Провал операции «Пасхальная чистка»
Сорок пять лет прошло с тех грозных апрельских дней 1944 года, когда калининские партизаны выдержали последнюю, самую жестокую и многочисленную карательную экспедицию оккупантов.
К концу февраля 1944 года наши войска освободили от немецко-фашистских захватчиков Холмский, Ашевский, Локнянский. Новосокольнический, Бежаницкий, Пустошкинский и значительную часть Кудеверского и Пушкиногорского районов. Но гитлеровцы, получив подкрепление, несколько свежих дивизий, сумели остановить наступление частей 2-го Прибалтийского фронта. Воспользовавшись передышкой, оккупанты попытались уничтожить партизанские формирования, действовавшие на еще не освобожденной территории Опочецкого, Себежского, Идрицкого, Красногородского районов. Гитлеровцы направили туда фронтовые части. Карательные экспедиции следовали одна за другой.
Партизаны чем могли помогали мирному населению. Однако обстановка с каждым днем обострялась. И тогда народные мстители решили вывести часть мирного населения на Большую землю. Несколько групп опытных разведчиков ушли па поиск мест проходов через линию фронта. Но все попытки оказались неудачными: гитлеровцы создали сплошную линию обороны.
Надо было менять тактику.
10 марта 1944 года подпольный Опочецкий райком партии на расширенном бюро принял постановление «О помощи населению». Такие постановления были приняты и в других районах. Вскоре неподалеку от мест стоянок партизанских отрядов началось строительство землянок. Устраивались целые лесные гражданские лагеря. Туда поставляли рожь, муку, картофель, корм для скота. Организовали охрану. Так партизаны спасали своих земляков.
Командование 3-й Калининской партизанской бригады понимало, что и нашу зону гитлеровцы в покое не оставят. Вернувшиеся из разведки группа Василя Куликова, Ивана Флориновича, Александра Романова, Юрия Ананьева и Полины Шабашовой сообщили, что в окружающие гарнизоны прибыло много войск противника с артиллерией и минометами в Мозули - 2 тысячи, Мишнево - 400, Мокущино - 500, Вдовишено - 600 человек. Разведчицы Ольга Михайловна и Зина Васильева, вернувшиеся из-под Опочки, доложили, что Иван Васильев и Рая Гаврилова добыли сведения, что более пяти тысяч фашистов прибыло в город.
Фронт был близко, поэтому фашистское командование подтянуло резервные фронтовые части, провело мобилизацию всех карательных и охранных формирований. Захваченный нашей разведкой немец-связной с секретным пакетом подтвердил, что готовится большая карательная экспедиция под кодовым названием «Пасхальная чистка» с задачей: полностью очистить прифронтовую полосу от партизан и населения. Начало экспедиции было назначено на первый день религиозного праздника - Пасхи - 16 апреля 1944 года.
Надвигались тяжелые дни. Командир 3-й бригады майор А. М. Гаврилов, как всегда собранный и решительный, на заседании подпольного Опочецкого райкома партии сказал:
- Предлагаю временно каждому отряду действовать самостоятельно, не прерывая связь со штабом бригады и подпольным райкомом партии. Места базирования, основные и запасные, всем командирам отрядов указаны. Ведите постоянную разведку. Действуйте, исходя из обстановки, уверенно, и мы победим.
Выступившие командиры от-рядов внесли предложения по взаимодействию всех отрядов.
Наступило yтpo. 16 апреля. Гитлеровцы при поддержке самолетов, артиллерии и танков выступили из Опочки, Себежа, Идрицы, Красногородского, Мозулей, а также из Латвии против партизанских бригад - А. М. Гаврилова, Ф. Т. Бойдина, В. И. Марго, М. П. Карликова, Н. М. Вараксова, Г. Ф. Бабакова, Д. А. Халтурина и И. К. Никоненка.
Весь день в зоне, контролируемой партизанами, шли тяжелые неравные бои. Южнее деревни Блонты атаки карателей отбивали 8-я бригада М. И. Карликова и отряд» И. Н. Витковского из 10-й бригады. Четырнадцать пикирующих бомбардировщиков взлетели с Идрицкого аэродрома и бомбили деревни, места базирования партизанских формирований. В трудном положении оказались бригады В. И. Марго, Ф. Т. Бой-дина и Д. А. Халтурина. Лишь на третьи сутки, с наступлением ночи они, вырываясь из огненного кольца, форсировали реку Веть, сбили у берега заслоны карателей и вышли к опочецким болотам, в расположение 3-й бригады.
Штаб 3-й бригады и бригадная разведка располагались со 2-м отрядом А. С. Елисеева в трехстах метрах от реки Веть. Комбриг А. М. Гаврилов еще 14 апреля приказал в километре от разрушенного огурцовского моста, недалеко от берега реки, оборудовать ложный лагерь из десятка шалашей и развести там костры. Paнним утром «лагерь» заметили гитлеровцы и открыли минометно-пулеметный огонь. Находившийся там «комендант», пулеметчик Валентин Сторожев ответил короткими очередями. В это же время большой карательный отряд с ходу попытался форсировать реку Веть по кладкам разрушенного моста, но тут занимал позицию отряд А. С. Елисеева. Командир приказал открыть огонь. Особенно смело действовал политрук взвода Иван Ананьев. Выбрав позицию у самого берега, он фланговым огнем ручного пулемета нанес заметный урон противнику. Несколько десятков карателей было убито. Гитлеровцы подтянули дополнительные силы, в бой вступила вражеская артиллерия. У нас появились потери, но мы не отступили.
Ночью, построив в колонну взвод, бригадной разведки, отряд Елисеева и группу наших товарищей из 4-й бригады, А. М. Гаврилов отдал приказ на прорыв. Шли болотом, в ледяной воде. При подходе к холмам, у деревни Стаклина Гоpa, на нас обрушился шквал огня противника. Голова колонны дрогнула, смешалась, появились убитые. Шедший впереди комбриг А. М. Гаврилов сумел все-таки увести большую группу партизан в глубь болота. Комиссар бригады Н. В. Васильев и замкомбрига Г. Н. Батейкин, оценив обстановку, направились с оставшимися людьми другим маршрутом. Только спустя сутки колонна достигла запасного лагеря В. Ф. Рыбакова на границе Опочецкого района.
Большая карательная экспедиция, длившаяся по 20 апреля, в открытых боях не выполнила своей задачи. Не достигла она цели и во время прочесывания обширной территории трех районов. Характерной была стычка «коменданта» ложного лагеря Валентина Сторожева. Он просидел в ледяной воде между кочками двое суток. А когда к нему приблизились каратели, пулеметной очередью сразил четверых и, воспользовавшись замешательством, оторвался от преследователей. Отважный пулеметчик благополучно добрался до своих. Такие схватки партизан с карателями возникали во многих местах.
В деревне Осиновка Опочецкого района каратели приказали пожилому леснику И. А. Сорокину вывести их на Лебединые острова. Сорокин завел карателей на непроходимый участок болота. Немцы возвратились в деревню, вокруг слышалась стрельба. Опасаясь налета партизан, офицер избил лесника плеткой и поспешил увести карателей из деревни. Но наперерез им поспешил взвод автоматчиков Ивана Кутанова. Вместе с ним был командир отряда А. Г. Чайкин. Партизаны опередили гитлеровцев и устроили засаду у лесного проселка. Ошеломленные внезапным нападением, оставляя убитых, каратели бросились бежать. Пока приходили в себя, партизаны успели собрать часть трофейного оружия, стали отходить в лес. Каратели, возвращаясь в гарнизоны, свирепствовали. На своем пути они сжигали деревни, убивали детей и стариков. Только в Идрицком районе заживо сожгли более 200 мирных жителей. В Себежском районе сожгли более 60 деревень и уничтожили 262 человека.
Полыхали пожары. Всем было трудно, особенно детям. В лесах и болотах их еще пряталось около девяти тысяч. Учитывая сложную обстановку, по настойчивым требованиям партизанских командиров в тыл противника по ночам стали отправлять самолеты. Они вывезли более полутора тысяч детей и значительное число раненых партизан.
Выстояв во время карательной экспедиции, сохранив силы и боеспособность, партизанские отряды нанесли ответные удары по оккупантам, тем самым помогли наступательным частям Красной Армии приблизить час освобождения Псковщины от фашистских захватчиков.
В. ЗАБОЛОТНОВ,
ветеран 3-й Калининской партизанской, бригады, г. Калинин.
«Псковская правда» 1989 г.
Создано: 20.07.2020 11:36