АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Памяти отца

Мой отец - Мирошниченко Григорий Германович - родился 24 апреля 1910 г. - с. Синельниково-Малая (раз. Вишневецкое) Сталинской ж.д. Днепропетровской области. В семье путевого обходчика и домохозяйки он был десятым ребенком.  Девяти лет пошел учиться в железнодорожную семилетку, а с 6-го класса поступил в ж/д училище ФЗУ на ст. Дебальцево пасс., которое окончил в мае 1929 года по специальности слесаря 5-го разряда по ремонту паровозов. По окончании ФЗУ работал в депо слесарем. В октябре 1929 года поступил в Училище военных сообщений имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. После его окончания в 1932 году был направлен в город Шепетовка Украинского военного округа, командиром взвода в восстановительный ж/д батальон.

В 1934 году поступил в Военно-транспортную академию в городе Москве и окончил ее в 1940 году уже в Ленинграде, куда Академия была переведена в 1938 году. Во время Финской кампании (т.н. Северная война), еще будучи слушателем выпускного курса ВТА, с декабря 1939 г. и до окончания войны с белофиннами в апреле 1940 г., принимал участие в борьбе против белофиннов на Северо-Западном фронте в составе 8-й армии (Петрозаводское направление) на военном строительстве железной дороги Петрозаводск - Суоярви в должности инженера - производителя работ.

По окончании войны с белофиннами окончил академию в мае 1940 г. и с дипломом военного инженера путей сообщения строительной специальности был направлен в город Свердловск начальником технического отделения в отдел ВОСО Штаба Уральского военного округа. С началом Великой Отечественной войны - с первого дня - 22 июня 1941 года отбыл на фронт в составе армейского Управления (штаба 22-й армии) начальником технического отделения службы ВОСО Западного фронта. Здесь отец занимался организацией восстановления разрушений от авиабомбежек противника железнодорожных устройств в районе боевых действий армии, а в период вынужденного отхода войск армии осуществлял выполнение плана устройства заграждений и разрушений на железнодорожном направлении Великие Луки - Торопец - Андреаполь - Соблаго - Кувшиново. 

С апреля 1942 года работал во фронтовом аппарате ВОСО вновь сформированного Калининского фронта, в состав которого вошла 22-я армия. В феврале 1943 года был назначен начальником ВОСО 41-й армии Калининского фронта. В апреле того же года переведен на Ленинградский фронт начальником ВОСО 67-й армии, пройдя путь до Прибалтики и участвуя в операциях по освобождению Риги, Тукумса и других прибалтийских городов от фашистских захватчиков, вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Но для него война не закончилась в мае 1945-го. Уже в июне он был направлен в г. Николаевск-на-Амуре на 2-й Дальневосточный фронт начальником военных сообщений 16-й армии, для участия в войне против японских захватчиков, которая завершилась 3 сентября 1945 года полным разгромом милитаристской Японии.

Так, в течение  6 лет - с декабря 1939 г. по ноябрь 1945 г. -  мой отец был участником трех войн, пройдя путь от лейтенанта до полковника. По окончании войны мой отец продолжил службу на Дальнем Востоке - в Маньчжурии, Аканси (Цицикар), а затем с апреля 1946 г. - на Западе, в Румынии - начальником Транспортного отдела СКК (Союзной Контрольной Комиссии) до ее расформирования в сентябре 1947 г. В ноябре того же года он был назначен заместителем начальника передвижения войск на Октябрьской железной дороге в Ленинграде. Через три года - в июле 1950-го - был переведен на должность начальника военных сообщений Туркестанского военного округа в Ташкент, где прослужил до ноября 1959 года.

В 1956 году Приказом Министра обороны СССР маршала Жукова отцу было присвоено звание «генерал-майор технических войск». В ноябре 1959 года отец был назначен на должность начальника передвижения войск на Юго-Западной железной дороге Киевского военного округа, где проработал три года. 30 июля 1962 года он получил назначение на должность начальника факультета ВОСО Военной Академии тыла и транспорта в Ленинграде, где проработал до ноября 1970 года, когда был уволен в отставку по состоянию здоровья.   

Выйдя в отставку, отец занимался военно-патриотической деятельностью в Ленинградской организации ветеранов войны, основным содержанием которой являлось проведение уроков мужества в школах и среди молодежи на предприятиях города. По инициативе моего отца в 1985 году был создан Совет ветеранов 67-й армии, которым он руководил более 10 лет. Оставаясь Почетным председателем Совета ветеранов 67-й армии, отец все свои силы отдал написанию статей и книг о службе ВОСО в годы Великой Отечественной войны - «На перекрестках смерти и огня» (изд. «Вышневолоцкая типография» 2000 г. тир. 500 экз.), «Рожденная блокадой» (ИПК «Вести», Санкт-Петербург, 2001 г., тир. 2000 экз.) - о боевом пути 67-й армии. Эти книги - результат многолетнего труда, которому мой отец посвятил более 10 лет жизни. Изданию предшествовала длительная кропотливая работа по сбору и обработке материалов, обширная переписка с участниками событий. Со всех концов страны ветераны присылали ему свои воспоминания - с Дальнего Востока и с Запада - Украины и Белоруссии. В них собраны и обобщены воспоминания ветеранов - однополчан дивизий, частей, подразделений, учреждений и служб армий, предоставивших свои воспоминания, материалы и фотографии, широко использованы многочисленные материалы Центрального Архива Министерства обороны СССР. Отцу пришлось несколько раз выезжать в Подольск для работы в Центральном архиве МО, кропотливо, тщательно и добросовестно, с большой ответственностью перед будущим, изучая и выбирая материалы для книг. Его выводы очень правильные и современные. Папа оказался очень прозорливым. Отец скончался 22 июня 2004 года на 95 году жизни. Похоронен на Северном кладбище города Санкт-Петербурга.

Боевые награды отца: два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени - по два ордена; медали - «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Во время работы в СКК получил высшие правительственные награды Румынии - два ордена от короля Михая, которые в 1949 году были заменены пришедшим к власти народным Правительством  на ордена Народной Республики Румынии: 4 ордена, в том числе 3 ордена Звезды 3, 4 и 5 степени, и медаль «За победу над фашизмом». 

Э.Г. МИРОШНИЧЕНКО

На перекрестках смерти и огня

Г.Г. Мирошниченко

 

Главы из книги

 

Шутка ли - оказаться в трибунале!

Такое произошло со мной, когда мы отошли к станции Кувшиново. Но изложу все по порядку.

Будучи начальником технического отдела ВОСО* 22-й армии Калининского фронта, я занимался организацией восстановления разрушений от авиабомбежек противника железнодорожных устройств в районе боевых действий армии, а в период вынужденного отхода войск армии осуществлял выполнение плана устройства заграждений и разрушений на железнодорожном направлении Великие Луки - Торопец - Андреаполь - Соблаго - Кувшиново.

При отходе 22-й армии на станции Соблаго и отправлении железнодорожников станции и жителей Соблаго в тыл налетели самолеты противника и сбросили на станцию мелкие авиабомбы, но мы оказались в стороне от их падения.

Начальнику ВОСО армии полковнику Б.Н. Горяинову я доложил о выполнении разрушений и заграждений на оставленном при отходе 22-й армии участке Андреаполь - Соблаго.

В это время к нам подошел капитан отдела БТ и МВ и доложил, что генерал Васнецов - начальник отдела БТ и МВ - поручил ему отправить в тыл на ремонт экспериментальный танк КВ.

Горяинов изумился - ведь на станции не было платформ, а ее служащие уже эвакуированы последним поездом.

- Что делать? - обратился ко мне Горяинов. Я ответил, что капитан должен снять с танка ценное оборудование, а сам танк мы подорвем, чтобы им не воспользовался противник.

Полковник Горяинов согласился и отдал приказ действовать. После того, как с танка было снято ценное оборудование, подрывники бригады взорвали его двигатель и гусеницы. Танк остался стоять у погрузочной площадки, а я с подрывниками приступил к разрушению железнодорожных путей станции Соблаго и участка Соблаго - Селижарово.  Через некоторое время в деревню, где мы стояли - в 10 км от Кувшиново - прибыл начальник ВОСО полковник Горяинов и предъявил мне обвинение от имени Командующего 22-й армией, что участок Андреаполь - Соблаго не был разрушен и противник разгружает свои танки в Соблаго.

Я был ошарашен. Ведь на этом участке я шел последним за командой минеров-подрывников и проверял их работу, взрывая неразорвавшиеся заряды.

Горяинов грубо бросил мне:

- Поезжай на КП и сам доложи Командующему!  Поверит ли он тебе? - добавил мой начальник, усмехнувшись.

Дня через три меня вызвали на Командный пункт армии. Прибыв туда, я попал не к Командующему, а к офицеру из военного трибунала армии. У меня отобрали пистолет, сняли ремень, приставили ко мне вооруженного солдата и отвели в палатку, как арестованного, не слушая моих возражений и объяснений.

На следующий день меня допрашивал офицер-дознаватель. Задавал он мне один и тот же вопрос:

- Ты почему оставил неразрушенным железнодорожный участок Андреаполь - Соблаго, по которому противник доставляет свои танки в Соблаго?

Слушая мои возражения, он потребовал дать письменный ответ. Я подробно описал объем выполненных разрушений и заграждений на указанном участке. На очередном допросе мне сказали, что противник в Соблаго продолжает разгружать танки и потребовали, чтобы я сообщил, с кем я договаривался, чтобы уйти к немцам. В начале допроса я действительно поверил, что немцы разгружают в Соблаго танки. Я подумал, что у противника есть мощные средства восстановления наших разрушений. Я был готов отправиться на разведку в тыл противника вместе с офицерами железнодорожной бригады, чтобы выяснить наличие таких средств. Но желающих пойти на разведку не оказалось.

В трибунале требовали, чтобы я просто оговорил людей и себя. Пошла уже вторая неделя моего пребывания под караулом, когда мне показали аэрофотосъемку станции, на которой виден танк. Я не смог удержать восторга:

- Это же наш КВ! Спросите у начальника БТ и МВ армии генерала Васнецова!

Командующему армии доложили о моей реакции на аэрофотоснимок, и он вызвал к себе генерала Васнецова. Тот подтвердил, что летчики сфотографировали экспериментальный танк КВ, поврежденный нашими минерами.

Вскоре меня освободили, вернули оружие и отправили в отдел ВОСО армии. Шел январь 1942 года 

*ВОСО - военных сообщений

Создано: 30.05.2020 09:28

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить