АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Город, который стал Родиной

 

У каждого достижения есть фамилия, имя и отчество

Великие Луки - особенный город. Сверхустойчивый. Сверхвыносливый. Уж и так, и этак пробовали его на излом разные силы, а ничего никогда не получалось.

И еще - умеет этот город притягивать к себе людей, которые ему вровень. Умеет делать их своими.

Взять хотя бы аэропорт. До сих пор этот объект, принятый в эксплуатацию в январе 1928 года, функционирует. Казалось бы, должен был несколько раз уже закрыться, исчезнуть, не вписавшись в нынешние времена - но нет, меняет названия, меняет специфику, а живет!

И на месте аэропорта сейчас не пустырь, не заброшенная промзона, а вполне работоспособная единица, выгодно отличающаяся в лучшую сторону от ситуаций на других аналогичных объектах по стране. Как объясняет Владимир Иванович Орлов, руководитель данной структуры:

- По всей России есть одно предприятие - госкорпорация по организации воздушного движения. Есть филиал в Санкт-Петербурге, к которому мы и относимся. И есть Псковский центр. Был раньше Великолукский центр управления воздушным движением, а сейчас мы считаемся отделением Псковского центра. Должность у меня поэтому - заместитель начальника Псковского центра управления воздушным движением.

Конечно, хотелось бы, чтобы сохранились и аэропорт, и аэровокзал в неизменном виде, с регулярными полетами. Но понятно, что в прежнем виде это невозможно. Аналогичные предприятия по России закрывались десятками.

Лишь Великие Луки устояли! Как? Почему? Потому что были здесь настоящие специалисты своего дела и был человек, который сумел их объединить - В. И. Орлов. У каждого достижения  всегда есть фамилия, имя и отчество.

 

Прибыльное государственное предприятие

- Владимир Иванович, как попали в Великие Луки? Вы ведь родились в Новгородской области, в поселке Хвойное.

- Это было в 1971 году. Осенью. В то время сложилась хорошая система распределения молодых специалистов. А поскольку в Великих Луках, как и по всей России, создавалась система по управлению воздушным движением, то, начиная, наверное, с 1970 года, сюда стали присылать специалистов для организации диспетчерских пунктов. Ведь для того, чтобы этот пункт работал, нужны были специалисты, особенно со знанием английского языка. Я же как раз в это время окончил Кировоградское летно-штурманское училище.

- Как выбрали небо? Это была мечта детства и с чем связан такой выбор?

- В академию гражданской авиации я поступил уже в 1976 году и окончил ее в 1982-м. Требовались новые знания, новый кругозор, которые и дала академия.

А выбор сделать довелось, естественно, до поступления в училище. Я родился и жил в поселке, который имеет мощный железнодорожный узел. По сути я должен был быть железнодорожником. Как, например, в авиагородке - все летчики и дети у них - тоже летчики.

Но нас было несколько друзей, которые почему-то захотели пойти в авиацию. Или книжек очень начитались, или (что вернее) приехал в наш поселок штурман, тогда еще полярной авиации, и всех покорил своей профессией. Наверное, из-за этого все так и сложилось, что мы поехали поступать в летное училище.

А поскольку профессия понравилась, все оказалось близко и очень интересно, то нужно было продолжать. И в семье тоже продолжение получилось. У меня и сын сейчас - командир аэробуса и внук - второй пилот «Боинга». Как-то так сложилось! Другого выбора просто не было.

- Профессиональная карьера складывалась успешно?

- Рос, как обычно, как все специалисты. В 1971 году - диспетчер третьего класса. Как и положено, через определенный период стал диспетчером второго класса, первого. Потом - старший диспетчер, руководитель полетов.

У меня цель была в жизни стать не каким-то руководителем, а вот именно руководителем полетов. То есть человеком, который на своем рабочем месте организует всю работу службы движения, включая аэропортовые виды деятельности, определяет время вылета и прилета, состояние аэродрома… Такая вот хорошая творческая работа. И, естественно, ответственная!

Потом назначили руководителем этой службы, а в 1993 году, когда уже пассажирские рейсы практически перестали выполняться, я предложил создать на этой же самой базе аэропорта Великих Лук предприятие по управлению воздушным движением. То есть поменять виды деятельности. Если раньше у нас были основные виды деятельности - аэропортовые, отправка пассажиров и грузов, а управление воздушным движением способствовало этому, то теперь они поменялись местами.

Главной нашей задачей стало управление воздушным движением, а чтобы сохранить весь коллектив, стали обслуживать воздушные суда, которые сейчас называют чартерными, грузовые перевозки. Для дозаправки здесь много подсаживалось воздушных судов. То есть вид деятельности поменялся, а чисто внешне мы остались.

А поскольку пришлось создать новое предприятие, то мы его назвали «Аэросервис», у нас появились и свой счет, свой устав, и получается так, что мы в то время создали очень хорошее прибыльное государственное предприятие. Составили план развития, и мы практически его полностью реализовали за короткий срок.

По времени это было сжато в течение пяти-семи лет. Это была хорошая творческая работа и по замене энергоснабжения, и по строительству этого здания, где мы сейчас находимся, и по строительству хорошей, единственной, наверное, в России позиции двойного назначения.

Был специальный Указ Президента страны о создании таких радиолокационных позиций двойного назначения, когда информацию от наших локаторов получают военные и она же используется в гражданских целях, для управления рейсами воздушных судов.

Объективно в те годы мы сработали хорошо, тратили заработанные деньги в принципе правильно. И у нас был хороший коллективный договор. Мы за пять лет практически решили квартирный вопрос. В то время это было очень важно. Когда мы обеспечили 26 семей отдельными квартирами, то это стало мощнейшим мобилизующим фактором.

В то время, когда забастовки и невыплаты зарплат по России были нормальным делом, нас это не коснулось. У нас все было стабильно, и моральный климат в коллективе соответствовал тому, что требуется по корпоративной этике.

Мы понимали, что укрупнение - во многом объективный процесс. В 70-е годы было правильным шагом создание мелких предприятий по управлению воздушным движением. В 90-е годы мы такое предприятие, вообще, выделили отдельно. А сейчас создается в Питере укрупненный районный диспетчерский пункт, то есть у наших коллег (Великие Луки, Псков, Вологда, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск) теперь остаются только средства контроля, а специалисты, как и наши специалисты службы движения, все успешно переведены в Санкт-Петербургский укрупненный центр. Поэтому осталась только служба связи, если так проще говорить, радиолокационные средства и средства навигации.

 

Условия, от которых не отказываются

Сейчас Великие Луки неотделимы от воздухоплавания. Мы говорим «Великие Луки», а подразумеваем «воздухоплавание». Но так было не всегда.

- Владимир Иванович, с чего все начиналось? Как пришла идея пригласить в город воздухоплавателей?

- Тогда воздухоплаватели попытались провести чемпионат России. Пока еще в другом месте. И у них это один раз получилось. Но это были 90-е годы. До таких мероприятий, как встреча воздухоплавателей, мало какому региону было тогда дело.

А поскольку воздухоплаватели уже первый чемпионат провели, они, естественно, искали место для проведения очередного чемпионата России по воздухоплаванию. Москва консолидировала тогда всех воздухоплавателей, им надо было найти место, чтобы оно было хотя бы недалеко от Москвы.

Стали изучать тему регионов. Приехали в Великие Луки. Сначала питерская федерация и Геннадий Опарин. Потом приехал председатель федерации воздухоплавания России Д. М. Шифрин. Они еще с «Экономикой и жизнью» предварительно поговорили. Отец Сергий (Стуров) их благословил.

Нужно отдать должное нашим промышленникам. Все-таки затратное дело, без экономики воздухоплавание невозможно. А в это время как раз получилось так, что наши заводы не приостановили свою деятельность.

Кроме финансовой стороны, много чего еще требуется, поэтому однажды гости приехали в аэропорт. И когда Шифрин увидел, что мы сохранили все, включая метеослужбу, аэродромную, техническую службы, все здания и сооружения, технику, а в то время все аэропорты уже были разделены на авиакомпании, аэропорты, на службы движения, то это было лучшей рекламой за нас.

Ведь у нас все было в одном месте и то, что у нас есть метео, ангары, помещения, и самое главное, что у нас есть служба движения, которая планирует и управляет этим движением, добавляли плюс за плюсом.

 Да тут еще, когда мы с Шифриным разговорились, оказывается, я в Кировограде учился, а аэродинамику, теорию полетов нам преподавал его отец. Это судьба! Как еще по-другому скажешь. Так сложилось.

Вот и началась у Великих Лук такая интересная воздухоплавательная история. Сначала думали: проведем, а там посмотрим. Потом провели и всем понравилось. И промышленникам понравилось, и городу. Народ воспринял все как должное.

У нас в городе есть теперь два аэростата с названием «Великие Луки», крупные промышленники практически все изготовили тепловые аэростаты. Отступать боль-ше некуда. И постепенно получилось, что Великие Луки - это сейчас единственный город в России, который ежегодно проводит данные встречи.

Причем, если раньше мы ехали в Москву, доказывали, что нам это надо, что мы можем предоставить лучшие условия для пилотов, для команд, чтобы провести рейтинговое соревнование, а Глава города Николай Николаевич Козловский обычно ставит задачу, чтобы у нас в Великих Луках проходили только рейтинговые мероприятия и лучше всего - чемпионат России, то сейчас мы предлагаем пилотам и командам условия, от которых трудно отказаться.

И получается, что те условия, которые мы предоставляем, чаще всего наилучшие и чемпионат России проходит именно в Великих Луках. Получилось так, что и воздухоплавателям это нравится, и нам всем приятно, а народ уже за 25 лет привык к мероприятию и оценивает его как свое.

В воздухоплавательную неделю численность жителей в городе значительно увеличивается. Потому что каждая семья пытается, включая и мою тоже, приглашает родственников приехать и посмотреть хотя бы на открытие и на закрытие международной встречи.

- Что в этом году получается с воздухоплавательными соревнованиями?

- В этом году мы уже один раз перенесли их на 22 августа, но ситуация по коронавирусу складывает так, что, может быть, придется перенести и на следующий год. Сейчас рассматриваем варианты.

Была уже встреча в Администрации города, но пока собираются все данные, идет согласование с губернатором. Нынешняя встреча - 25-я, юбилейная, и нельзя не проводить ее, но ее хотелось бы провести так, чтобы она была именно юбилейной. А вот в этом усеченном формате, из-за сложившейся эпидемической ситуации, целесообразнее будет перенести. Я так думаю.

- А так все готово? Готовы встретить пилотов хоть завтра?

- Да. Мы же готовимся не за день и не за два месяца. Мы начинаем готовиться к следующей встрече с сентября. У нас уже и наглядная агитация, согласованная с «Газпромом», готова, и часть сувенирной продукции уже изготовлена.

Причем закуплены уже 10 экземпляров Кубка Великих Лук. Так что на 10 лет у нас есть запас. Хорошие кубки, в Твери изготовили. В конце зимы мы их уже получили. Эти вещи немного отвлекают при непосредственной подготовке, поэтому все подобное согласовывается заранее.

 

Город стал родным

- Помимо воздухоплавания городской властью реализуется много и других проектов, направленных на развитие Великих Лук. И все горожане по мере сил стараются помогать этому процессу. У воздухоплавательных соревнований генеральный спонсор - ПАО «Газпром». Мы хорошо и плотно работали с ним и несколько раз ездили для отчета по проведению встреч лично к А. Б. Миллеру.

ПАО «Газпром» помогает тем, кто идет навстречу и кто сам стремится к переменам к лучшему.

Поэтому и был построен в Великих Луках комплекс «Стрелец» - уникальное сооружение для всей России. А потом в знак благодарности «Газпром» пошел навстречу, и я рад, что тоже как-то этому способствовал - Ледовый дворец «Айсберг» у нас появился. Все это очень серьезные приобретения.

Также мне приятно, что в Великих Луках городская власть при поддержке губернатора и школы ремонтирует, и объекты культуры… Сейчас, вообще, заложена супершкола в районе ул. Заслонова. Один построенный виадук чего стоит! 

Многое делается, многое сделано, есть подлинное развитие, в том числе и развитие промышленности. Нет, по-моему, такого другого города, чтобы так развивалось именно не что-то ежеминутное, что дает быструю прибыль, а настоящее производство.

У нас народ хороший, основательный. Посмотрите хотя бы в северном микрорайоне. Тот же опытный завод «Микрон» - с нуля построено предприятие. И это не какой-то филиал, а свое.

А молодежи сколько в Великих Луках! Учиться есть где. А наша культура! Когда бываю на городских встречах, ведь лучше концертов, чем те, которые местные коллективы дают, наши дети, юноши, я не видел!

Народ иногда имеет такое свойство забывать о плохом. Но ведь совсем недавно было не проехать по нашим дорогам. Ямы, колдобины… Я не хочу сказать, что сейчас все идеально, но сейчас уже намного лучше. Намного!

- Чем для Вас стали Великие Луки с 1971 года?

- Хоть я и новгородский, но, вообще, Великие Луки стали родными. Такой площадкой для самовыражения. Может, даже и получилось это.

Поскольку и для региона в целом есть какой-то хороший показатель. Само это наше предприятие - одно из передовых. И по уровню оснащения, и по уровню ответственности - это одно из передовых предприятий на Северо-Западе страны.

А работать и создавать такое предприятие в Великих Луках было легко. Хороший город. Стал он Родиной.

Беседовал А. КАНАВЩИКОВ

Фото Е. Николаенкова

Создано: 15.07.2020 15:46

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить