, которую должны были повысить до 9520 руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, а потом повысить всего до 8600 руб.;
- вторая часть предусматривает ухудшение условий конкретно для второй группы месторождений. Вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используют при расчете НДД) в 2021-2023 годах предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5. То есть налоговая нагрузка для месторождений второй группы станет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.
По оценке Минфина, эти меры могут принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году. Прогноз на 2023 год в пояснительной записке не уточняется, но, по словам источников «Коммерсанта», в целом речь идет примерно о 200 млрд руб. за три года. Сильнее всего могут пострадать «Газпром нефть» и «Роснефть», поскольку во вторую группу входят именно их месторождения.
Право.ru
Создано: 05.08.2020 16:19