АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»

 
 Россия, 182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, 26. 
Главный редактор: тел. (81153) 5-21-03, отв. секретарь (81153) 3-26-56, 
 отдел рекламы: тел./факс (81153) 3-02-24. E-mail: vp-pravda@mail.ru 
 

Города и годы

В «Театральной энциклопедии» об известном русском режиссере Александре Игнатьевиче Канине написано: «Канин Александр Игнатьевич (24.ХI (6.ХII) 1877-3.XI.1953) - русский актер и режиссер. Заслуженный артист РСФСР (1926). Родился в Саратове. В 1904 году по окончании школы Московского Художественного Театра (класс В. И. Немировича-Данченко) работал в Тифлисе в труппе под руководством В. Э. Мейерхольда; впервые выступил здесь как режиссер. В 1905-1906 - актер студии на Поварской (руководители Станиславский и Мейерхольд). В 1908-1917 Канин работал в театрах Воронежа, Ростова-на-Дону, Таганрога, Самары, Казани, Оренбурга, Иркутска, Одессы, Астрахани. С 1917 - в Саратове. В 1920 при Саратовском театре имени Карла Маркса организовал молодежную труппу (поставил «Зори» Верхарна и др.). Был художественным руководителем театров в Ашхабаде (1927-1929), Пензе (1929-1930), Самаре (1930-1931), Воронеже (1931-1934), Курске (1934-1941), Энгельсе (1941-1943), Кургане (1943-1946), Улан-Уде (1946-1947), Великих Луках (1947-1948). С 1948 - главный режиссер Рязанского театра. Основное место в творчестве Канина занимала работа над драматургией М. Горького. Канин осуществил постановку почти всех пьес Горького, исполняя во многих спектаклях главные роли. Поставил спектакли «Васса Железнова» (первый вариант 1910, Таганрог; 1935 г., Курск), «Егор Булычов и другие» (1933 г., Воронеж; 1946 г., Бурятский театр). В сезоне 1907-1908 гг. в Костроме Канин поставил «Мещан» и сыграл роль Бессеменова. Позднее Канин неоднократно возвращался к этой пьесе. В 1951 за постановку «Мещан» и исполнение роли Бессеменова был удостоен Сталинской премии СССР. Среди лучших режиссерских работ Канина: «Любовь Яровая» (сезон 1926-1927, Саратов), «Человек с ружьем» (1938, Курск), «Разлом» (1937, Курск), «Последняя жертва» (1948, Рязань). Роли: Фирс («Вишневый сад»), Старый повар («Плоды просвещения»), Ферапонт («Три сестры»), Осип («Ревизор»), Луи Клешнин («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого). Замечательный режиссер-педагог, Канин стремился к выявлению творческой индивидуальности каждого актера, к созданию художественно-целостных спектаклей, остро характерных образов. Вел педагогическую работу. Был организатором и преподавателем в театральных студиях в Саратове, Киеве, Самаре, Пензе, Воронеже, Курске (Курской студии присвоено имя Канина)».

Так мы узнаем о том, что Канин был в Великих Луках. Более подробно о пребывании режиссера в городе на Ловати можно прочитать в книге Л. Ходорковской и А. Клинчина «Путь режиссера»:

«Интенсивно и плодотворно работал Канин в Великих Луках. Этот дотла разрушенный войной старинный русский город должен был в числе пятнадцати древних русских городов восстать из руин и пепла. Среди других культурных учреждений, вновь открывающихся в этих городах, должны были возводиться и распавшиеся во время войны театры.

Канин приехал в Великие Луки в конце лета 1947 года. Здание театра еще не было достроено. Оно возвышалось на том самом месте, где совсем недавно были лишь груда развалин и две уцелевшие стены взорванного гитлеровцами Дома Красной Армии. Развалины со всех сторон обступали строящееся здание, напоминая о недавних боях.

Режиссер, не дожидаясь окончания строительных работ, стал набирать труппу. К нему снова потянулись его прежние товарищи, актеры, работавшие с ним в Курске: А. А. Иванов, Н. П. Струйская и другие. Из Саратова приехала группа молодежи - выпускников театрального училища. Вошли в труппу и артисты- старожилы - А. Н. Сперанская, М. П. Гулюкин и другие. Образовался крепкий коллектив.

Город встречал приезжих деревянными настилами вместо тротуаров, железными трубами, торчавшими из многочисленных землянок. Десяток домов, уцелевших от бомбежек и артиллерийского огня, занимали учреждения.

Из груды щебня, камня, беспорядочно наваленного леса постепенно вырастал театр.

Вспоминая об этом времени, артист Великолукского театра Михаил Головин писал:

«В первой же отделанной комнате за кулисами начались репетиции «Кремлевских курантов». Артисты работали с увлечением. Канин заражал всех своей жизнерадостностью, оптимизмом. Глядя на этого худощавого человека с одухотворенным лицом и всегда горящими глазами, никто не сказал бы, что ему семьдесят лет.

- Ну, товарищи, сегодня мы хорошо поработали, - говорил он после репетиции, - а теперь пойдемте трудиться! Кто за мной, тот не против меня! Айда, во двор, тачки катать.

В театральном дворе скопилось много строительного мусора, и надо было очистить проходы к сараям с декорациями. Канин первым хватался за ручки самой вместительной тачки.

- Что вы, что вы, Александр Игнатьевич, - говорил кто-нибудь, - разве вам можно?

 - Мне не семьдесят лет, а два раза по тридцать пять! - парировал Канин. - Грузите в два раза больше!

Поплевав на ладони, он ловко и легко толкал тачку и бежал с ней по узенькой деревянной дорожке к обрыву, куда сваливали щебень.

Репетиции шли к концу, приближался срок открытия театра. Трудно было узнать здание бывшего Дома Красной Армии. Шесть больших белых колонн украшали вход в новый театр, два фойе, большая закулисная часть, просторная сцена.

Великие Луки получили настоящее театральное здание. На улицах города запестрели афиши-анонсы. Театр был открыт в точно назначенный срок. 5 ноября 1947 года «Кремлевские куранты» были показаны строителям города, заполнившим все пятьсот мест партера и балкона.

Золотистый бархатный занавес ярко освещен светом нескольких «тубусов» и рампы. За занавес вышел Александр Игнатьевич Канин.

- Привет вам, дорогие товарищи строители! - начал он. - От всех нас, артистов, режиссеров и музыкантов - строителей социалистической культуры, сердечный привет вам и большое русское спасибо!

 Семидесятилетний артист и режиссер низко поклонился сидящим в зале штукатурам и малярам, монтажникам и водопроводчикам, столярам и слесарям.

- Все мы сегодня строители, товарищи! Вы строите город, восстанавливаете его из руин и пепла, мы строим новую, советскую культуру, самую лучшую в мире. Мы хотим создать в Великих Луках настоящий театр, народный, любимый вами.

В сезоне 1947-1948 гг. Канин с честью выполнил возложенную на него задачу - возродить театр в разрушенных войной Великих Луках, дать этому театру стимул для дальнейшей плодотворной деятельности.

В последующем 1948 году Канин покидает Великие Луки и принимает на себя обязанности главного режиссера Рязанского театра. В этой должности он остается до последних дней своей жизни».

Как мы видим, Ходорковская и Клинчин нарисовали довольно радужную картину пребывания А. И. Канина в Великих Луках. Это, вроде бы, подтверждается воспоминаниями заслуженного артиста РСФСР Федора Комова «Страницы из истории Великолукского театра»:

«В период работы А. И. Канина в театре заметно вырос коллектив, улучшилось качество спектаклей, да и репертуар стал более солидным, фундаментальным. Шли пье-сы: «Анна Каренина» Толстого, «Последняя жертва» Островского, «Мещане» Горького, «Лев Гурыч Синичкин» Ленского, «Глубокие корни» Гоу и д’Юсса».

Благостную картину рисуют и публикации областной газеты «Великолукская правда». В номере газеты за 24 октября 1947 года написано: «22 октября в редакции газеты «Великолукская правда» состоялась первая литературно-художественная среда. В этот день гостями редакции были актеры областного драматического театра.

Собравшиеся горячо приветствовали ветерана сцены, художественного руководителя театра А. И. Канина.

- Мы приехали сюда, чтобы нашим мастерством помогать великолучанам в их самоотверженном труде по восстановлению своего родного города, - сказал Александр Игнатьевич. - Почтен и благороден труд актера в нашей стране. Актер - активнейший участник общественной жизни. Великой народной любовью и заботой окружены деятели искусства в Советском Союзе. Народ избирает артистов своими депутатами в Советы, награждает их орденами, присваивает им почетные звания. В ответ на эту заботу мы отдадим народу весь наш талант, всю нашу энергию.

Александр Игнатьевич поделился творческими планами театра. Он рассказал о работе над пьесой Н. Погодина «Кремлевские куранты», которая будет показана великолучанам в день празднования 30-й годовщины Октябрьской революции. Надолго запомнится мягкое, проникновенное исполнение А. И. Каниным монолога Луки из пьесы А. М. Горького «На дне».

А 7 ноября газета откликается на постановку А. И. Каниным пьесы Н. Погодина «Кремлевские куранты»: «Художественный руководитель Великолукского драмтеатра, заслуженный артист РСФСР А. И. Канин подготовил к открытию зимнего сезона пьесу Н. Погодина «Кремлевские куранты»:

Заслуженно заслуженным зовут

Артиста, режиссера, патриота.

Его талант и многогранный труд

Достоин долговечного почета.

Мы верим Канину в заветный час -

«Кремлевские куранты» встретят нас»...

20 дней спустя сам Канин в газете напечатал статью «Шагать в ногу с великим временем», посвященную «Кремлевским курантам», и тут же театральный критик Л. Гуров весьма одобрительно оценивает эту режиссерскую работу Александра Игнатьевича. Тогда же в «Великолукской правде» были напечатаны воспоминания Канина о Максиме Горьком.

Официальные документы - краткий доклад директора Великолукского областного драматического театра А. Кларова за 1947 год - тоже, вроде бы, рисуют оптимистическую картину. В духе того времени там написано (цитирую): «Благодаря непосредственной помощи обкома ВКП(б) и облисполкома, к Октябрьским торжествам областной центр получил новое здание областного театра, также к этому периоду творческий состав был реорганизован во главе с художественным руководителем; художественным руководителем, как вы знаете, приглашен заслуженный артист РСФСР Александр Игнатьевич Канин, основным режиссером Данилов В. К., и благодаря наличию авторитетного художественного руководства мы имели возможность пригласить актеров высокой квалификации, таких как: Насонов, Струйская, Иванов, Головин, Милославская, Светлова, Гильченко, Зорина, нам также удалось пригласить молодежь, получившую специальное образование, чего ранее театр не имел, и на сегодняшний день в творческом составе мы 80% имеем со специальным образованием.

Благодаря реорганизации мы имели возможность приготовить пьесы большого полотна, такие как: «Кремлевские куранты», «Глубокие корни», «Последняя жертва», «Мещане», освоить музыкальный водевиль «Лев Гурыч Синичкин» и приступить к работе над советскими пьесами. «Мера за меру», пьеса драматурга Сурова, получившая вторую премию на Всесоюзном конкурсе. С доподлинно большевистской страстностью в пьесе трактуются насущные вопросы колхозной жизни сегодняшнего дня. В пьесе ярко показана организующая сила нашей партии.

«В одном городе», пьеса Софронова, особенно близка по тематике к нашему городу, который ведет грандиозную восстановительную работу. Пьеса ярко показывает людей стройки, энтузиастов восстановления, которые под руководством партии делают свое великое дело. Пьесу для учащихся С. Михалкова «Красный галстук».

Серьезно продумать репертуар второго полугодия, в котором преобладающее значение должна иметь советская пьеса.

На сегодняшний день, хотя мы и работаем в здании драматического театра, но оно далеко еще не закончено, достаточно сказать только одно, что центральное отопление до сих пор полностью не работает, а, наоборот, с каждым днем все более выходит из строя, несмотря на то, что в основном перебоя в топливе мы не имеем и расходуем колоссальнейшее количество топлива, в театре просто холодно».

Однако, спустя несколько месяцев, отдел по делам искусств Великолукского облисполкома, подводя итоги работы драмтеатра за 7 месяцев 1948 года, констатировал: «Работа драматического театра в новом здании с новым составом труппы в 1948 году протекала в сложных условиях. Само здание театра, выстроенное наспех, в основном незаконченное, сырое, с плохой отопительной системой, не могло служить в полной мере нормальному обслуживанию зрителя. Низкая температура, неуютность создавали условия, в которых зритель не всегда мог находиться, а поэтому это явилось одной из причин низкой посещаемости театра. Творческий коллектив, укомплектованный наспех, также не отвечал своему назначению. Коллектив не имел три основных амплуа, без которого успешная работа почти невозможна, а именно: героя-любовника, молодой героини и комика. Формально эти амплуа были, но возраст и их деловые качества не отвечали и не могли ответить запросам зрителя.

Художественное руководство театра, воспитанное театром прошлого, не понимало в должной степени постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», не оценило по-настоящему постановление правительства Союза СССР от 12 марта 1948 года о переходе театров на работу без дотаций, в результате чего некоторые успехи, достигнутые в начале года в работе театра, пошли насмарку.

Руководство театра растерялось, и вместо того, чтобы усилить качество спектаклей, повысить посещаемость театра, повести борьбу за зрителя, начало выпускать скороспелые, на низком художественном и идейном уровне спектакли, чем окончательно оттолкнули зрителя. Отсутствие советской тематики в репертуаре театра сыграло также значительную роль в деятельности театра. Перегруженность репертуара театра классикой говорит о том, что художественное руководство театра или не могло осуществить постановок советской тематики, или не хватало на это творческих возможностей.

Порочный стиль и метод работы дирекции и художественного руководства породил в театре семейственность, панибратство, что, конечно, не могло не отразиться на росте театра. Меры, принимаемые областным отделом по делам искусств, вероятно, были недостаточны, чтобы выправить существовавшее положение, на что было указано в решении исполкома областного совета, и поэтому отделу искусств пришлось прибегнуть к крайним мерам (смена руководства), чтобы в дальнейшем обеспечить нормальную работу драматического театра.

На прошедшие в 1948 году спектакли - 80% падало на классические спектакли, что носит явно ненормальный характер, и областному отделу по делам искусств пришлось категорически указать театру на недопустимость подобного явления. Результатами этого указания явился новый репертуар театра, значительно подкрепленный пьесами советской тематики, как например: «Совесть» Соловьева, «Московский характер» А. Софронова, «Встреча с юностью» Арбузова, «Бархатный сезон» Погодина.

Перестраивая свою работу, театр не мог не оценить замечаний отдела искусств о работе со зрителем, и сейчас подобрался штат уполномоченных по распространению билетов. Намечен план проведения зрительских конференций, усиливается реклама. Началась подготовка к открытию сезона. Пересмотрена отопительная система театра, перекрыта кровля и отделан фасад и произведен ремонт театра. Однако, несмотря на недостатки, областной отдел искусств констатирует, что творчески театр к работе готов. Благодаря тому, что художественный руководитель стремился уйти из театра и ставил этот вопрос везде, где только мог, конечно, не интересовался перспективами театра, и в результате театр не знает, кому поручено и кто будет осуществлять постановку такой пьесы, как «Великая сила» (Б. Ромашова), несмотря на неоднократные указания о недостатке актерского состава, о чем упоминается выше. Художественный руководитель не позаботился, надеясь, что его «авторитет» вывезет, и поэтому не принял никаких мер к усилению творческого состава, зная, что без него такой вопрос решить трудно, и сейчас дирекция театра решительно принимает меры к исправлению греха бывшего художественного руководителя.

Перечисляя все недостатки в работе драматического театра, необходимо все же учесть, что коллектив театра по существу является молодым творческим организмом и поэтому отдельные болезненные явления, наблюдающиеся в процессе роста, изживаются по мере становления коллектива».

Из этого документа мы узнаем, что деятельность Канина в Великолукском драмтеатре проходила в весьма сложных условиях. В духе того времени от режиссера требовали ставить спектакли-однодневки в стиле тогдашней культурной сталинской политики. И оказывается, что переезд Александра Игнатьевича Канина из Великих Лук в Рязань был вынужденным. Этот вывод подтверждает решение № 669 исполнительного комитета Великолукского областного Совета депутатов трудящихся от 12 августа 1948 года «О результатах ревизии драмтеатра». В постановлении есть один любопытный момент: «Необходимо отметить одну из отрицательных сторон, в значительной мере, влияющей на выполнение доходной части и снижения посещаемости театра, - это подбор актеров по ролям. Как установлено в момент ревизии, в театре наличествует семейственность, что приводит к затиранию лучших актеров и поручение ведущих ролей «своим», зачастую несоответствующим данной роли актерам. Существует еще порочная практика подтягивания «хвостов», в результате в театре сложилась пословица: «есть Саратов на Волге, есть и на Ловати».

Как пример можно привести спектакль «Анна Каренина», где роль Карениной была отдана Каниной (жене главного режиссера), не имеющей звания артиста высшей категории, отрицательно воспринимаемой зрителями, тогда как имеется полная возможность дать исполнение этой роли артистке высшей категории Милославской А. Г., хорошо воспринимаемой зрителями и вполне соответствующей данной роли».

Из этого документа можно представить себе, в каких условиях творил выдающийся режиссер. Однако, несмотря на краткость пребывания А. И. Канина в городе на Ловати, он успел поставить в Великолукском драмтеатре следующие спектакли: «Мещане» М. Горького, «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева, «Анна Каренина» Л. Толстого (инсценировка Н. Волкова), «Кремлевские куранты» Н. Погодина.

Остается только пожалеть, что Канин получил Сталинскую премию (Государственную премию СССР) за постановку «Мещан» в Рязани, потому что все основные художественные находки к этому спектаклю он сделал в Великих Луках.

Подводя итоги, позволим себе утверждение, что А. И. Канин оставил в истории Великолукского драматического театра неизгладимый след. А спустя семь лет после отъезда Александра Игнатьевича из города на Ловати, в 1955 году, снимая с должности очередного главного режиссера - Анатолия Борисовича Випмана, заместитель начальника областного управления культуры А. Лапшин ностальгически резюмировал:

«...Великолукский театр заслуживает более зрелого и опытного режиссера. На этом настаивают старейшие актеры театра, помнящие еще работу в театре Великих Лук такого мастера сцены, каким был покойный А. Канин».

Что ж, получилось по искренней русской пословице: «Что имеем - не храним, потерявши, плачем».

Станислав ПЕТРОВ,

кандидат исторических наук

Создано: 11.11.2019 14:45

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить