АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Российскому парашютному спорту - 90 лет!

 

26 июля все парашютисты страны отмечают свой профессиональный спортивный праздник. В этот день в 1930 году несколько энтузиастов парашютного спорта под руководством военного летчика Л. Минова, поднявшись на тяжелом самолете с аэродрома близ Воронежа, впервые совершили групповой прыжок с парашютом. С тех пор парашютизм в СССР стал развиваться ускоренными темпами, а день 26 июля стал праздничным - Днем парашютиста.

Упорный труд многих поколений исследователей, ученых, конструкторов позволил человеку завоевать огромный воздушный океан, проникнуть в космос. Сначала в небе появились воздушные шары и дирижабли, потом планеры и самолеты. И тогда, на заре развития аэронавтики, возникла необходимость в спасательных средствах для авиаторов, рвущихся в небо, в случае аварии в воздухе, и таким надежным средством стал парашют.

Сохранилось много легенд о том, как появился парашют в России. В 1806 году в газете «Московские новости» было описано, как воздухоплаватель Александровский поднялся на воздушном шаре и с большой высоты совершил прыжок с парашютом. Такой парашют был сложной конструкции, крепился к оболочке шара и не всегда срабатывал в аварийной обстановке.

Изобретатели многих стран работали над совершенствованием таких парашютов. Крепили их

к оболочке шара, корзине шара,  фюзеляжу самолета и т. д., но это не приводило к нужном результату, к созданию такого парашюта, который был бы всегда с летчиком.

Правильно реализовать идею приспособления парашюта как средства спасения авиаторов при аварии летательного аппарата удалось лишь русскому изобретателю Глебу Котельникову. Однажды в присутствии Котельникова, в воздухе разрушился и упал самолет, который пилотировал русский летчик Мацневич. Гибель Мацневича потрясла Котельникова, и он решил обязательно построить аппарат для спасения жизни авиатора.

В то время в ряде стран уже использовались парашюты, но их конструкция была ненадежна. Она не обеспечивала спасения людей, и летчики редко такими парашютами пользовались.

В 1911 году Котельников сконструировал принципиально новый парашют свободного падения. Он существенно отличался от имеющихся у летчиков тем, что располагался не под самолетом, а на летчике и мог быть введен в действие по желанию летчика в свободном падении после покидания самолета. Принцип, заключенный в схему парашюта Котельникова, сохранился и до настоящего времени во всех спасательных и спортивных парашютах.

В 1927 году летчик, в будущем Герой Советского Союза, генерал-полковник М. М. Громов впервые в СССР воспользовался спасательным парашютом, покинув в испытательном полете не вышедший из штопора самолет. После этого парашют стал верным спутником летного состава Советской авиации.

С развитием парашютного дела в стране были приняты все меры, чтобы парашютизм стал предельно безопасным. Советские конструкторы изобрели и создали прекрасные парашюты, действующие безотказно в любых условиях.

Большой вклад в развитие парашютизма внесли братья Николай, Владимир, Анатолий Доронины, создавшие лучшие в мире приборы для автоматического раскрытия парашюта, за что были удостоены Государственной премии.

Подлинно массовое развитие парашютного спорта было положено решением ЦК ВЛКСМ и ЦС ОСОАВИАХИМа от 7 сентября 1934 года. В нем говорилось: «Парашютный спорт требует от занимающихся им упорной физической подготовки, воспитания дисциплинированности, что не может не иметь огромного значения для всего дела социалистического строительства, укрепления обороноспособности нашей страны и подготовки волевых и отважных бойцов РККА. Комсомол должен быть организатором и шефом парашютного спорта. Комсомолу принадлежит заслуга в превращении парашютизма в самый любимый и популярный вид воздушного спорта нашей молодежи».

В сентябре 1935 года постановлением ЦС ОСОАВИАХИМа был создан Всесоюзный парашютный центр, призванный готовить квалифицированных летчиков-инструкторов-парашютистов. В первый набор было зачислено более 100 курсантов. Юноши и девушки, прибывшие на учебу, уже имели первоначальную подготовку по программе пилота, полученную в аэроклубе. Теперь им предстояло получить новую квалификацию - инструктор-парашютист I категории, получить право готовить парашютистов и вывозить их на прыжок с парашютом.

Всесоюзный парашютный центр ОСОАВИАХИМа подготовил немало хороших специалистов, которые позволили парашютизму приобрести еще больший размах и массовость. Советские спортсмены завоевали тогда почти все мировые рекорды и регулярно прославляли Родину замечательными успехами.

К великому сожалению, сейчас этот вид некогда массового вида спорта развит очень слабо.

В то время как прыжок с парашютом является настоящим экзаменом на смелость. Мы привыкли, что у многих спортсменов на личном счету тысячи прыжков, но ведь и тот, кто 2-3 раза шагнул в небо - тоже многое познал. Главное - он преодолел страх и волнение, решился отважно сделать этот шаг, может быть, самый трудный в его жизни. И он сделал его, поверил в себя и парашют. Такой человек не растеряется перед сложностями в жизни.

Обширна и разнообразна в наше время область применения парашюта. В труднодоступные места с его помощью добираются врачи. На тушение лесных пожаров прыгают пожарные парашютисты. Пользуются услугами парашюта геологи, полярники, рыбаки...

С появлением скоростных самолетов нашлась работа парашюту в качестве тормоза для уменьшения пробега машины на посадке. Шагнул парашют и в космонавтику. Сначала он доставлял на Землю приборные отсеки геофизических ракет, побывавших в космосе, а потом - спускаемые аппараты космических кораблей.

Под куполом парашютов возвращались из своих звездных рейсов и первые летчики-космонавты. Также парашютные системы осваивают и небо других планет: автоматические станции впервые в истории человечества совершили мягкую посадку на Венере и Марсе, опустившись под куполом парашюта. С помощью парашюта опускается на землю военная техника, приземляются воины-десантники - крылатая пехота.

А еще - это был самый массовый вид спорта советской молодежи. С 1970 года Великолукский авиаспортклуб (АСК) был перепрофилирован с планерного в парашютный.

Руководство клуба и летчики-инструкторы переучились на летчиков-парашютистов. Было получено парашютное имущество, самолет Ан-2 и другая техника. Был построен парашютный тренажерный городок с необходимыми тренировочными спортивными снарядами.

Началась подготовка первой спортивной группы желающих прыгнуть с парашютом. Первым из юношей «распечатал» Великолукское небо студент Великолукского сельхозинститута Владимир Булин, а из девушек - работница трикотажной фабрики и студент СЗПИ Светлана Орехова. В дальнейшем они входили в сборную команду Псковской области, став хорошими спортсменами-парашютистами.

В тот день совершили первый прыжок также Владимир Кирсанов, Анатолий Никитенков, Анатолий Мельдер, Анатолий Козловский, Сергей Грехов, Владимир Зуев, Владимир Николаев, Владимир Прохоров, Александр Борисов, Валентина Суэтова, Галина Лосева, Галина Виноградова, Владимир Ипатов, Виктор Иванов, Татьяна Малахова, Татьяна Зубарева и другие подготовленные спортсмены. Первые прыжки прошли успешно, что вселило уверенность в правильности выбранной методики подготовки парашютистов всему составу клуба.

Выполнив три прыжка с парашютом, получив удостоверение спортсмена III разряда, желающие продолжить совершать прыжки, начали осваивать более сложные виды прыжков с парашютом, такие как прыжок с ручным раскрытием парашюта, прыжок с задержкой раскрытия парашюта в 5, 10, 15, 20, 30 секунд и, конечно, прыжок на точность приземления, а мишень - это крест, выложенный на земле.

Росло количество выполненных прыжков, росло и мастерство спортсменов. Команда Великолукского АСК в составе спортсменов-парашютистов I разряда Галины Рыбкиной, Ларисы Шабановой, Татьяны Малаховой, Натальи Калининой, Владимира Харлапенкова, Владимира Булина, Татьяны Тузиковой, Светланы Ореховой, Галины Виноградовой, Владимира Зуева, Галины Петровой под руководством тренера Александра Храпенкова участвовала в зональных и российских соревнованиях, представляя Псковскую область, где можно было посмотреть, как выполняют прыжки спортсмены из других клубов, и себя показать.

Это были спортсмены первого набора. Им на смену пришли другие и продолжили начатое первыми развитие парашютного спорта в нашем городе и области, прославляя Великолукский авиаспортклуб.

Первыми мастерами спорта стали Александр Храпенков, Владимир Никитин, Владимир Харлапенков, Сергей Михайлов, Александр Леонов, Ирина Ломина, Ирина Новикова, Татьяна Раенкова, Владимир Матрунич, Сергей Тихонов, Сергей Титов, Сергей Кириллов, Дмитрий Кравченко, Александр Воробьев, Владимир Балабко, Михаил Ломин, Юрий Рощин, Вячеслав Колосов, Лариса Акимова. Кандидатами в мастера спорта стали Виктор Иванов, Владимир Прохоров, Александр Борисов, Галина Рыбкина и другие.

Проводились городские, внутриклубные, областные соревнования, а также совместные учебно-тренировочные сборы парашютистов Псковской дивизии ВДВ и спортсменов Великолукского АСК, где уроки мастерства преподавали заслуженный мастер спорта, чемпион мира по парашютному спорту Олег Николаевич Казаков, мастер спорта Владимир Николаевич Трусов, другие спортсмены Псковской дивизии. Такие совместные сборы давали очень много для повышения мастерства парашютистов-великолучан.

Клубом проводились показательные выступления парашютистов по всей Псковской области по знаменательным датам, где они были желанными гостями. Так, 23 февраля спортсмены совершали прыжки к месту подвига А. Матросова. В День освобождения города прыгали на крепость. В День железнодорожника прыгали на воду на озере Малый Иван в Опухликах. 19 мая, в День пионерии, в любую погоду выполнялись показательные прыжки на крепость, что было настоящим праздником для детей. Перед началом мотокросса памяти К. К. Рокоссовского выполнялись прыжки парашютистов на мототрассу в Булынино.

Также в авиаспортклубе были налажены дружеские связи с парашютистами ГДР. Немецкие спортсмены приезжали к нам, а наша группа ездила в ГДР. В клубе проходили парашютную подготовку слушатели Высшей комсомольской школы. Ежегодно приезжали 30-35 человек слушателей для выполнения прыжков с парашютом. Руководил такими группами знаменитый парашютист Иван Иванович Лисов, генерал-лейтенант, который совместно с В. Ф. Маргеловым создавал ВДВ.

Ежегодно АСК готовил 180-200 призывников для службы в ВДВ, а также более 1000 «перворазников» из числа студентов, учащихся школ и рабочей молодежи города и районных центров области. Эта работа проводилась инструкторами-парашютистами общественниками. Целенаправленно среди молодежи проводилась военно-патриотическая воспитательная работа.

Выпускники Великолукского АСК достигли хороших успехов на поприще парашютного спорта. Так, мастера спорта: Сергей Александрович Титов - чемпион России, Сергей Анатольевич Тихонов - чемпион ВДВ, Сергей Григорьевич Коломиец - чемпион ВДВ, Сергей Кириллов - призер чемпион ВДВ, Галина Стегалина (Петрова) - чемпион и рекордсменом Казахстана, призер чемпионатов Вооруженных сил Казахстана. Алексей Тимофеевич Зуев - старший тренер по парашютному спорту Западного военного округа, многократный призер чемпионатов ВС России. Владимир Федорович Матрунич - мастер спорта, призер различных крупных соревнований, прыгал на Северный полюс с флагами ЗЭТО и Великолукского АСК, кавалер ордена Мужества, награжден медалями «За отвагу», Жукова, начальник Великолукского АСК имени Героя Советского Союза А. В. Попова.

Восемь выпускников довоенного аэроклуба стали Героями Советского Союза - Г. А. Алексеенко, Г. С. Дубенок, Д. Ф. Ковтюлев, И. Н. Селягин, А. В. Попов, В. П. Иванов, П. А. Козлов, В. Ф. Сизов, воздушный стрелок-радист в экипаже дважды Героя Советского Союза Леонида Беды С. Т. Романов - полный кавалер орденов Славы. Инструктору довоенного аэроклуба Ф. Ф. Прокопенко указом Президента РФ от 27 марта 1996 года присвоено звание Героя России «за героизм и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны».

Не уронила чести АСК и призывная молодежь, прошедшая школу подготовки к службе в армии. Такие как Валерий Астахов, Александр Милютин, Сергей Волков. Они сложили свои головы в «горячих точках», показав пример служения Родине, награждены орденами Красной Звезды.

В последние годы, к великому сожалению, Великолукский АСК не работает. Нет парашютной техники, страхующих приборов, нет средств для ремонта двух самолетов, нет здания и парашютного тренажерного городка. Нет и спонсоров, желающих возродить один из старейших аэроклубов России.

В стране есть министерство спорта, региональные спорткомитеты, которые развивают физкультуру и спорт, но при обращениях к ним те отсылают к ДОСААФ, мол, это - их спорт. ДОСААФ же призван готовить призывников для службы в армии и поэтому отсылает к спорткомитетам. Вот и повисли в воздухе планеристы, парашютисты, летчики, они как бы ничьи. А ведь это - молодежь нашей страны, и они, занимаясь авиационными видами спорта, хотят прославлять свою Родину спортивными достижениями.

Великие Луки являются молодежным городом. Здесь находятся две академии, колледжи, школы, молодежь предприятий, кадеты, организация «Юнармии»… Конечно же, среди этой молодежи есть много людей, которые хотят заниматься авиационными видами спорта, научиться летать на планере, прыгать с парашютом, управлять самолетом, строить модели. Возрождение авиаспортклуба даст новый подъем в деле военно-патриотического воспитания, развития физической культуры, подготовки к службе в армии.

На повышении роли патриотического воспитания и занятия физкультурой постоянно указывает в своих выступлениях и наш Президент В. В. Путин.

Надеемся, что нынешние трудности АСК - временные и преодолимые. А сегодня поздравляем всех ветеранов парашютного спорта города и области, всех, кто прошел подготовку к службе в армии, кто занимался в авиаспортклубе, с юбилеем - 90-летием парашютного спорта России!

Здоровья, благополучия, мирного неба над головой, исполнения желаний!

Ветераны Великолукского АСК

В. И. АЛЕКСЕЕВ,

летчик-инструктор,

С. А. ТИХОНОВ,

мастер спорта

Создано: 24.07.2020 11:07

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить