Покорил великолучан
9 декабря 1994 года в два часа ночи на 92-м году жизни скончался Вадим Козин. Многострадальное бытие знаменитого певца закончилось, но по-прежнему различные эпизоды его жизни вызывают интерес у почитателей артиста.
Разумеется, о редкостном, необыкновенном по тембру голосе Вадима Алексеевича знают все. Как и о том, что до Великой Отечественной он шел далеко впереди всех по количеству выпущенных грампластинок - впереди Лемешева, Козловского, Утесова...
В 30-е годы необычайной красоты цыганский голос Козина сводил с ума всех, кто его слышал - женщин, мужчин... Афиши, аншлаги, овации... Пел много и без устали. В его исполнении обрели новую популярность «Калитка», «Утро туманное», «Мой костер», «Коробейники», «Ехали цыгане», «Нищая», «Вот мчится тройка почтовая», «Жигули», «Меж высоких хлебов». Вообще же репертуар певца был весьма обширен - около трех тысяч песен, из них почти триста написал сам Вадим Алексеевич.
Выступал Козин везде. Пел он и в Великих Луках. Великолукская газета «Ленинский путь» (12 июня 1932 года) сообщала: «Анонс! Городской летний сад. 14 июля концерт Ленинградских артистов при участии Вадима Козина».
Если верить свидетельствам старожилов, певец и его тогдашний аккомпаниатор Давид Ашкенази стремительно появились, и сразу же, без объявления номера, началось их выступление. Главным, конечно, были не внешние эффекты, которыми артист пользовался очень тактично, а страстная, увлекающая зрителей сила и красота голоса певца, передававшего самые тонкие нюансы души человеческой, ее радость и боль, надежды и страдания.
В годы войны Вадим Алексеевич поет в частях действующей армии, в госпиталях, на боевых кораблях. Нарком путей сообщения выделил ему специальный вагон для поездок, чтобы певец мог выступать не только перед фронтовиками, но и перед рабочими оборонных заводов тыла. После одного из концертов на передовой генерал Баграмян вручил ему орден Красной Звезды.
В 1944 году Козина несправедливо арестовали. Отбыв срок, он как бы посторонился, ушел в тень, добровольно оставшись в Магадане. Чины министерства культуры так и не удосужились присвоить певцу звание народного артиста.
Деликатность истории: за полвека затворничества трагического тенора Россия не произвела на свет другого подобного голоса. Так что можно только позавидовать тем великолучанам, кто слушал певца 14 июля 1932 года в Летнем саду.
Станислав ПЕТРОВ,
кандидат исторических наук
Создано: 17.01.2020 09:39