В защиту прав потерпевших
Совершенствование правоприменительной деятельности в сфере уголовного судопроизводства происходило во все исторические периоды. Еще в период существования СССР, в перестроечные времена, много было сделано для обеспечения соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В современной истории Российского государства на законодательном уровне также сделано немало для укрепления законности и надежной защиты прав граждан. Кроме соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, теперь потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства в случае необходимости могут рассчитывать на государственную защиту.
Серьезно возросли требования к качеству производства дознания и предварительного следствия. Однако, что касается потерпевших, то хотя они и являются предметом особой заботы и правовой защиты со стороны государства, возмещение вреда, причиненного преступными действиями, во многих случаях является проблематичным.
27 января 2020 года в Великолукской транспортной прокуратуре состоялось заседание круглого стола, посвященное вопросам, связанным с исполнением действующего законодательства в части соблюдения Конституции Российской Федерации, статья 52 которой гласит о том, что государство гарантирует потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, и других нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере правоприменительной деятельности. В заседании приняли участие: Великолукский транспортный прокурор старший советник юстиции Р. А. Хильчук, начальник ЛО МВД России на станции Великие Луки подполковник полиции Ю. Н. Русаков, заместитель начальника ЛО МВД России на станции Великие Луки-начальник следственного отделения подполковник юстиции О. Н. Иванова, начальник филиала ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по Псковской области» по городу Великие Луки майор внутренней службы М.Д. Горовцов и начальник Отдела судебных приставов города Великие Луки государственный советник юстиции Российской Федерации
3 класса Н. М. Парфенова. Все участники мероприятия по роду служебной деятельности в различной степени связаны с решением вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов потерпевших от преступных действий. Каждый из них не только рассказал о результатах работы вверенного отдела (подразделения) по данному направлению служебной деятельности, но и внес конструктивные предложения по совершенствованию форм и методов работы.
Роман Андреевич Хильчук
В ходе осуществления надзора за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в обязательном порядке проверяется деятельность указанных органов, направленная на установление похищенного имущества, имущества, добытого преступным путем, на которое впоследствии может быть наложено взыскание, для последующего возмещения ущерба, причиненного преступлением, и принятых мер , направленных на обеспечение возмещения причиненного ущерба.
Юрий Николаевич Русаков
В соответствии с нормативно-правовыми, актами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, сотрудники Линейного отдела МВД России на станции Великие Луки надлежащим образом выполняют возложенные на них задачи в части обнаружения имущества, добытого преступным путем, а также похищенного имущества, в целях обеспечения возможности возмещения вреда потерпевшим, а также предотвращения общественно опасных последствий уголовно наказуемых деяний.
Надежда Михайловна Парфенова
В 2019 году в отделе судебных приставов города Великие Луки на исполнении находилось 323 исполнительных производства о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, на общую сумму 38 миллионов 570 тысяч рублей. Окончено 76 исполнительных производств. Общая сумма денежных средств, взысканных в минувшем году по исполнительным производствам данной категории, составила 3 миллиона 99 тысяч рублей. Взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, а также с исправительными учреждениями, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими данное направление служебной деятельности. Регулярно проводится обмен информацией о месте работы условно осужденных, дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета. Ведется работа по направлению в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайств о направлении в суд представлений об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. В соответствии с графиком проводятся совместные мероприятия по выявлению судебными приставами-исполнителями должников среди осужденных без изоляции от общества. На системной основе ведется работа по направлению постановлений о возбуждении исполнительных производств в учреждения, где осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы. Согласно графику проводятся посещения ИК-5 УФСИН России по Псковской области, где осуществляются сверки по осужденным-должникам на предмет отбытия наказания и остатка долга по исполнительным производствам. Сверки с УФСИН России по Псковской области, по учреждениям, с предоставлением списков осужденных-должников, которым назначено наказание в виде лишения свободы, являющихся жителями области, проводятся ежеквартально. Начальниками территориальных подразделений организовано ежеквартальное изучение исполнительных производств по возмещению ущерба, причиненного преступлениями, на предмет полноты, достаточности и своевременности мер по принудительному исполнению решения суда. На судебных приставов-исполнителей ОСП г. Великие Луки возложена обязанность по исполнению тех исполнительных документов, где сумма, подлежащая взысканию в пользу потерпевших, составляет до 100 тысяч рублей. Исполнительные документы о взыскании сумм более 100 тысяч рублей направляются на исполнение в отдел по особо важным исполнительным производствам УФССП области. В целях обеспечения взыскания с осужденных-должников суммы причиненного ущерба в полном объеме необходима модернизация ряда норм действующего законодательства.
Ольга Николаевна Иванова
По уголовным делам, находившимся в 2019 году в производстве следователей следственного отделения ЛО МВД России на станции Великие Луки, ущерб, причиненный в результате преступных действий, возмещен полностью. Меры по обеспечению исковых требований потерпевших по каждому из уголовных дел, связанных с причинением ущерба, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ и других нормативных актов, принимаются сразу после возбуждения уголовного дела, в том числе путем направления запросов в различные учреждения, в целях установления имущественного положения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Серьезным побудительным мотивом для своевременного и полного возмещения ущерба лицами, ранее не судимыми и совершившими преступления, за которые предусмотрено наказание в виде судебного штрафа, является возможность назначения данного вида наказания лишь в том случае, когда потерпевшему возмещен вред, причиненный преступлением. Соответствующие нормы закона разъясняются подозреваемым и обвиняемым в ходе производства дознания и предварительного следствия.
Марей Дмитриевич Горовцов
Уголовно-исполнительная инспекция располагает реальными возможностями обеспечить возмещение вреда, причиненного преступлениями, только в отношении тех осужденных, которым назначено условное наказание. Статья 74 Уголовного кодекса РФ предусматривает возможность не только продления испытательного срока, но и отмены условного осуждения, что повлечет реальное исполнение наказания, назначенного приговором суда. Налаженное взаимодействие с сотрудниками Службы судебных приставов способствует исполнению приговоров суда в части возмещения вреда, причиненного потерпевшим. Проводятся ежемесячные сверки с ФССП.
В дни регистрации условно осужденных судебные приставы-исполнители прибывают в уголовно-исполнительную инспекцию, где должникам по исполнительным документам разъясняется необходимость погашения задолженности и правовые последствия уклонения от исполнения приговора суда. В минувшем году отделом судебных приставов г. Великие Луки в инспекцию направлено 5 ходатайств об отмене условного осуждения. Одно ходатайство судом удовлетворено, и осужденный был направлен в места лишения свободы, где ему предстоит провести 2 года. Если бы УИИ располагала столь серьезными возможностями воздействия в отношении не только условно осужденных, но и остальных граждан, состоящих на учете в инспекции, осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, эффективность решения рассматриваемого проблемного вопроса была бы значительно выше. Возмещение потерпевшему вреда, причиненного преступлением, за счет государства, с последующим взысканием с осужденного соответствующей суммы в порядке регресса, явилось бы оптимальным вариантом решения проблемы. Однако внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство требует серьезной подготовки, в том числе и в целях предотвращения мошеннических действий со стороны тех, кто будет не- прочь улучшить свое материальное положение, не имея законных оснований для признания потерпевшим.
* * *
Все участники заседания круглого стола, имея большой опыт правоохранительной и правоприменительной деятельности, продемонстрировали не только высокий уровень проффесионализма, но и конструктивную позицию, свидетельствующую о желании существенно оптимизировать работу в данном направлении. Гражданская позиция этих людей также свидетельствует о том, что они не безразличны к человеческим судьбам и искренне желают помочь любому из сограждан, попавших в беду. Увы, нередки ситуации, когда несмотря на то, что во время производства дознания либо предварительного следствия принимаются все необходимые меры по обеспечению исковых требований потерпевшего, в дальнейшем суд назначает виновному лицу наказание, удовлетворяя исковые требования потерпевшего, сотрудники ФСИН и ФССП принимают все возможные меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, да и прокуратура в полной мере осуществляет надзор за соблюдением закона должностными лицами всех правоохранительных и правоприменительных органов, гарантий возмещения вреда в полном объеме все равно никто дать не может. И это несмотря на то, что абсолютное большинство сотрудников, по роду службы обязанных защитить права потерпевшего, добросовестно относятся к выполнению служебного долга. По мнению автора, давно назрела необходимость серьезной модернизации действующего законодательства. Важную роль здесь играет проявление законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции РФ. В частности, Гражданский кодекс Российской Федерации должен быть дополнен нормой, предусматривающей обязанность государства возместить вред, причиненный потерпевшему в результате преступных действий. В целях обеспечения возможности финансового обеспечения решения проблемы не лишним было бы создание при участии государства внебюджетного фонда помощи жертвам преступлений. Формирование фонда должно осуществляться за счет поступления следующих средств: от взыскания штрафов за совершение преступлений и административных правонарушений, от реализации конфискованного имущества осужденных за совершение преступлений, из благотворительных взносов физических и юридических лиц, из отчислений с заработной платы осужденных, а также за счет отчислений из средств бюджетов различных уровней. Данный перечень источников не является исчерпывающим. Граждане, волею судьбы оказавшиеся в роли потерпевших, именуемые в просторечье, а также на сленге правоохранителей и некоторых других категорий населения терпилами, в подавляющем большинстве случаев не требуют назначения подсудимым максимально строго наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса. Для них чаще всего гораздо более желанным является неотвратимость наказания и полное возмещение вреда, причиненного преступлением. На практике же осужденные, особенно к реальному лишению свободы, как правило, в полной мере данный ущерб не компенсируют и серьезных намерений произвести компенсацию не проявляют. Да и ситуация с занятостью осужденных в местах лишения свободы оставляет желать лучшего, что также не способствует исполнению приговора суда в части взыскания суммы ущерба, определенной приговором.. В сложившейся ситуации обязанность по выплате сумм в счет возмещения причиненного ущерба должна возлагаться на государство, которое в дальнейшем в порядке регресса может удержать данные суммы с осужденного. Деятельности внебюджетного фонда помощи жертвам преступлений, как и существующих общественных организаций, созданных в целях защиты прав данной категории субъектов уголовного судопроизводства, вне всяких сомнений, будет способствовать эффективному решению столь проблемного вопроса. И все же, только наличие в ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ соответствующей статьи расходов создаст реальную возможность своевременной и полной компенсации вреда жертвам преступлений. Лишь модель возмещения ущерба за счет бюджета государства в состоянии обеспечить восстановление прав потерпевших, как физических, так и юридических лиц. Только в этом случае будет соблюден конституционный принцип государственных гарантий доступа потерпевших к правосудию и компенсации причиненного ущерба. Вне всяких сомнений, не только при вынесении судами обвинительных приговоров, но и при решении вопроса о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, в обязательном порядке необходимо учитывать такое обстоятельство как возмещение ущерба потерпевшему. В обозримом будущем ожидаются серьезные перемены в вопросах занятости осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Планируется расширить возможности обеспечения данной категории граждан рабочими местами, что также будет способствовать исполнению обязанности возместить вред, причиненный преступлением. Наконец, следует учитывать то обстоятельство, что не все совершаемые преступления удается раскрыть. Но ведь и в этом случае потерпевший не должен быть лишен возможности компенсации ущерба. Следовательно, действующее законодательство в целях защиты его прав должно предусматривать соответствующий алгоритм действий и в подобного рода ситуациях. До тех пор, пока не произойдут законодательные перемены, потерпевший по-прежнему будет оставаться наиболее уязвимым и незащищенным из всех субъектов уголовного судопроизводства. Разумеется, принятие новых законов и иных нормативных актов, а также внесение изменений в уже существующие - процесс сложный и длительный. И все же, предложенная выше модернизация норм права с последующим неукоснительным их исполнением - задача не только выполнимая, но и способствующая укреплению законности , правопорядка, а также уверенности любого гражданина в надежной защите со стороны государства. Да и для лиц, склонных к совершению преступлений, неотвратимость наказания, сочетаемого с гарантированными негативными последствиями материального характера, будет серьезным сдерживающим фактором. А для наступления желаемых перемен остается лишь обратиться с просьбой к тем, кто наделен правом законодательной инициативы - о бедном терпиле замолвите слово.
М. Гарбер
Создано: 10.02.2020 15:47