Об едином регистре сведений о населении
Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, замсекретаря Генсовета «Единой России» рассказал, как информацию в нем защитят и кто будет иметь к нему доступ.
Государственная дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра, который будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов. Налоговая служба обеспечит защиту всех имеющихся сведений.
Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.
На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей Госдумы ответил председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн.
- Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?
- Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, - это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино. Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны. Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии.
- Какая польза от этого регистра?
- Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы. Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких- либо изменений, скажем, смены паспорта. Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.
- Как будут защищены данные?
- Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ. Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности. Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
- Кто будет иметь доступ к регистру?
- Государственные органы, каждый - в части своей компетенции. Иными словами, если кто-то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.
- А нотариусы?
- Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.
- Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?
- Госуслуги - это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним. В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди, наиболее нуждающиеся.
- Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?
- Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.
- А что делать, если там ошибка?
- Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.
er.ru
Создано: 03.06.2020 16:33