Письма с фронта - дорогая реликвия
9 Мая для каждого из нас особый день. Наше поколение не участвовало в войне. Тогда нас просто не было, но свою сопричастность к Великой Победе ощущает каждый. Множество нитей связывает нас с этой датой. Сражались на фронте, трудились в тылу отцы и матери, дедушки и бабушки, родные и знакомые. Наследие Победы в Великой Отечественной войне должно всегда храниться в сердцах людей, в памяти поколений.
Обычные письма обычных солдат с фронта. Есть ли более яркие свидетельства ужаса войны и силы духа народа? Давайте вместе прочитаем их! Каждое такое письмо – это не только судьба человека, но и история большой страны…
У моей мамы, Людмилы Леонидовны, был старший брат Федутинов Владимир Леонидович. Родился он 27 сентября 1923 года. Погиб - 10 октября 1943 года. Жизнь оказалась такой короткой. Всего двадцать лет.
Семья жила в Воронеже. Дед, Леонид Иванович, работал главным инженером Юго-Восточной железной дороги. Бабушка, Мария Яковлевна, занималась воспитанием детей: Владимира и Людмилы (1927 г.р.). Владимир писал стихи, пел под гитару, играл на гармошке. Когда началась война, Володя заканчивал школу и уже в июле ушел добровольцем в армию.
Бабушка и мама эвакуировались 4 июля 1942 года. В этот день фашисты входили в Воронеж. Последний эшелон вывез семьи железнодорожников на станцию Туркестан Ташкентской железной дороги.
Двоюродная сестра Владимира Нина Кононова со своей мамой Екатериной Яковлевной и сестрой Верой эвакуировались из Ленинграда в Кузнецк Пензенской области. Их отец и муж Петр Яковлевич Кононов погиб на Ладоге.
По этим адресам на станцию Туркестан и в город Кузнецк шли письма с фронта от Владимира Федутинова в 1942-1943 годах. По номеру полевой почты 95866 удалось определить воинскую часть, в которой он служил (1192 стрелковый полк 357 стрелковой дивизии). С 13 декабря 1942 года соединение участвовало в штурме города и крепости Великие Луки Псковской области. На октябрь 1943 года - Калининский фронт, 3-я ударная армия. Служил в артиллерии. Был наводчиком батареи 45 мм пушек.
Сохранилось 19 писем от Владимира. Писал на разной бумаге карандашом или красными чернилами (делали из немецкой ракеты). Сколько теплоты и заботы о близких в этих письмах. Молодой паренек надеялся дожить до победы, вернуться в Воронеж, строить мирную жизнь. Не суждено. Из тех, кто родился в 1923 году, на каждую сотню воевавших в живых остались трое. Владимир Леонидович Федутинов погиб
10 октября 1943 года у города Невеля. Об этом сообщил его фронтовой друг Николай Сиротин. Место захоронения: Калининская область, Невельский район, д. Авчинино, высота 173,9 восточнее 100 м.
Еще раньше, в июне 1943 года, погиб мой дед, отец Владимира, Леонид Иванович Федутинов. Их фронтовые письма-треугольники хранятся в нашей семье как самая дорогая реликвия.
Н.С. Трофимов
(г. Ульяновск)
12/V-43 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
Сегодня для меня большой праздник. Я получил письмо от Нины (двоюродная сестра, эвакуирована из Ленинграда в Кузнецк). Наконец-то я нашел ваши следы, а уж было совсем отчаялся что-либо узнать о вас. Я живу хорошо: жив, здоров. Последний месяц был временно откомандирован в штаб артиллерии дивизии, где исполнял обязанности телефониста. До этого был и буду по всей вероятности в расчете противотанковой пушки на самой передовой. Приходилось много поработать лопатой. Делали для себя блиндаж, ходы сообщения и т. д. Пока что относительно спокойно. Относительно потому, что вшивые фрицы, не переставая всю ночь жгут ракеты и сыплют из пулеметов. А иной раз примутся мины пускать, но к этому давно уж привыкли и не обращаем внимания. Уж если особенно допекать станет, залезем в блиндаж. У нас есть свой клуб (тоже в землянке). За это время посмотрели два кинофильма «69 параллель» и «Танкер Дербент». Как видишь, мамушка, даже на войне кино показывают. Регулярно получаем газеты. Бывает и баня (тоже в землянке), но с этим хуже. Когда по служебным делам был в г. Великие Луки, то посетил вновь отремонтированную баню с душем, парной и забыл совсем про войну - вот как дорвался.
Ну как вы живете на новом месте? Пишет ли папа?
Напишите все-все подробно, как ехали (эвакуировали из Воронежа), что с собой захватить сумели. Эх, мамушка, мамушка! Даю тебе слово, что скоро, очень скоро мы окончательно сметем фашистскую сволочь. Уж мы отыграемся и за кровь, и за слезы. Мы их заставим отстроить и сожженные села, и разрушенные города.
Мне здесь легче чем вам, и от этого тяжело, что не могу делить с вами трудности, которые вы переживаете. Молодец Люсенька, что учится на отлично, молодец. А ты, мама, особенно обо мне не волнуйся, а то Нина пишет, что ты прямо с ума обо мне сходишь. Береги, дорогая, себя, свое здоровье. Сообщите, если есть папин адрес. Знает ли он, что я жив. Ну будьте здоровы, крепко целую и желаю вам всего наилучшего.
В.Ф.
Куда ст. Туркестан
Ташкентской железной дороги
ул. Карачинская, д. № 23
Кому Федутиновой Марии Яковлевне
Обратный адрес: 95866 «ГВ» Полевая почта
Федутинову Владимиру Леонидовичу
13/V-43 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
Решил написать второе письмо, чтобы было наверняка. Давно ли вы из Воронежа? Здесь у меня есть один земляк. Он жил на ул. Киевской. Так вот там сейчас мать его. Когда были немцы, уезжала в район, а теперь вернулась. Пишет, что роют колодцы, т.к. водопровод не работает. Здание обкома и многие другие разбиты. Да по Великим Лукам я могу судить, что там осталось.
Мама, напиши, как живете? Что это за новое место? Напиши, что знаете о Витьке Мордвинове (школьный друг, одноклассник, пропал безвести в июле 1943 г.). За это время я исколесил всю Калининскую и Смоленскую области. Под Великие Луки прибыл в декабре 1942 года. Город тогда еще не был взят. А был только окружен. День и ночь горели пожары и ничего не было видно из-за дыма. Потом мы прорвались в город. Долго шли уличные бои. В самом центре города была крепость - главный узел сопротивления немцев. Долго держались они там и на вокзале. Мы там, т.е в городе, одного пулеметчика подбили прямо в упор. Выкатили пушку из-за дома, а он метрах самое большое в 200. И вот поливает, вот поливает нас свинцом. Пули так и стучат о щит. Сняли его с первого же выстрела, снаряд угодил прямо в окно, где он сидел. А как мирные жители встречали нас! Смеются, плачут, обнимают.
Мы все время рядом с пехотой шли, а иной раз даже впереди. Потом еще немного наступали и стали в оборону. За эти операции даже царапины не получил, как не удивительно. Один раз мне автоматчик весь вещмешок изрешетил разрывными пулями. В котелке во какую дыру сделал, приклад расщепил, а мне ничего. А один раз стою на посту, а к моим ногам что-то как шлепнется, снег так и зашипел. Поднимаю еще горячий 75 мм снаряд. Знать пока не судьба на тот свет отправиться. Чему я признаться рад. Тем более я знаю, что вы живы. А то я уж думал, что остался один-одинешенек. Чего только не передумал. Еще раз предупреждаю, чтоб особенно обо мне не беспокоились. Я ведь помню, как после Ленинграда, где я заболел, у тебя на голове прибавилось серебра. А я хочу видеть, когда приеду, какой ты была. Энергичной, хлопотливой и никогда не стареющей. Хозяйство наладим. Люся-то вон уж какая стала. Будем ее учить. Пусть будет профессор (в 1945 г. поступила в Мичуринский сельскохозяйственный институт по специальности агроном - плодоовощевод). А я уж после семейного совета тоже найду чем заняться. А пока крепко всех целую и желаю всего наилучшего.
В.Ф.
6/VI-43 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
Шлю вам на юг привет с осточертевшего севера. Сейчас спокойно, и мы, как кроты, вылезли из своих нор-блиндажей, занимаемся приготовлением своей несложной пищи. Еще один день уходит вместе с последними лучами заходящего солнца. Ночь, вероятно, будет теплой и темной. Будем укреплять свои рубежи, копаться в земле до рассвета. А вечер, тихий и теплый, напоминает один из тех вечеров, когда я, повертевшись у зеркала, отправился с Витькой Мордвиновым в сад (так он называл Брикманский парк). Не прошло еще и двух лет, а как все изменилось. А наша семья оказалась разбросанной по всему Советскому Союзу. Здесь на переднем рубеже вплотную стоят друг против друга две сипы. Непримиримые и враждебные. Светлая и темная. И эта тишина поэтому кажется неестественной и тревожной. И все-таки люди рады и этому затишью, уставшие от свиста пуль, воя мин и визга снарядов и, сидя у костра, весело смеются, если смешно, и огорчаются, если грустно. Сегодня мы проводили подписку на 2-й военный государственный заем. Сумма подписки вышла на 300% выше намеченной. Это еще один удар по врагу. Я, следуя примеру других, подписался на сумму 400 руб. Как раз будет удерживаться с меня до 1-го сентября. И эти деньги приблизят нашу встречу. Эх, как бы хотелось встретиться с вами. Люся просит написать, сколько я убил фрицев. Отвечаю: из-за расстояния не заметил, а вот посылаю отрывок из газеты, где и о нас кое-что говорится.
Люся, ты не читала помещенный в газете «Правда» отрывок из романа М.Шолохова «Они сражались за Родину»? Если не читала, то постарайся достать почитать, очень интересно. Там один боец все обижался, что его жена в письмах котиком называла. Говорит: «Дома все рыжим чертом звала, а здесь котик..».
Так и ты. Посмотрела бы ты сейчас на своего братика. Он, наверно, самый длинный в батарее. Изменились и черты лица: были продолговатые, а стали кругловатые. Пожалуй и не узнаешь своего братика. Ну, не сердись, если сердишься. Крепко целую, ваш Вовка.
Последнее письмо
7/X-43 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
Нина, я пользуюсь небольшой передышкой, чтоб написать тебе это письмо. Второй день мы наступаем. И не смотря на то, что я на фронте третий год, ничего ещё подобного не видел. Земля ходит как живая, в голове звон, всё время обсыпает землей. Трудно, конечно, верить тому, что можно уцелеть среди этого кошмара. Нинок, я отдал одному своему другу твой адрес. Если меня убьют или ранят, он напишет не маме, а тебе. А ты постарайся там как-нибудь подготовить её, т.к. сразу писать ей нельзя. Ясно? Ну вот и всё. Крепко, крепко целую.
Вова.
PS. Если будет время, пиши на полевую почту. Письма и газеты доставляют несмотря ни на что.
В.Ф.
Смерть немецким оккупантам!
Воинское
Куда Пензенская обл., г. Кузнецк,
ул. Калинина, д. № 294
Кому Кононовой Нине Петровне
Обратный адрес: 95866 «ГВ» Полевая почта
Федутинову Владимиру Леонидовичу
Привет с фронта!
Здравствуй, многоуважаемая Нина.
С приветом друг Вовы Колька.
Нина. Нам с Вами приходится разделять очень печальную весть.
1943 г., 10 октября. Примерно в 12 часов дня Федутинов Владимир Леонидович убит.
Убит во время наступления на один населенный пункт. При исполнении своих обязанностей. Миной. Сразу насмерть. Схоронен там же. Вот главное и основное что я Вам сейчас могу сообщить.
Посылаю письмо его, которое он писал перед смертью. Дня за два. Обо всех подробностях сообщу, если Вас это интересовать будет.
На этом решаю закончить. Пишите. Постараюсь все мелочи описать. Так как он мне друг уже год. И, главное, на фронте.
Враг из того населенного пункта выбит и бежит. Наступление продолжается.
За смерть отомщу.
Пишу на бумаге, которую пробил один из осколков, которые унесли его жизнь.
Печальная весть, слезы льются, но решил крепиться. Не время для меня хныкать. Обратите внимание на подчеркнутое.
Пока все. Извините, что смысл письма такой, голова плохо варит.
Область Пензенская, г. Кузнецк,
Улица Калинина, дом № 294
Кононовой Нине Петровне
Полевая почта № 95866 «ГВ»
Сиротину Николаю Яковлевичу
Сиротин Николай Яковлевич погиб 15 октября 1943 года в бою на Витебском направлении. Место захоронения: Калининская область, Новосокольнический район, д. Шутово, юго-восточнее 600 м.
15/VII-43 г.
О Николае Сиротине
Из письма Владимира родным на станцию Туркестан
Николай Сиротин с 1923 года. Сержант. У орудия он 1-й номер - наводчик. Награжден медалью «За отвагу». Мы с ним подружились весной и с тех пор крепко дружим. Окончить 10 классов ему помешала война. Был в военном училище, а потом попал на фронт. Парень смелый, веселый, энергичный, весьма неглупый. Когда я ему показывал оставшиеся у меня фотографии, когда он увидел Люсину фотокарточку, то спросил меня: «Кто это?» Я ответил: «Сестра». Тогда он мне неожиданно предложил: «Знаешь что? Давай ты будешь письма писать моей сестре, а я твоей». Я не отказался. Так что если он пришлет письмо, то особенно не удивляйтесь. Это письмо от моего товарища.
Я спрашивал у мамы о письмах от Сиротина Николая. Ей он написать не успел.
Создано: 06.05.2020 14:56