АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

«В жизни всегда есть место подвигам…»

От великолучанина Михаила Николаевича Козловского я услышала волнующий рассказ о Владимире Федоровиче Кузьмине - человеке несгибаемой воли и мужества, стойкости и жизнелюбия, о котором можно написать «Повесть о настоящем человеке» или «Всем смертям назло». Думаю, безучастным к жизни и судьбе В. Ф. Кузьмина не останется ни стар ни млад. Михаил Николаевич так начал рассказ о юном минере Володе Кузьмине:

«28 октября 1943 года советские войска освободили город Сураж Витебской области, где 6 февраля 1927 года родился мой дядя и будущий крестный Владимир Федорович Кузьмин.

Немцы отступили, но на полях недавних сражений остались тонны неразорвавшихся боеприпасов: мин, авиабомб и снарядов. В марте 1944 года бюро Витебского обкома КП(б) приняло решение о подготовке минеров для разминирования мест недавних боев. Были организованы областные курсы, первыми выпускниками которых стали 53 инструктора и 530 бойцов.

В июне 1944 года батальон 3-го Белорусского фронта покинул территорию Витебской области, поэтому дальнейшее разминирование нужно было продолжать собственными силами. Этой трудной работой занялась организация Осоавиахима. Команды создавались из добровольцев: рабочих, служащих и учащихся не моложе 15 лет. Курсы для инструкторов длились лишь тридцать дней, а для бойцов - всего восемь.

В это время Володе Кузьмину исполнилось семнадцать лет. После прохождения курсов его с товарищами направили на разминирование колхозных полей. В стране, истерзанной войной, остро чувствовалась нехватка продовольствия, поэтому было необходимо в кратчайшие сроки очистить от мин поля для запоздалой посадки картофеля.

Работали небольшими группами - по два-три человека под присмотром инструкторов. На шесть групп - один инструктор, который не мог уследить за всеми мальчишками, рано повзрослевшими и желавшими доказать свою самостоятельность.

В этот день, перевернувший всю его жизнь, Володя работал в «тройке» одного из минеров. На его вооружении был шест с длинными металлическим щупом, у двух других - более короткие щупы и армейские штыки.

Колхозное поле было заранее разбито на секторы, и каждая группа тщательно проверяла свой. Осторожно и внимательно они выкручивали у найденных мин взрыватели и складывали их в перекинутые через плечо холщовые сумки. В конце дня взрыватели отдавали инструктору, который по итогам начислял трудодни. На момент обнаружения той злополучной мины Володя уже научился обезвреживать взрыватели. Но в этот раз что-то пошло не так. Видно, мина была из тех, про которые говорили - «с сюрпризом». Он стоял на коленях с выкрученными взрывателями в руках возле уже «обезвреженной» мины, когда раздался взрыв... Дальше все было как в замедленной съемке. Взрывной волной его отбросило на несколько метров. Володя летел и видел застывших, словно изваяния, друзей, их широко раскрытые глаза - то ли от страха, то ли от удивления. Время остановилось. И только одна мысль настойчиво стучала в висках: «Только бы не детонировали лежавшие в сумке взрыватели» …

Очнулся Володя уже в госпитале. Взрывом ему оторвало кисти обеих рук и сильно обожгло лицо. Из-за наложенной на глаза марлевой повязки - вокруг пугающая темнота. И полная неизвестность…

Несколько раз к нему в госпиталь приходил инструктор группы. Говорил всегда неестественно громко, много смеялся, шутил. Желая поддержать и успокоить парнишку, пытался убедить, как ему повезло… Повезло, потому что, несмотря ни на что, он остался в живых! Его друзьям повезло меньше. Один умер уже в госпитале, не приходя в сознание. Другому многочисленными осколками повредило спинной мозг, и он до конца своих дней остался инвалидом, прикованным к постели.

В один из своих визитов инструктор пришел «навеселе», как всегда, много шутил, но вдруг, став серьезным, прошептал: «Все, что произошло с тобой, - это и есть настоящее чудо! Ты не мог, понимаешь, никак не должен был выжить, находясь так близко от места взрыва!» Уходя, он попросил никому не рассказывать об их разговоре. В то время вера в чудеса совсем не поощрялась, особенно среди партийных работников и руководителей. Вследствие полученного ранения головы у Владимира стало резко ухудшаться зрение. Он перенес три операции, но сохранить глаза подростку не удалось. Володя полностью ослеп. Позже, из-за начавшегося заражения крови, пришлось ампутировать руки до локтей. В заключение врачебной комиссии было записано: «Инвалид с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями по разминированию колхозного поля». Несмотря на несколько тяжелейших операций, слепоту и потерю рук, Владимир Федорович Кузьмин не сдался. Его друзья и коллеги по работе, соседи, родные и близкие не знали более позитивного и жизнелюбивого человека. Да, он всем сердцем любил жизнь, хотел жить и научился жить, не ожидая помощи от других. Он сам всегда первым приходил на помощь тем, кому мог помочь. Это был самый надежный человек, на которого можно было рассчитывать! К концу 1944 года только в Витебском районе погибло 107 человек при разминировании колхозных полей, улиц в городах и селах».…

После войны Владимир Федорович приехал в Великие Луки, в 1957 году встретил любимую женщину - Ольгу Михайловну. Они создали дружную и любящую семью. Владимир Федорович по-отцовски, с любовью, терпеливо и заботливо воспитывал Веру и Любу, дочерей жены, а потом и внуков Ирину и Володю как своих кровных родных. Он более 40 лет был председателем территориальной организации Всероссийского общества слепых.

Его младшая дочь Любовь Пузыня (инокиня Маргарита) тепло вспоминает об отчиме: «Для меня и сестры Веры Владимир Федорович был родным, очень дорогим и уважаемым человеком, заботливым, добрым, требовательным, его трудолюбие было неиссякаемым. Он заменил нам отца, научил любить труд и уважать людей труда, заботиться о нуждающихся в помощи и не проходить равнодушно мимо них.

После ликвидации Великолукской области было очень трудно устроиться на работу. Владимиру Кузьмину посоветовали обратиться в Общество слепых. Встретили его приветливо, но объяснили, что вопросы трудоустройства решает специальная комиссия, устанавливающая профпригодность. И случилось чудо: незрячий Владимир Кузьмин на глазах потрясенной комиссии собрал из гофрированного картона упаковку для электролампочек… зубами! Да как быстро, аккуратно, прочно!

Члены строгой комиссии прослезились, увидев слепого инвалида с ампутированными руками - ловкого и трудоспособного! Его тут же оформили на работу - надомником. А помогала В. Кузьмину вся дружная семья.

К работе отчим относился самоотверженно. Вся наша семья жила интересами ВОС, мы всей душой стремились помочь отчиму.

Вместе с женой Ольгой Михайловной пешком, по бездорожью, в любую погоду они ходили в ближние и дальние деревни и села Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, чтобы обследовать жилищные условия неработающих слепых и оказать помощь нуждавшимся: починить протекавшую крышу, отремонтировать дымившую печь, провалившийся пол, привезти сена... Помогал сам, чем мог. Звал на помощь неравнодушных и участливых людей. Обращался в сельсовет, военкомат, к руководителям предприятий города и района, вчерашним фронтовикам. И незамедлительная помощь была оказана в самые короткие сроки! Все члены ВОС были для него свои, родные. Кажется, он делал для них все возможное и невозможное: добывал дефицитные в те годы магнитофоны, приемники, «говорящие» часы, устраивал и доставлял на прием к врачам и в санатории, отправлял на операции в столичные клиники… Двери нашей небольшой скромной квартиры всегда были открыты для людей. Народ шел к отчиму как к последней надежде, верил каждому его слову. Он не делил время на рабочее и личное, был готов помогать людям день и ночь. Его великая, несгибаемая сила воли, мудрость, мужество и оптимизм воодушевляют меня и по сей день. Энергичный, жизнелюбивый, добросердечный, он вселял уверенность в людей отчаявшихся, мог поднять дух потерявшему надежду в борьбе с недугом. В нашей семье отчим был главой, он планировал, советуясь с нами, все важные семейные дела, строительство и работы на даче. Своего транспорта у нас не было, и на обе дачи - у телевышки и в Мордовичах - мы ходили пешком каждый день. Владимир Федорович, к нашему удивлению, научился мастерски копать землю лопатой, умело и ловко прижимая ее локтем к туловищу, не хуже тех, у кого было две руки. Отчим бесконечно дорожил семьей. Он берег маму и нежно заботился о ней. Бывало, возвращаемся усталые с дачи, а отчим несет тяжелые сумки и на плечах - внучку Иринку, хотя был не богатырского сложения. Не помню, чтобы он унывал, жаловался на болезни, жизненные невзгоды, плохую погоду. Он выжил чудом и всем образом своей жизни, отношением к работе, семье, людям благодарил Господа неустанно. Мама и отчим дали нам с сестрой среднее специальное и высшее образование, подготовили к самостоятельной жизни. Мы гордились нашим любимым отчимом-отцом, которого знал и уважал весь город. Только последний месяц перед смертью он сильно болел. Но его очень ждали на работе, верили, что он скоро поправится. Уволили только в день смерти - 14 июля 1999 года …В последний путь моего любимого отчима провожали многие благодарные великолучане».

Нам, зрячим, трудно и невозможно представить себе масштаб той беды, когда человек перестает ощущать свет, видеть, как прекрасен дивный Божий мир, дождь, снег, осенний листопад, восход и закат солнца, когда человек теряет способность самостоятельно ориентироваться в пространстве… В.Ф.Кузьмин поставил цель: во что бы то ни стало остаться в строю и сделать жизнь полезной, когда она стала невыносимой. Он сумел сделать это ценой больших и маленьких побед над собой, ежедневным целеустремленным трудом осуществил, казалось бы, невозможное. Народ тянулся к нему и верил каждому его слову. Некоторые даже дотрагивались до ампутированных культей рук, чтобы лично убедиться: «Кузьмин - такой же инвалид, как и мы, а значит, ему тоже трудно. Но он же нашел силы»…

В.Ф.Кузьмин умело организовал культурно-массовую и политико-просветительскую работу среди людей с ограниченными возможностями, и  благодаря его примеру многие незрячие научились воплощать свои способности в разных профессиях.

Как он, слепой инвалид с ампутированными руками, смог и успел сделать в жизни так много доброго для людей, города, своей семьи? Владимир Федорович неустанно учился всю жизнь. Он узнал,  что благодаря методике тактильного чтения по уникальной рельефно-точечной системе француза Луи Брайля незрячие всего мира с 20-х годов ХІХ столетия учатся чтению и письму. И в нашем городе слабовидящие учились читать и писать с помощью лупы, а шрифт с увеличенными буквами стал их спасательным кругом. Владимир Федорович привез в город специализированные пособия, рельефно-объемные модели. Как радовались люди с ограниченными возможностями зрения, когда у них появилась вера и надежда, что они смогут полноценно жить и трудиться, с каким упорством, как целеустремленно и настойчиво изучали они буквы в шрифте Брайля!

За доблестный труд В. Ф. Кузьмин был награжден двумя Почетными знаками: «Ветеран труда» и «Ветеран коммунистического труда», медалью «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», в 1994 году - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (награда № 3072, Указ Президента РФ № 412 от 25-го апреля 1994-го года). На обороте медали - духоподъемные слова: «Польза. Честь и Слава». В нашем городе и сегодня живут люди, которых поддержал В. Ф. Кузьмин, вовремя протянул руку помощи, вселив в них надежду: «Смотри, у меня нет ни глаз, ни рук, но я не считаю себя инвалидом, живу полноценной жизнью, воспитываю детей, работаю, не обуза для семьи. И ты обязательно сможешь! Надо только не сдаваться и взять себя в руки, чтобы вернуться в строй!» И люди находили в себе силы жить и трудиться. После войны было немало инвалидов, порой вчерашние защитники Родины, разуверившиеся в былых идеалах, оставшись одинокими калеками, спивались, считая себя лишними, никому не нужными.

Многие люди благодарны В.Ф. Кузьмину, который никогда не жалел ни личного времени, ни здоровья, ни душевных сил, ни энергии, ни денег, чтобы помочь, поддержать, наставить на добрый путь. Он умело и своевременно помогал и добрым советом, и делом. Не счесть, скольким людям помог устроиться на работу, получить жилье, поправить здоровье… Для  наших земляков Владимир Федорович Кузьмин - яркий пример настоящего Человека, великого труженика и самоотверженного патриота, любящего жизнь, работу, семью, людей, город, Родину. Великолучане вспоминают о нем тепло и сердечно, рассказывают детям и внукам с любовью и уважением. В октябре 2019 года ученица МБОУ «СОШ № 9» Анастасия Миронова написала рассказ о В.Ф. Кузьмине на международный конкурс, посвященный 75-летию Великой Победы, и заняла 1 место на региональном этапе в номинации «Литературное творчество».

Ольга КОНЕЕВА

Создано: 10.01.2020 12:05

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить