АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Запомнился надолго

В первых числах марта 1927 года в Великих Луках и Пскове только и было разговоров среди интеллигентной публики, что о гастролях знаменитого Орленева, народного артиста республики, вместе с его труппой. В великолукском городском театре вниманию зрителей были представлены два спектакля: трагедия А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и пьеса Е. Н. Чирикова «Евреи».

В Пскове Орленев задержался подольше. 8 марта, как сообщается в губернской газете «Псковский набат», в театре имени Пушкина состоялся первый спектакль с его участием «Царь Федор Иоаннович», 9-го - «Братья Карамазовы», 10-го - «Преступление и наказание», 12-го - «Евреи».

Гастролера жителям Псковщины рекомендовать не требовалось: Павел Николаевич Орленев (1869 - 1932 гг.) принадлежал к числу самых выдающихся актеров России конца XIX - начала XX века. Он начал свой путь в провинции как актер комедии и водевиля и заслужил всероссийское, а потом и мировое признание в трагическом репертуаре. Он искал свой путь в искусстве, блуждая и спотыкаясь, падал, поднимался и снова шел, снова искал. Найденное принадлежало ему одному, но бывало и значительно для многих людей его поколения.

Первые слова похвалы семнадцатилетний Орленев, тогда просто гимназист Павел Орлов, услыхал от Островского. Это было весной 1886 года, за несколько месяцев до кончины великого драматурга. В экзаменационном спектакле драматических курсов при московском Малом театре юноша сыграл характерную роль Капитоши в комедии Пальма «Наш друг Неклюжев».

Чехов, видевший в конце 1893 года Орленева в роли Алешки (водевиль «С места в карьер»), пришел за кулисы театра поблагодарить актера.

Орленев первый на отечественной сцене сыграл царя Федора в трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Да с такой потрясающей силой, что это стало крупным событием в культурной жизни страны. Он первый открыл русскому зрителю гения Достоевского и драмы Ибсена. На протяжении трех десятилетий артист ездил по России, забираясь в самые глухие места, и гастролировал с триумфом в европейских столицах и в Америке.

Его искусство знаменовало собой новый этап в истории развития психологического реализма на русской сцене. Не обладая данными, необходимыми, по тогдашним понятиям, для исполнения драматических ролей - был невысокого роста, хрупкого телосложения, имел не очень сильный голос, - Павел Николаевич стал родоначальником нового амплуа в отечественном театре - «неврастеника». Он создал образы людей с надломленными душами, терзаемых непреодолимыми нравственными противоречиями: Раскольников и Дмитрий Карамазов, царь Федор и Освальд в «Привидениях» Ибсена. Вообще же главной темой творчества, наверное, было изображение мук трагического раздвоения чистого и честного человека, вынужденного жить в условиях, с которыми он не может мириться, но и не в силах преодолеть.

И на закате жизни ему аплодируют Москва и Ленинград, Киев и Рига, Тбилиси и Вильнюс. Аплодируют ему и в провинции, аплодировали ему, если верить воспоминаниям старожилов, и в городах на Ловати и Великой.

Правда, анонимный рецензент в великолукской газете («Наш путь», 1927, 11 марта, № 10) писал сдержанно: «Публика с удовольствием следила за игрой маститого гастролера, давшего, однако же, немного ложный тип Федора: чуть-чуть излишний упор на места, могущие вызвать смех, неровность в игре - иные места очень выпуклы и ярки, другие, здесь же, рядом, - слабее, что, очевидно, зависит от степени настроенности и переживаний артиста.

Отлично играл Орленев в «Евреях». Даже солидный возраст гастролера забывался при исполнении им роли Лейзера.

Прочие артисты играли, не портя общего впечатления. «Евреи» удались лучше «Федора». Очевидно, стихотворный текст Толстого менее удается актерам, чем обычный разговорный язык».

Впрочем, дело, наверное, не только в стихотворном тексте. Скорей всего, даже совсем не в нем, а в общей атмосфере жизни страны: свертывание новой экономической политики, усиление контроля в культуре, разнузданная критика так называемых «левых», «пролеткультовцев», травивших всех, начиная с Булгакова и кончая ортодоксальным Маяковским.

Наверняка анонимный великолукский автор держал в голове отзыв небезызвестного Э. Бескина о «Царе Федоре». Да, разумеется, игра Орленева - виртуозная, ювелирная... Но ведь пьеса Толстого, поверьте, это «политический манифест русского либерализма (?) с куцей программой конституционных реформ...»

Времена у нас отнюдь не вегетарианские, решил великолукский критик, так что сделаем упор на пьесу Чирикова: вещь тоже солидная, дореволюционная - и прогрессивная, показывающая жизнь простого люда. Оно будет надежнее...

Смелее писал А. Вадин («Псковский набат», 1927, 10 марта): «Вечный странник, народный артист Республики, Орленев, опять в Пскове.

Опять мы видим маски больных изломанных людей, с минутными большими порывами, с больной волей - маски, вылепленные Орленевым с изумительной четкостью, мастерством, знанием человека и огромной любовью к человеку.

Орленев создал в русском театре амплуа «неврастеника». Роль сына Грозного, царя Федора, выдвинула его в первые ряды русских актеров. Орленев тонким психологическим анализом вскрывает облик этого «самодержца», в котором минутами просыпается отец его, царь Грозный, чтобы тотчас же в страшном, именно страшном, бессилии теряется перед грозными политическими событиями, чтобы стать игрушкой в руках враждующих партий. Патологическое безволие этого человека передано Орленевым так, что почти ощутимо видишь, как воля его сжимается, качается от каждого слова сильного человека.

Образы Орленева, образы глубоко несчастных людей, вызывают большую человеческую жалость зрителя, а главное - укрепляют волю и характер зрителя, лечат его. В этом - огромная заслуга Орленева перед трудящимися нашей страны. Нет уголка в стране, куда не понес бы Орленев свое большое искусство. В дореволюционные годы он не прельстился блеском «императорской сцены», а пошел по весям и городам страны, к массам, в провинцию.

Труппа, сопровождающая Орленева, не возвышается над средним уровнем провинциального драматического театра. Лучше других Григорьев в роли Бориса Годунова».

А зрители наслаждались игрой замечательного актера, радовались, что и они, наконец-то, увидели легендарного «Царя Федора». И не ведали они о проблемах, возникших перед сотрудниками местной прессы.

Станислав ПЕТРОВ,

кандидат исторических наук

Создано: 28.01.2020 15:26

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить