Квитанции за услуги ЖКХ: вначале проверь, потом оплати
Уже второй месяц жителям 58-ми домов микрорайона Дружбы приходит сразу две квитанции за услуги ЖКХ. Одна, как обычно, сформирована ЕРКЦ, вторая - управляющей организацией ООО «Дружба - Сервис», объявляющей себя правопреемником ООО «Надежда», которое еще раньше имело название «Дружба» и действие лицензии которого было прекращено. Сейчас до великолучан активно доводится информация о том, что эта управляющая компания ведет свою деятельность, нарушая действующее законодательство. Подробно об этом мы писали в нашей прошлой статье, посвященной работе ЕРКЦ. За разъяснениями мы вновь обратились к директору МУП «ЕРКЦ» Е.В. Берестовой.
- Разъяснение сложившейся ситуации с квитанциями ООО «Дружба - Сервис» сейчас ведется не только в нашем городе, но и на сайте губернатора Псковской области, - отметила Екатерина Владимировна. - Отвечая на вопросы, которые поступают и на этот сайт, председатель комитета по региональному контролю и надзору Псковской области дает четкие комментарии по этому поводу. ООО «Дружба - Сервис», которое якобы осуществляет обслуживание этих 58-ми домов и их управление, не имеет на это никакого законного права. Тем более не имеет права на выставление каких-либо квитанций.
К сожалению, часть жителей оплатили именно по этим квитанциям, возможно, увидев в них сумму несколько ниже, чем обычно. Ведь там не содержались суммы за коммунальные услуги: холодную и горячую воду, отопление, вывоз мусора, как это всегда бывает в платежных документах ЕРКЦ.
В вопросе законности квитанций, которые предъявило жителям 58-ми домов района Дружбы ООО «Дружба - Сервис», точку поставил не только региональный комитет, но и прокуратура, со стороны которой вынесено предписание этой организации, чтобы устранить правонарушения, а для этого вернуть людям деньги, которые они внесли в кассы по адресу: ул. Дружбы, 7. Кстати, с таким требованием - вернуть ошибочно оплаченные средства - многие обратились в эту компанию, и деньги им возвращены.
Тем не менее, игнорируя эти требования и законодательные нормы, «Дружба - Сервис» выпустила квитанции и еще за один месяц - уже за ноябрь, по-прежнему утверждая, что она приняла на обслуживание дома от ООО «Надежда». Еще раз повторяю, - подчеркнула директор ЕРКЦ, - что в жилищном законодательстве нет такого понятия как переход дома «по наследству» от одной управляющей организации к другой. Нормами закона не пре-дусмотрена правопреемственность в части передачи домов, которые управлялись ранее по заключенным договорам управления. С жильцами никаких домов «Дружба-Сервис» договоров не заключала. В конкурсе на право управлять какими-то домами она не участвовала. А это и есть лишь два законных пути управлять конкретным домом, а значит - и выставлять счета для оплаты услуг.
В настоящее время, как и предполагает законодательство, управление этими домами обязано осуществлять ООО «Надежда». Эта управляющая организация имеет договор с ЕРКЦ, он не расторгнут, поскольку Гражданский кодекс не предусматривает в такой ситуации одностороннего расторжения договора
Кроме этого, - продолжила Е.В. Берестова, - есть договоры, которые затрагивают интересы поставщиков услуг - «Водоканала» и «Тепловых сетей». Договоры, которые заключены между этими предприятиями и управляющими организациями, предполагают, что все расчеты производятся через ЕРКЦ. И здесь тоже никаких изменений не произошло. Поэтому мы считаем, что квитанции, которые мы формируем, а затем разносим жителям этих 58-ми домов, вполне законны, и именно по ним нужно вносить плату за услуги ЖКХ. При этом мы по-прежнему даем 100-процентную гарантию, что все платежи населения по нашим квитанциям оперативно и в полном объеме будут перечислены и поставщикам услуг, и самой управляющей организации ООО «Надежда», которая до настоящего времени обязана обслуживать эти дома, - обратила внимание Е.В. Берестова.
- Подобные квитанции в декабре увидели и жители тех домов, которые обслуживает ООО «Управляющая компания «Северный микрорайон». Там такая же ситуация, и эта организация тоже нарушает законодательство?
- Да, ООО «УК «Северный микрорайон» действует по тому же сценарию. Нам они прислали уведомление о якобы расторжении договора с ЕРКЦ. Естественно, до них доведена и наша позиция, и позиция поставщиков услуг. Удивительно, что в период отопительного сезона, когда жители должны вносить плату за отопление, в разосланных ими квитанциях в качестве получателя денежных средств указана сторонняя организация - ООО «Финам Групп». Вновь возникает вопрос: почему, собирая средства вроде бы за свое управление домами и за коммунальные услуги, деньги управляющая организация отправляет на расчетный счет абсолютно иной частной компании? Причем учредителем этой компании является один из руководителей той самой Ассоциации управляющих и обслуживающих компаний (АУОК), куда входят и эти управляющие компании, не желающие придерживаться норм законодательства.
Есть опасение, что средства, оплаченные по таким реквизитам, могут просто не дойти до поставщиков ресурсов, - подчеркнула Е.В. Берестова. - А это может привести к огромным проблемам. Ведь основная часть финансовых средств, за счет которых осуществляют свою деятельность и МП «Водоканал», и МУП «Тепловые сети», - это платежи населения. Представим, что будет, если они хотя бы за месяц не получат этих средств. В итоге у них не будет возможности рассчитаться за газ, электроэнергию - а великолучане останутся без воды и тепла в своих квартирах. Причем в самый разгар зимы. Вот это самое страшное, что может произойти в результате таких действий управляющих организаций, входящих в Ассоциацию управляющих и обслуживающих компаний (АУОК).
- Может ли подобная ситуация возникнуть по другим управляющим организациям, в других районах Великих Лук?
- Насколько мы информированы, такие же действия намерены предпринять по ООО «Управдом», в Заречном районе. Поэтому великолучанам нужно обратить внимание на то, какая управляющая организация обслуживает их дом. Я ни в коем случае не призываю менять управляющую компанию, если она вас устраивает, - заметила директор ЕРКЦ. - Но жителям стоит обратиться в свою управляющую организацию и проверить, в порядке ли находится договор управления с их домом и есть ли он вообще, а еще желательно, чтобы в этом договоре имелся пункт, что все расчеты должны производиться через муниципальное предприятие «ЕРКЦ». Это единственная гарантия того, что платежи великолучан не уйдут в какую-то стороннюю организацию. Это единственная гарантия того, что платежи дойдут до тех предприятий, которые дают тепло, воду и электроэнергию.
Почему не учтены показания счетчиков?
- Екатерина Владимировна, во многих квитанциях жителей района Дружбы, которые сформированы ЕРКЦ, за октябрь и за ноябрь суммы по отоплению оказалась значительно выше, чем это было всегда. В чем причина?
- Часть домов в разных частях города оказалась просто не готова к отопительному сезону, не подготовив вовремя общедомовые приборы учета. Это 11 домов разных управляющих компаний, которые входят в Ассоциацию управляющих и обслуживающих компаний (АУОК). В прошлые годы тоже могло происходить нечто подобное, но в таких случаях прежние директора управляющих организаций признавали свою ошибку и брали расходы на свою организацию.
В этом году два месяца, когда на улице практически нет морозов, люди должны оплачивать повышенные суммы в счетах. На все обращения со стороны ЕРКЦ, со стороны граждан положительного ответа так и не получено, хотя это халатность именно управляющей организации, которая вовремя не подготовила свои дома к зиме. В итоге за октябрь жители этих 11 домов получили квитанции с большими суммами, сделать перерасчет которых не удается.
В ноябре произошла еще одна проблемная ситуация, когда, например, ООО «Дружба - Сервис», не имеющее оснований для обслуживания домов и не имея никаких договоров с поставщиками, по данным работников предприятия тепловых сетей, не предоставили доступ представителям «Тепловых сетей», чтобы снять показания счетчиков. Да, они направили какие-то показания тепловикам, но как мог руководитель ресурсоснабжающего предприятия принять эти цифры от организации, с которой у него не заключен договор? Ведь эти показания необходимо использовать для расчета денежных средств! - особо подчеркнула Е.В. Берестова. - Кто потом будет отвечать за правильность этих показаний и дальнейший расчетов? Кем является «Дружба - Сервис», которая к тому же не имеет законных оснований управлять домами, по отношению к данному поставщику, если их отношения не закреплены никаким договором? Поэтому «Тепловые сети», опираясь на законодательство, не смогли принять эти показания у ООО «Дружба - Сервис».
В итоге «Тепловые сети» смогли передать для расчетов в ЕРКЦ только те показания, которые были получены с приборов учета дистанционно посредством модемов. А по тем шести домам, куда доступ обеспечен не был, расчеты пришлось производить в рамках Постановления № 124 Правительства РФ, которое предусматривает, что, в случае непередачи показаний счетчиков, расчет производится по среднемесячному расходу за предыдущий отопительный период.
Если в следующий месяц «Тепловые сети» все же получат доступ к приборам учета или ООО «Надежда» выполнит свои обязательства в рамках Жилищного кодекса и в рамках своих обязательств по управлению домами, возможно, удастся произвести перерасчет по тем домам, где не смогли снять показания в ноябре.
В Новый год - без долгов
- Екатерина Владимировна, традиционно в январе ЕРКЦ объявлял акцию «В Новый год - без долгов». В этом году будет у великолучан возможность рассчитаться с задолженностью, если она есть, вычеркнув пени?
- Да, каждый год мы объявляли такую акцию в январе. Но в этом году управляющие организации, входящие в Ассоциацию управляющих и обслуживающих компаний (АУОК), решили провести такую акцию раньше по непонятным для нас причинам. В этой акции не участвуют ООО «УК «Северный микрорайон» и ООО «Надежда». От остальных в ЕРКЦ поступило уведомление, что такую акцию они будут проводить в декабре текущего года.
Продолжится ли эта акция в январе - пока не могу сказать, - заметила Е.В. Берестова. - Но пока к этой, так сказать, вынужденной акции в декабре присоединились и те управляющие компании, которые только в этом году начали обслуживание многоквартирных домов. Там долги небольшие, но и жители этих домов могут оплатить услуги, вычеркнув пени. Присоединились к акции «Тепловые сети» и «Водоканал», поскольку в первую очередь здесь учитываются интересы наших жителей. Но до сих пор осталось непонятным, зачем нужно было сдвигать эту традиционную акцию, которую мы проводим уже более десяти лет именно в январе, на декабрь. В это время великолучане активно готовятся к Новому году и не имеют достаточно времени и средств, чтобы погасить долги.
К сожалению, мы не успели уведомить великолучан об изменении сроков проведения акции, поскольку для нас это тоже было неожиданно, - подчеркнула Екатерина Владимировна, - Уведомление пришло к нам 5 декабря, когда квитанции были уже готовы и расчеты уже осуществлялись. Поэтому мы не смогли, как обычно, на обратной стороне платежных документов напомнить об акции. Но сейчас мы стараемся всеми способами довести до сведения жителей города эту информацию, чтобы люди смогли воспользоваться возможностью оплатить задолженность, вычеркнув сумму пени. И со своей стороны мы надеемся, что сможем провести эту акцию и в январе. Для этого будем обращаться в управляющие организации, чтобы они нас поддержали.
А пока предлагаем великолучанам воспользоваться возможностью и вступить в новый год без долгов за жилищно-коммунальные услуги. Обращаю внимание, что только при погашении всей суммы долга пени будут списываться, - отметила Е.В. Берестова.
Мария Озерова
Создано: 19.12.2019 09:57