АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Штурвал в надежных руках

 

40 лет назад Указом Президиума Верховного Совета ССР был учрежден профессиональный праздник - День работников морского и речного флота. С тех пор ежегодно в первое воскресенье июля принято чествовать тех, кто посвятил свою жизнь нелегкой, но  интересной, престижной и уважаемой профессии моряка и речника. Несмотря на то, что Великие Луки  расположены на берегах  не судоходного в настоящее время  участка Ловати, роль уроженцев и жителей города  в становлении и жизнедеятельности водного транспорта трудно переоценить. В различные исторические периоды тысячи великолучан, окончив профильные учебные заведения, посвятили свою жизнь работе на судах морского и речного флота, в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в учреждениях и организациях водного транспорта.

В настоящее время на территории РФ ближайшим к Великим Лукам городом, в котором развито судоходство и  действуют организации водного транспорта, является расположенный на озере Селигер, входивший до 1937 года в состав Великолукского округа Западной области, находящийся ныне в составе Тверской области город Осташков.

22 июня 2020 года состоялась рабочая встреча автора с начальником речной пристани Осташков Юрием Николаевичем Смолкиным.  Связать свою жизнь с флотом он мечтал  с детства.  Уже в 12-летнем возрасте  освоил первичные навыки судовождения и изучил фарватер Селигера. Отслужив 3 года на крейсере «Мурманск», входящем в состав  Северного флота, освоив военно-учетную специальность электрика корабельной артиллерийской установки, в 1976 году начал

он свою  трудовую деятельность электриком на Осташковской  пристани. Окончил Осташковский механический техникум. Затем была учеба в  Рыбинском речном училище, по окончании которого получил специальность техника-судоводителя. Трудился в должности мастера судоремонтных мастерских. С 1987 года возглавляет речную пристань Осташков, являющуюся структурным подразделением Тверского речного порта. Его добросовестный труд отмечен множеством поощрений приказами вышестоящего руководства.

- Юрий Николаевич, какова в настоящее время численность  Селигерского флота и в ведении каких организаций он находится?

- Флот речной пристани Осташков в настоящее время насчитывает 3 пассажирских теплохода класса «Москва», грузовое судно РТ-325, плавучий кран и 4 несамоходных баржи. Также имеются судоремонтные мастерские.  Находящееся на острове Городомля закрытое административно-территориальное образование п. Солнечный располагает двумя пассажирскими теплоходами и двумя судами на воздушной подушке. Флот предприятия «Звезда» состоит из 4 пассажирских теплоходов, ледокола и грузового парома. Для обслуживания и ремонта флота данное предприятие располагает доком. Расположенное в Осташкове структурное подразделение ФГБУ «Канал имени Москвы» также располагает теплоходом, обеспечивающим монтаж и поддержание в исправном состоянии судоходной обстановки.

- Сколько человек трудится в коллективе вверенной Вам речной пристани?

- В настоящее время  на должностях плавсостава и в береговой инфраструктуре трудятся 26 человек. Действующим штатным расписанием предусмотрено более 30 должностей различных категорий и наименований.

- Какие требования к образовательному уровню речников предъявляются в настоящее время?

- Работа на водном транспорте, как на должностях плавсостава, так и в береговой инфраструктуре флота, требует высокого уровня профессиональных знаний. Этим и объясняются постоянно возрастающие требования к образовательному уровню речников. Для профессионального роста желательно не только получить профильное высшее либо среднее профессиональное образование, но и в дальнейшем постоянно повышать свою квалификацию с последующим  получением рабочих дипломов. Общеизвестным  фактом является то, что качество профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях морского и речного флота  СССР и современной России, является самым высоким в мире.

- Кого из сотрудников речной пристани Осташков Вы могли бы отметить в лучшую сторону?

- Коллектив укомплектован добросовестными сотрудниками и способен успешно выполнять возложенные на него задачи. Немало добрых слов  заслуживает заместитель начальника пристани Лидия Ивановна Сырцова, окончившая 2 вуза и имеющая огромный опыт управленческой деятельности. Благодаря ее  замечательным деловым и личностным качествам удается решать огромное количество вопросов обеспечения повседневной жизнедеятельности организации. Капитан-механик теплохода «Капитан Марков» Роман Викторович Байков  на речном флоте уже второе десятилетие. Начинал матросом, затем трудился мотористом теплохода, окончил Рыбинское речное училище, постоянно работает над повышением своего профессионального уровня. Капитан-механик теплохода «Капитан Хоробрых» Александр Александрович Хрусталев тоже второе десятилетие трудится в коллективе пристани. Его военная служба по призыву прошла в ВМФ и завершилась в звании главного старшины. На речном флоте начинал матросом и прошел все ступени служебного роста до капитана теплохода, окончил Рыбинское речное училище. С 1977 года в коллективе  трудится  Галина Васильевна Матвеева. Обладая огромным опытом работы, она успешно справляется с обязанностями бухгалтера и инспектора отдела кадров. Все эти люди - профессионалы высочайшего уровня квалификации и неоднократно поощрялись за свой добросовестный труд. Именно благодаря таким людям водный транспорт не только сохраняет жизнеспособность, но и продолжает оставаться одной из важнейших отраслей экономики нашей страны.

- Возможно ли возобновление перевозок по Селигеру в его северную часть, расположенную на территории Новгородской области?

- Выполнение данной задачи возможно при условии проведения дноуглубительных работ на реке Полоновка с последующим монтажом судоходной обстановки, что входит в компетенцию  ФГБУ «Канал имени Москвы», обеспечивающего безопасность судоходства.

- Расскажите о результатах работы вверенного Вам коллектива, а также о перспективах развития Осташковской пристани.

- В настоящее время флот, приписанный к речной пристани Осташков, осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по озеру Селигер. Нынешняя навигация в связи с проводимыми противоэпидемическими мероприятиями началась позднее, чем в предыдущие годы. Однако коллектив и руководство пристани не без оснований надеются на то, что результаты работы будут сравнимы с предыдущими навигационными периодами, когда количество перевезенных пассажиров исчислялось десятками тысяч человек, а грузов - сотнями тонн. Активная фаза навигации, как правило,  продолжается до конца сентября, но разовые перевозки осуществляются и в более поздние периоды. Если вести речь о перспективах развития пристани, то одной из важнейших целей является организация добычи сапропеля, столь необходимого для сельского хозяйства и фармацевтической промышленности. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение.  Возобновление добычи  песка также является одной из намеченных целей.

- На страницах нашей газеты ранее рассказывалось о героизме  речников Осташкова  в годы Великой Отечественной войны. Есть ли сегодня в коллективе пристани родные этих замечательных людей, достойно продолжающие семейные традиции?

- Василий Сергеевич Хрусталев еще мальчишкой в годы Великой Отечественной начал трудиться матросом на пароходе. Как и другие речники стойко переносил все тяготы и лишения того времени, проявляя мужество и героизм при выполнении возложенных задач. Прошел все ступени служебного роста и впоследствии стал капитаном теплохода. Удостоен множества поощрений, отмечен наградами Родины. К сожалению, в 1984 году в возрасте 54 лет он ушел из жизни. Его дочь - Галина Васильевна Матвеева, а также внук - Александр Александрович Хрусталев, о которых было сказано выше, являются достойными продолжателями славных семейных традиций и с честью несут высокое звание речника.

В нашем трудовом коллективе бережно относятся к сохранению памяти о тех, благодаря кому  мы сейчас живем под мирным небом, в сильной и прекрасной стране.  Совет ветеранов пристани проводит множество мероприятий, в том числе и патриотической направленности. Автор был очевидцем того, как в 10 часов утра 22 июня с борта катера ветераны возложили венки на водную гладь Селигера, почтив таким образом память о речниках, погибших в годы Великой Отечественной. Довелось автору в тот же день отправиться в рейс на теплоходе «Капитан Хоробрых» и  убедиться в прекрасно организованной работе капитана-механика А. А. Хрусталева, а также всего экипажа.  Работа осташковских водников ежегодно в центре внимания огромного количества не только сограждан, но и гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Ведь познать даже небольшую частицу неповторимой красоты Селигерского края возможно только  совершив путешествие на борту теплохода, хотя бы по одному из предлагаемых десяти маршрутов. И это очень здорово, что в самом сердце России есть речной флот, укомплектованный людьми, достойными уважения. Ведь любая флотская профессия - от капитана океанского лайнера до матроса речного судна - это тяжелый физических труд, требующий высокого уровня профессионализма, предполагающий и в мирное время возникновение ситуаций, связанных с риском для жизни  и здоровья, и умение принимать в этих ситуациях единственно верное решение. Да и без любви к своему делу на флоте никак нельзя. Не задерживаются здесь люди случайные. Без преувеличения, селигерские речники во все времена были гордостью российского флота. Являются таковыми и сейчас. Как и великолучане, связавшие свою жизнь с морским и речным флотом, эти люди достойны наилучших пожеланий в канун своего профессионального праздника. Благодаря их нелегкому труду флот у государства Российского был, есть и будет. Поскольку внимание автора всегда было приковано  к примерам героизма моряков и речников в различные периоды истории, а также к нынешнему положению дел на флоте, публикации об этих сильных и мужественных людях и в дальнейшем будут появляться на страницах нашей газеты. Не останутся без внимания и реалии жизни водников Селигера, где на каждом из теплоходов - штурвал в надежных руках.

М. ГАРБЕР

Создано: 07.07.2020 10:01

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить