АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Современному городу - современный проспект

 

 

 

Честная и актуальная информация о реконструкции проспекта Ленина

Как водится, чем дольше разговор, тем больше вопросов. Особенно в сети Интернет сейчас делаются попытки подмены понятий, превращая исподволь реконструкцию проспекта Ленина в его «расширение». Дескать, грядет расширение, вырубка деревьев, городские власти решили плюнуть в души великолучан, которые в послевоенное время сажали на проспекте Ленина липы и прочее, и прочее.

В действительности, речь идет о реконструкции, о сложном процессе замены всех коммуникаций, которые проходят под проспектом, под газонами и тротуарами. Как таковая цель расширить проезжую часть проспекта и вырубить деревья вообще не ставится! Конечно, если получится какие-то сантиметры выиграть, то автомобилисты против не будут. Но ключевое слово именно «реконструкция». Не «расширение». И это принципиальный момент!

О комплексе мероприятий, которые планируется включить в проект реконструкции центрального городского проспекта рассказал первый заместитель главы Администрации Великих Лук по инвестиционным площадкам и строительству Д. Ю. Назимов.

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

- Дмитрий Юрьевич, давайте напомним читателям, с чего все началось и как появился первоначальный проект?

- Начнем с того, что на проспекте Ленина капитальный ремонт коммуникаций не проводился с момента их укладки. С этого момента прошло уже несколько десятилетий. Кроме того, в городе значительно увеличилось число автомобилей, а значит и нагрузка на дорожное полотно проспекта и воздействие на его коммуникации, находящиеся в силу возраста не в самом хорошем состоянии. Поэтому капитальный ремонт проспекта Ленина был лишь вопросом времени.

Соответствующая проектная документация - первоначальный вариант - была разработана в 2015 году. За 2016-2018 годы произошла масса изменений в нормативно-технической базе: федеральных законах, ГОСТах, СНиПах и т.д. В частности, изменились требования и регламенты по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, технический регламент по проектированию зданий, сооружений» и т.д. Изменению подверглись и Правила производства работ по замене коммуникаций в действующей застройке в городских условиях, были конкретизированы правила прокладки линий водоснабжения, канализации, электрических линий, линий связи, трубопроводов газоснабжения.

Реализовать проект 2015 года в первоначальном виде, даже имея положительное заключение экспертизы по нему, даже желая этого, мы бы не смогли. Мы просто не сдали бы этот объект. Потому что, во-первых, федеральное законодательство поменялось. А во-вторых, когда Администрация города начала детально изучать проект, подготовленный специалистами из Петербурга 5 лет назад, то к нему появились определенные нарекания.

В частности, возникли вопросы по поводу создания вдоль проспекта большого количества парковочных мест для автомобилей. Зачем эта перегрузка центра города машинами? Также вопросы вызвало то, что по проекту 2015 года у нас вдоль проспекта вырубалось большое количество деревьев. Этот подход  городское руководство посчитало неправильным. Было принято  однозначное решение выполнить корректировку проекта и в 2019 году процесс уточнения проекта для его соответствия современным требованиям был запущен.

При этом в техническом задании на корректировку было прописано, чтобы зеленые насаждения были сохранены в максимальном объеме.

 

НУЖНО ПОТОМУ, ЧТО НУЖНО

- Но если Администрация сама инициировала перемены еще в 2019 году, то почему сейчас ее подозревают как раз в желании вырубать деревья?

- Происходит это исключительно от недостатка информации. Кто-то где-то что-то услышал и пытается домыслить, опираясь на первоначальный проект 2015 года, который, повторюсь, являлся лишь отправной точкой.

Важнее здесь другое. В настоящее время действует технический регламент, согласно которому все коммуникации должны быть вынесены из красных линий дороги, т.е. за пределы проезжей части либо на зеленую зону, либо на тротуары.

- Где в настоящее время идут эти коммуникации? Как можете охарактеризовать их состояние?

- Сейчас под проезжей частью проспекта Ленина идут канализация и ливневка. Состояние всех сетей также тщательно изучалось. Сети очень старые. В основном они уложены в 1953-1955 годах. Есть и еще более ранние участки. Например, с 1935 года на пр. Октябрьском у здания бывшей гайдаровской библиотеки еще лежит труба диаметром 300 мм из дуба. Как ее чинить? Ее нужно только переукладывать? То есть, если мы вскрываем грунт, то даем к дубовой трубе доступ кислорода, и она разрушается.

Вся канализация у нас из керамических труб. Срок службы таких труб 40 лет. То есть свой срок полезной эксплуатации сети канализации тоже выработали и переработали с лихвой на 20 лет. Естественно, она уже большей частью поломана.

В общем, сети однозначно требуют замены и реконструкция проспекта - это насущная необходимость, а не чье-то праздное желание. Это нужно делать просто потому, что нужно. Промедление в этом вопросе ни к чему хорошему не приведет. Массовые прорывы сетей в центре города никому не нужны. Даже самые отчаянные критики Администрации понимают в глубине души, что тянуть до бесконечности здесь нельзя.

- Дмитрий Юрьевич, а что с состоянием дорожного полотна?

- Дорожное полотно у нас было рассчитано по ГОСТу 1964 года. Другое дело, что поток автотранспорта рассчитывался в советское время, когда в городе количество личных машин определялось сотней-другой. Дорожное полотно на проспекте Ленина не рассчитано на нынешнюю интенсивность движения, на такой грузопоток. Поэтому от интенсивного воздействия автотранспорта в процессе эксплуатации и канализация рвется, и трубы водоснабжения. А если произошел прорыв и подмыв, то, естественно, дорожное полотно ослабляется, подушку нужно всю переделывать. Соседство дорог и коммуникаций всегда складывается не слишком удачно. И для дорог, и для коммуникаций тоже.

 

ПРОСЧИТЫВАЯ ВСЕ ВАРИАНТЫ

- Можно ли заменить коммуникации, чтобы не повредить зеленые насаждения?

- Однозначно на этот вопрос сейчас ответить нельзя. Ответ на него даст проектная организация в окончательном варианте проекта. Сегодня важно понимать, что позиция Администрации города заключается в том, чтобы при замене инженерных коммуникаций оставить максимум зеленых насаждений. В этом же ключе составлено и техническое задание проектантам.

Интересно, что в процессе корректировки проекта вышло постановление Правительства России № 985 от 04.07.2020 г. Оно только вступило в силу. В частности, изменились требования к минимальной ширине полосы движения для автомобилей. Она уменьшена с 3,5 до 3,25 метра. Это также найдет свое отражение при корректировке проекта и даст возможность оставить на проспекте Ленина еще больше зеленых насаждений.

- В ходе общественного обсуждения реконструкции проспекта Ленина некоторые жители предлагают не вынимать старые инженерные коммуникации. Дескать, пусть себе лежат в земле. Насколько это технически грамотно? Можно ли проложить новые коммуникации, а про старые забыть?

- Мы обязаны вынуть старые коммуникации, и проектировщик это тоже отдельно пропишет, что их нельзя хоронить. У нас ливневая канализация имеет диаметр 1000 мм, местами 600-800 мм. Если мы ее оставляем, она и дальше продолжит гнить. В один момент произойдет разрушение, провал с просадкой грунта. И такая ситуация будет на всем протяжении проспекта. Зачем тогда делать капитальный ремонт дороги, если вскоре ее опять придется подсыпать и ремонтировать?

Под зелеными насаждениями идет водопровод. В интернете легко говорят: проложите новые трубы, но старую ветку оставьте. Но как мы оставим старую ветку?! Она сгниет, образуется полость, и также произойдет просадка грунта. Зачем эта потенциальная головная боль? Труба водопровода по диаметру разная, от 100 до 300 мм. Это, конечно, не 1000 мм, но лучше и ее из земли вынуть. Ходить и ждать, когда все провалится? При этом сами же нынешние критики первые придут и скажут: «Почему не доделали? Почему не убрали?».

- На встречах великолучане также часто спрашивают, нет ли специальных технологий, чтобы прокладывать сети, не трогая деревья?

- Такие технологии есть. Это будет, естественно, учитываться проектировщиками. Например, какие-то участки возможно будет пройти проколом через грунт. Но окончательный ответ - за проектантами. Мы общаемся с ними постоянно, каждый день.

Сложнее с канализацией. Она - самотечная и местами лежит на глубине от 6 до 8 метров. Ее придется при замене раскапывать.

Есть правила производства работ в котлованах. Проектировщик не может от них уйти. Он обязан защитить работников от несчастных случаев, а подрядчик обязан организовать безопасное производство работ.

Что имеется в виду? Когда подрядчик начнет разрабатывать котлован, вынимая грунт на глубину до 5-6 метров, у него, соответственно, должны быть сформированы откосы. При этом ширина котлована практически в два раза больше его глубины. Отсюда и получается 10 метров ширины. Это неизбежные нормы безопасности.

Учитывая особенность наших грунтов, а в городе это и торфяники, и обводненные участки, суглинки, а все суглинки - водонасыщенны, то практически на всем протяжении подрядчику придется предусматривать и шпунты. Это опять дополнительное расстояние. Вот неизбежно и получается, что если мы делаем котлован 10 м, то придется вскрывать дорогу практически всю целиком. А рядом с будущим котлованом ведь деревья стоят. Корневая система у лип - поверхностная. Не исключено, что при сильном ветре второй ряд деревьев может просто не устоять.

Я прекрасно понимаю тех людей, чьи родители сажали эти деревья на проспекте. Кстати, моя мать тоже сажала эти деревья. Логично и правильно, что жители будут постоянно наблюдать, как будут производиться работы. Будет налажен общественный контроль активистов, депутатского корпуса за зелеными насаждениями, чтобы ни одно лишнее дерево не было убрано.

Сегодня Администрация города открыта людям и честно говорит обо всех нюансах. Зачем врать и передергивать факты? Мы против сноса деревьев, стараемся в процессе проектирования оставить все, что есть, но возможно, что строительные и технические нормы, к сожалению, вынудят часть деревьев, расположенных у котлована, убрать. Тем более, если у дерева в ходе земляных работ повреждается корневая система и оно уже не держится. Оно просто может однажды упасть на тротуар или на проезжую часть Такого тоже нельзя допустить. Оставить любой ценой - не выход.

- На встречах горожане также упоминают ситуацию с периодическим подтоплением в районе площади Калинина и в районе пересечения с Октябрьским проспектом. Решит ли реконструкция проспекта Ленина эти проблемы?

- Да. У нас на площади Калинина нарушена система ливневой канализации под дорогой. И возле магазина «Подарки» тоже. Нарушена она также по проспекту Октябрьскому на участке от улицы К. Либкнехта. Система дренирования очень старая и тоже не работает.

 В процессе реконструкции будет заменена центральная часть ливневой канализации. В ней будут предусмотрены выпуски, к которым впоследствии можно будет подключить дворовые территории справа и слева по проспекту Ленина, чтобы был устойчивый сток воды из центральной части города.

 

В ТОМ ЧИСЛЕ «УМНЫЙ ГОРОД»

Для большей наглядности Д. Ю. Назимов расстилает на столе длинную схему реконструкции проспекта с подробным указанием всех сетей и каждого дерева с привязкой к местности.

- В сети Интернет распространена информация, что за счет зеленых насаждений на проспекте Ленина появятся парковки.

- Это не соответствует действительности! Парковок ни одной не будет! Все они убраны. Размещенные в интернете схемы устарели и относятся к 2015 году.

Вот смотрите, что действительно меняется. Изменится расположение некоторых остановочных комплексов. По существующим правилам их запрещено устраивать возле мостов, поэтому автобусную остановку планируем перенести от магазина «Мир Печати» ближе к «Пятерочке». Рассматриваем вопрос и по переносу остановки на другой стороне дороги, так как существующая располагается прямо перед самым перекрестком, затрудняя движение транспорта.

На всем протяжении проспекта Ленина сохраняются и зеленые насаждения, даже где-то местами и в два ряда. То есть, если есть возможность оставить деревья, они обязательно будут оставлены. Но опять же, если это не войдет в противоречие со СНиП-2.07.01-89 по размещению в городах инженерных сетей, где в пункте 7.21 четко прописано, что при реконструкции проезжих частей улиц и дорог и устройстве дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары.

На все есть свои нормативы и правила. В том же самом СНиПе предписывается, что водопровод и напорная канализация должны находиться на расстоянии 5 метров от зданий. Нужно соблюсти и это расстояние, и норму выноса сетей с дороги. Поэтому задача у проектантов достаточно непростая - попытаться найти некий технический компромисс, устраивающий все стороны.

- В интернете слышны обвинения к городским властям в том, что реконструкция проспекта Ленина якобы делается ради его расширения любой ценой, ради организации подъездов к некоторым магазинам и т.п.

- Ответственно заявляю, что это недостоверная информация или, как сейчас модно говорить - фейк! На самом деле никакого расширения не планируется. Основная цель - привести коммунальные сети и инженерную инфраструктуру на проспекте Ленина, которые сегодня практически в аварийном состоянии, в соответствие с современными требованиями. Чтобы они были долговечными и из современных материалов.

Задача городской власти при реконструкции проспекта - сделать его удобным и комфортным для пешеходов, обустроить пешеходные зоны, которые будут выложены тротуарной плиткой.

Еще раз хочу сделать акцент, что при этом необходимо соблюсти все строительные нормы и правила и при этом еще и сохранить максимально возможное в данной ситуации число деревьев. Кстати, по этому вопросу я лично звонил руководителю госэкпертизы по Псковской области и просил, чтобы он при экспертизе проекта обратил самое пристальное внимание на обоснованность тех проектных решений, которые повлекут за собой снос некоторых деревьев.

К сожалению, люди порой легко рассуждают, предлагают, обвиняют, не имея ни строительного, ни технического образования. Поэтому они и не знают, что за любым проектным решением всегда стоят технические и технологические причины и обоснование.

- Дмитрий Юрьевич, когда выйдет в свет утвержденный проект? Планируется ли его общественная презентация?

- Проект должен появиться к 15 сентября. Мы сразу же покажем его горожанам. Сейчас, как и обещали, провели серию встреч с жителями на дворовых территориях, показали людям предварительный проект, ответили на интересующие вопросы. На встречи приглашали всех желающих. Приходили и те, кто за, и те, кто против. Высказывались разные мнения. Все честно и открыто.

- Если часть деревьев все же будет убрана, то какие компенсационные высадки предусматриваются?

- На данный момент посчитано 48 компенсационных деревьев. Такие же липы. Кстати, если взять нормативный документ, касающийся озеленения улиц и дорог, то там оговаривается, что при рядовой посадке деревьев расстояние между ними вдоль улиц, дорог, тротуаров или пешеходных дорожек должно быть не менее 6 метров в зависимости от породы деревьев. Расстояние между рядами кустарников не менее 1,5 метра.

Где у нас расстояние между деревьями 6 метров? И это нарушение аукается нам сейчас, потому что, если дерево одно от другого расположено неверно, то отсюда идет неправильный рост, неправильное развитие кроны, кривые, наклоненные, неправильной формы.

- Кустарники тоже планируются?

- Из кустарников планируется кизильник. Также по желанию горожан обсуждали вопрос по поводу сирени и по поводу замены кизильника на сопутствующие какие-то растения. Подрядчик сейчас прорабатывает этот вопрос.

- Когда от проекта все может перейти к реальному исполнению?

- Работы по реконструкции проспекта Ленина планируем начать в следующем году. Предусмотрено поэтапное выполнение, с протяженностью на два года. Первый этап, первый год - участок от улицы Дьяконова до проспекта Октябрьского, второй этап - от Октябрьского проспекта до моста через Ловать.

- Как повлияют работы по реконструкции проспекта Ленина на дорожное движение в центральной части города?

- Проанализировав автомобильные потоки, мы прописали в техзадании проектанту пожелание, чтобы проспект не стоял. Сделать так, чтобы, съехав с путепровода, повернув с ул. Дьяконова на пр. Ленина, далее двигаться без остановок, т.е. чтобы работа светофоров на всех перекрестках была синхронизирована. Будут стоять так называемые «умные светофоры». Подобное оборудование сейчас уже не только в Москве. Знаю, что его ставят сейчас во многих городах - Тюмени, Норильске… Светофоры саморегулируемые, могут работать в разных режимах. Они сами определяют продолжительность зеленого сигнала в зависимости от интенсивности движения на подходах к перекрестку.

- Ранее сообщалось, что Великие Луки вошли в федеральную программу «Умный город». Значит, первые ее элементы мы увидим на обновленном проспекте Ленина?

- Да. И это должно положительно сказаться на пропускной способности центра города. К тому же, чем меньше пробок, тем меньше выхлопов. Тем лучше и для людей, и для деревьев.

 

ГОТОВЫ К ДИАЛОГУ

- Дмитрий Юрьевич, а как Вы прокомментируете информацию, что вот великолучане покритиковали Администрацию за деревья и она быстро «исправилась», проект поменяла?

- Это абсолютно не соответствует действительности. Уточню, было озвучено, что жильцы «посмотрели» и Администрация в течение недели «спасла 200 с лишним деревьев». Как Администрация за неделю (!) может осуществить такую процедуру?! Это невозможно. Только на разработку технического задания, заключение договора с проектной организацией по 44-му федеральному закону - это не менее месяца времени. Так что это ерунда полная.

Администрация сама инициировала данный вопрос, когда в деталях был рассмотрен проект 2015 года и стало понятно,  что он нуждается в корректировке. А к людям мы вышли сразу, как только смогли предоставить жителям достоверную информацию. Согласитесь, что глупо идти на обсуждение, если не определена концепция работ и нет ясности со многими подробностями.

Сейчас такие подробности обозначены. Естественно, стал возможен и полноценный диалог с великолучанами.

А просто, извините, базарить и рассказывать какие-то байки про супермашины из США, которые могут пересаживать столетние деревья по миллиону долларов за ствол - несерьезно и безответственно.

А. КАНАВЩИКОВ

Создано: 22.07.2020 11:43

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить