АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«Мы честно работали»

Ради людей, для их безопасности

Виталий Владимирович Цветков, как по своей профессии, так и по складу характера, не любит быть в центре внимания. И уж тем более не любит рассказывать о себе.

Однако есть моменты, называемые юбилеями, когда от публичности никуда не денешься. Поскольку и сделано для общества немало, и друзья многочисленные ценят, стараясь высказать свои искренние поздравления.

Виталий Владимирович родился в Великих Луках 17 июня 1955 года. После окончания средней школы № 2 работал в течение года слесарем на ЛРЗ. Затем служил в Советской армии в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ) начальником узла радиоперехвата полка ОСНАЗ ГРУ.

- Служба очень нравилась. И она у меня сложилась, - рассказывает В. В. Цветков. - Я два раза из Германии приезжал в отпуск, которым был поощрен. Окончил службу в звании старшего сержанта.

После армии 8 месяцев отработал на радиозаводе и поехал поступать в Таллиннскую среднюю специальную школу милиции МВД СССР. Это было в 1976 году. В 1978 году окончил школу и пришел работать в уголовный розыск, в отделение по делам несовершеннолетних.

- Это решение было случайностью или осознанным выбором?

- В милицию в принципе пошел я работать по призванию. У меня двоюродный брат был начальником ГАИ в Тверской области. И заместителем начальника ОВД. Он постарше меня, поэтому у меня с детства сложилось такое стойкое убеждение, что хочу работать в милиции. Так все и получилось…

Виталий Владимирович работал в отделении по делам несовершеннолетних, потом трудился зональным оперуполномоченным в центре города, а в 1982 году был назначен заместителем начальника по делам несовершеннолетних уголовного розыска, потом - по оперативной работе. С 1985 года по 1996-й В. В. Цветков - начальник уголовного розыска.

- В розыске в общей сложности отработал 18 лет. И с 1996-го по 2000 год я работал первым заместителем начальника милиции и начальником криминальной милиции. В мое подчинение входили службы уголовного розыска, экономических преступлений, по наркотикам, и криминалисты даже какое-то время находились в непосредственном подчинении.

- Но ведь уголовный розыск - это и одно из самых опасных направлений работы.

- Молодость есть молодость. Да и призвание, наверное, свою роль сыграло. Поэтому очень интересно было. Как и все, работал, не считаясь ни со временем, ни с отдыхом. Просто нравилось.

Работа уголовного розыска заключается в чем? Для себя такой момент я осознал: преступников разыскивает именно уголовный розыск, когда совершено уголовное преступление. Злоумышленника нашел, доказательства собрал и совместно со следователями дело направляется в суд.

То есть уголовный розыск - это конкретная работа. Здесь в меньшей степени проявляется профилактика, а в большей степени это - раскрытие преступлений. Является эта работа, конечно, тоже и профилактикой, но на конкретных, собственных примерах. Когда раскрываешь преступление, опасного человека обезвреживаешь и он находится в местах лишения свободы - сразу виден результат работы.

- Виталий Владимирович, неужели никогда не хотелось чего-то поспокойнее, полегче?

- Чтобы мне было легче, а другим тяжелее? Такой ценой не хотелось. Уверен, что жить нужно честно и в полную силу. На службу пришел лейтенантом, закончил службу подполковником. В 1982 году женился. У меня двое детей. Бывало всякое в жизни, но это - моя жизнь и я сам ее для себя выбрал.

В больших городах, если помните, про милицию в 90-е годы говорили не очень хорошо. Но у нас, в Великих Луках, сложился работоспособный коллектив из руководителей в первую очередь, начиная с А. И. Елисеева, И. А. Житкова, А. Н. Афанасьева, Н. К. Шмоткина…

Мы честно работали. Не думали о каких-то своих материальных благах, а просто работали. Когда я в 1978 году в милицию пришел, постоянно культивировались вот эта советская преданность своему делу, честность, порядочность. Поэтому и милиция даже в 90-х годах не сломалась и никто не мог сказать, что у нас люди коррумпированные или срослись с криминалом.

И именно в этом направлении мы воспитывали подчиненных. На первом этапе, когда я пришел на службу, моим первым наставником стал Сергей Владимирович Никитин. Он был заместителем начальника уголовного розыска по делам несовершеннолетних, а впоследствии стал начальником ОВД на ст. Великие Луки. От него, грамотного, эрудированного специалиста, выпускника пединститута, я научился очень многому. Потом он окончил академию МВД. Я окончил эту академию в 1985 году.

Хочется отметить и тех, кто в период службы стал по-настоящему и наставниками и товарищами. Это в большей степени Илья Андреевич Житков и Анатолий Николаевич Афанасьев. У них учился. А Житков меня на работу принимал и направлял учиться в школу милиции.

- Вам довелось работать не просто в очень сложном подразделении милиции. В 90-е годы работать в уголовном розыске было смертельно опасно.

- Понятно, что перестройка породила серьезнейшие проблемы и 90-е годы до сих пор у всех на слуху во всех отношениях. Преступность тогда была очень серьезная. У нас за год совершались до 75-85 разбойных нападений с применением оружия (мелкие торговые точки, квартиры), и раскрываемость была у таких преступлений процентов 30 всего.

Тяжело было очень. Допустим, до 90-х годов я уже отработал в милиции 12 лет, так у нас было всего лишь одно нераскрытое убийство - убийство бомжа на ул. Дружбы, когда поляки у нас еще нефтепровод строили.

То убийство, кстати, тоже было связано с перестроечными веяниями, так или иначе касалось темы 90-х годов. Однако факт есть факт: одно преступление осталось нераскрытым.

А в 90-х годах, где-то с 1993 года, у нас в год оставались нераскрытыми по пять убийств. И они, как правило, были заказными. Понятно, хотя бы приблизительно, что это означает. Примеров можно много приводить. Происходили отстрелы, именно бандитские разборки.

Хотя, если в текущем году не раскрыли, раскрывали через два, через три года. В принципе нераскрытых убийств в 90-х годах немного. По количеству четко я не скажу, но статистика правильная.

- Почему так получалось? Человеческий фактор?

- Безусловно, люди - главная причина. А второе - взаимодействие наших служб, поддержка, неважно в какой службе работаешь. Не знаю, как сейчас, но с той советской основой наше взаимодействие было шикарным, можно сказать.

Люди друг к другу могли легко подойти, попросить помощи, тот же самый участковый у инспектора уголовного розыска: давайте поработаем в том-то направлении или наоборот. И по делам несовершеннолетних отдел, и следователи все действовали заодно, делали одно дело, работали на конечный результат, чтобы была раскрываемость преступлений, профилактики преступлений. Оно и было!

- Можете какой-то пример привести, чтобы молодые наши читатели поняли, что было в

90-е годы? Многие из них думают, что «90-е» - это всего лишь такой риторический оборот из арсенала политиков.

- Один из примеров? Можно вспомнить убийство некоего гражданина в 1997 или 1998 году. Нам в дежурную часть пришло сообщение о том, что в доме на ул. Ботвина слышны выстрелы и убит человек. Дежурная часть отреагировала, наружные службы окружили этот район и оперативно двух человек задержали. И как раз тех лиц задержали, которые совершили убийство.

А убитый гражданин, в свою очередь, у нас подозревался в убийствах, так как входил в одну из питерских банд. Информация имелась такая, что он был киллером там. И здесь он тоже подозревался в нескольких убийствах. Одну свою жертву он застрелил прямо в гараже. Засветился он и в квартире на ул. Гоголя. Там был убит сын местного валютчика. Пропало много долларов, винтовка… Это было, наверное, в 1996-м. Подозревался именно он.

И позже этого гражданина убил брат валютчика. Он отомстил. Из автомата времен Великой Отечественной войны расстрелял. Все улики были налицо, вину в совершении преступления доказали, фигурантов дела осудили.

- Жутковатая картина, вообще-то…

- С преступностью получалось по-настоящему бороться и побеждать в этой борьбе. Служба мне очень нравилась и работа была по душе. Работалось дружно, и коллектив был великолепный. И инспектора, и руководители… Мы и сегодня общаемся.

- Как биография складывалась после уголовного розыска?

- В 2000 году меня пригласили в таможню. Отработал два года первым заместителем по правоохранительной работе. Работа складывалась. Хотя милицейский коллектив был все же интереснее, сплоченнее.

В 2002 году я ушел окончательно на пенсию. И по настоящее время работаю в руководстве одной из охранных организаций.  У нас трудится немало сотрудников, которые работали в УФСИН, милиции, немного бывших военных. В общем, со своими соратниками, коллегами по бывшей работе общаться продолжаю.

Жизнь сложилась. Коллектив и сегодня у нас хороший. Не забывают ветераны друг друга.

Виталий Владимирович, безусловно, прав. Дружба, скрепленная большими достижениями, и большим напряжением души, забвения не имеет.

В юбилей все коллеги и друзья В. В. Цветкова поздравляют его с этой очередной вехой пути служения людям! Крепкого здоровья, самого-самого лучшего! Счастья и радости!

А. КАНАВЩИКОВ 

Создано: 17.06.2020 08:51

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить